Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и /или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Стратегическое управление конкурентоспособностью

Управление конкурентоспособностью – выпол­нение перечисленных функций на подсистемах ком­мерческой деятельности. Сопоставляя подходы различных авторов к опре­делению содержательной стороны стратегического управления, можно констатировать, что в основном ученые придерживаются принципов И. Ансоффа и Г. Минцберга:

1) управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;

2) оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения, или «реализуемая стратегия».

Последовательность формирования стратегиче­ского поведения можно свести к следующим четырем этапам:

1). Анализ (оценка внешнего и внутреннего окру­жения, определение миссии. формулировка целей).

2). Планирование (планирование стратегии, поста­новка задач).

3). Реализация (разработка планов, проведение структурных изменений).

4). Контроль (формирование бюджетов, оператив­ное управление, оценка и контроль).

Представим основные вопросы, решаемые на каж­дом из этапов, а также ключевые результаты, кото­рые необходимо получить в качестве исходных дан­ных для последующих действий (табл. 3).

Таблица 3 Последовательность формирования стратегического поведения: от разработки до реализации

Этап

Основной решаемый вопрос

Результат

Анализ

В каких условиях функционирует организация в настоящее время? Каковы ее ре­альные и желаемые перспективы развития в будущем?

Формулировка целей

Планирование

Каким наиболее эффективным способом можно достичь поставленной цели? Что для этого необходимо сделать?

Постановка задач

Реализация

При помощи каких ресурсов, кем, когда и каким образом могут быть выполнены

цели организации?

Формирование бюджетов

Контроль

Каковы возможные внутренние резервы, позволяющие улучшить действующую

систему принятия решений? Какие необходимо внести коррективы, чтобы достичь

выбранного стратегического ориентира?

Оценка и корректировка стратегического поведения


Основными задачами в области управления конкурентоспособностью объектов являются [12]:

  1. анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
  2. развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
  3. формирование цели функционирования и развития объекта;

4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цели или "сжатие" всех конкурентных преимуществ в «лазерный» луч;

5) «направление лазерного луча» на цель.

Таким образом, эффективное управление требует заранее сконцентрировать и правильно направить «лазерный» луч, поэтому определение направлений управления конкурентоспособностью является важным этапом в процессе управления конкурентоспособностью охранного предприятия.

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [6, с. 8]. Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов управления конкурентоспособности предприятия

Данные факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество внутренних и внешних факторов может быть любым (таблица 4).

Таблица 4 Основные факторы конкурентоспособности торгового предприятия

Внешние факторы конкурентоспособности

Внутренние факторы конкурентоспособности

1

2

Государственное регулирование рынка торговли

Миссия предприятия

Обстановка в регионе

Материально-техническая база предприятия

Уровень бизнеса в регионе уровень доходов

Уровень менеджмента на предприятии, личность руководителя

Уровень развития торговых технологий в регионе

Уровень маркетинга на предприятии

Обеспеченность кадрами

Инновационная активность, уровень применяемых технологий

Организация труда и уровень заработной платы

Финансовые показатели деятельности предприятия

Уровень развития инфраструктуры рынка торговли в регионе

Конкурентоспособность товаров

Уровень жизни населения

Ценовая политика предприятия

Спрос на товары в регионе

Уровень квалификации персонала

Конкурентная среда

Качество обслуживания

Стратегии конкурентов

Имидж предприятия

Контактные аудитории

Корпоративная культура


Внутренние факторы конкурентного преимущества организации Фатхутдинов Р.А. подразделяет на шесть групп: 1)структурные, образуемые при проектировании организации; 2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 4) управленческие; 5) рыночные; 6) эффективности.

Единой стратегии управления конкурентоспособностью для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, по­этому и процесс выработки стратегии для каждой из них свой, так как зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, по­ведения конкурентов, характеристик производимой ею продукции и т.д. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работа­ют более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше раз­нообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Иными словами: кто луч­ше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. Ориентация же деятельности предприятия на потребителя позволяет добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Управление конкурентоспособностью в первую очередь представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентоспособность, к которым относятся следующие:

  • соответствие качества продукции требованиям рынка и запросам и ожиданиям конкретного потребителя;
  • совокупные затраты на закупку, доставку, хранение, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию продукции;
  • способность организации выполнять поставки в сроки и объемах, удобных для потребителя;
  • репутация (имидж) организации на рынке, наличие аргументов, подтверждающих надежность организации как партнера.

Итак, управление конкурентоспособностью - это управление качеством + управление ценой + управление взаимоотношениями с потребителями + управление деловой репутацией производителя.


1.3 Стратегический анализ, как важное условие формирования конкурентных преимуществ

М. Портер приводит классическую модель конкурентной среды, определяющуюся пятью конкурентными силами (рисунок 4)

Рисунок 4 - Силы, определяющие среду конкуренции

Согласно М. Портера суть конкуренции выражается пятью силами:

- угрозой появления новых конкурентов;

- угрозой появления товаров или услуг – заменителей;

- способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

- способностью покупателей торговаться;

- соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой».

Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей потребителей. Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или представлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Естественно, что категории "конкуренция" и "конкурентоспособность" должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. Особенности стратегического анализа изображены на рисунке 5.

Изучение рынка

Определение группового показателя по техническим параметрам

Определение целей анализа конкурентоспособности

Расчет интегрального показателя

Разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат

Вывод о конкурентоспособности

Анализ цены потребления

Определение группового показателя по экономическим параметрам

Формулировка требований к изделию

Анализ нормативных параметров. Расчет группового показателя

Определение перечня параметров, подлежащих оценке

Анализ проекта, оценка стоимости, определение емкости рынка и перспектив сбыта изделий

Запросы потенциальных потребителей

Сбор данных о конкурентах

Выбор базы сравнения

Рисунок 5 - Общая схема стратегического анализа

Основные положения, касающиеся обеспечения конкурентоспособности предприятия, которые можно встретить в изданиях, по теории управления предприятием, анализу хозяйственной деятельности и теории маркетинга, в большинстве своем заключаются в следующем:

  • эффективность работы предприятия чаще всего характеризуется показателями рентабельности, чистой прибыли, снижением издержек и другими производными от них величинами;
  • устойчивость функционирования предприятия, как правило, сводится к показателям финансовой устойчивости, связанным с показателями деловой активности и ликвидности;
  • конкурентоспособность предприятия рассматривается в контексте конкурентоспособности продукции.

Анализ экономической литературы, посвященной оценке конкурентоспособности[1; 2; 3], позволяет выделить следующие методические подходы к решению задачи стратегической оценки конкурентоспособности с целью эффективного управления ею.

Основные методы показаны в таблице 5.

Таблица 5 – Методические подходы к оценки конкурентоспособности

Метод

Описание

Достоинства

Недостатки

Оценка с позиции сравнительных преимуществ

предприятие выявляет свои преимущества над конкурентами, например, возможность снижения издержек производства, роста нормы прибыли и т.д.

в простоте оценки уровня конкурентоспособности

в труднодоступности информации, невозможности проанализировать факторы и резервы конкурентоспособности

Оценка с позиции теории равновесия

Повышению конкурентоспособности служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью.

возможность определения внутренних резервов

отсутствие интегрального показателя конкурентоспособности организации, невозможность оценки влияния конкурентной среды и конкурентоспособности товара на рынке

Оценка с позиций анализа товара/услуги предприятия

Данный метод основывается на положении о том, что чем выше конкурентоспособность продукции, тем выше конкурентоспособность ее производителя. Конкурентоспособность продукции оценивается как соотношение цены и качества.

в качестве наиболее важного критерия, влияющего на конкурентоспособность предприятия, рассматривается конкурентоспособность товара.

конкурентоспособность предприятия, не затрагивая другие аспекты, принимает вид конкурентоспособности товара.

Оценка на базе качества продукции

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления его с параметрами базы сравнения по различным группам технических, экономических и иных параметров.

Различают единичные, групповые (или сводные) и интегральные индексы

При оценке используется дифференциальный и комплексный методы.

Продолжение таблицы 5

Метод

Описание

Достоинства

Недостатки

Оценка на основе теории эффективной конкуренции

В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей. Первая группа – показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом; вторая группа – показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами; третья группа – показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования; четвертая группа – показатели конкурентоспособности товара.

Данный метод оценки конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные факторы хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.

в качестве основной единицы конкуренции рынок, а не отрасль.

Оценка по профилю требований

Сущность метода заключается в том, что наиболее сильный конкурент и степень продвижения организации определяются с помощью шкалы экспертных оценок.

наглядность, а также возможность использования косвенных обобщенных показателей, количество которых при использовании данной методики не ограничено.

Сложность исчисления

Оценка при помощи SWOT-анализа

Анализируются слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды.

На основе анализа можно выявить существующие возможности для развития предприятия.

применение SWOT-анализа требует параллельного использования других современных методов исследования

Метод рангов

Основывается на определении мест двух конкурентов по каждому объекту оценки путем ранжирования достигнутых показателей.

Простота применения.

Суммирование мест (рангов) отдельных предприятий или товаров по всем показателям позволяет выявить лучшее предприятие.

дает приблизительный результат и не позволяет полностью оценить уровень отставания предприятия от конкурентов