Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и /или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях развития ры­ночных отношений все большее значение в хозяйственной деятельности предприятий занимает стратегическое управление. Поскольку от его эффективности зависит основной результат деятельности предприятий - финансовая устойчивость, рентабельность, максимальное удовлетворение требований потребителей, что дает возможность рассматривать ее в ка­честве одного из ряда основных конкурент­ных преимуществ предприятий.

Следовательно, их стратегической зада­чей является совершенствование деятельности, рассматриваемое в каче­стве инструмента повышения конкуренто­способности.

Задача повышения конкурентоспособности интересует руководителя любой коммерческой организации, не являющейся монополистом в сфере своей деятельности.

На конкурентоспособность предприятия оказывает влияние множество факторов, без учета и анализа которых оно может потерять конкурентные позиции в отрасли. По этой причине в процессе совершенствования деятельности важным условием является изучение природы и сущности кон­курентоспособности.

Теоретической и методологической основой выполнения данного исследования явились труды классиков экономической науки, работы современных ученых экономистов.

В процессе исследования использовались монографический и абстрактно-логический методы.

Объект работы – ИП Соколова.

Предмет работы - формирование конкурентных преимуществ в организации .

Цель работы – разработать проект совершенствования конкурентоспособностью ИП Соколова с целью увеличения прибыли.

Задачи работы:

1) изучить теоретические основы формирования конкурентных преимуществ;

2) дать характеристику организации ИП Соколова;

3)провести анализ конкурентоспособности ИП Соколова;

4)выявить основные проблемы организации управления конкурентоспособностью ИП Соколова;

5)разработать мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью ИП Соколова;

6)провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Работа имеет следующую структуру: введение, три части и заключение. Информационную базу настоящей работы составили нормативные акты Российской Федерации, литературные источники, периодические издания, материалы научных конференций и семинаров, информационные данные сети Интернет по теме «коммерческая деятельность».

Практическое значение исследования заключается в возможности использования предложенных разработок в целях улучшения управления коммерческой деятельностью предприятия и станет основой написания работы.


Глава 1 Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности

В теории и практике экономической науки одним из ключевых понятий является «конку­рентоспособность», которая наряду с другими аналогичными ему по степени обобщения, уров­ням соподчинения, взаимосвязям и т.п., такими как «полезность», «эффективность», «ценность» и др., является конкретной формой выражения более общего понятия «результативность» [10, c. 40].

Конкурентоспособность в широком понимании этого слова представляет собой умение опережать других в достижении поставленных целей.

По мнению многих исследователей, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме конкурентоспособности, до сих пор нет как общепринятого определения данного понятия, так и единого подхода к методам оценки и формирования конкурентоспособности. Это связано с многоаспектностью, многоуровневостью и неопределенностью в предметной области категории «конкурентоспособность». По словам М. Портера, «для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии». Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала «низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу». По мнению Ю. Кормнова, «универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов и объектов нет. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится» [19, c. 45].

Современные исследователи термин "конкурентоспособность" используют для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, страны, группы стран. В экономической литературе последних лет многоуровневый подход представлен практически во всех работах.

Мы проанализировали представления о системе уровней конкурентоспособности и предлагаем выделение четырех уровней, которые будут отличаться методами оценки и механизмами повышения конкурентоспособности (таблица 1).


Таблица 1 – Иерархия уровней конкурентоспособности

Уровень

Вид

Описание

1

2

3

СУБЪЕКТНЫЙ УРОВЕНЬ

МАКРОУРОВНЕВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Страна

МЕЗОУРОВНЕВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Региональная отрасль

МИКРОУРОВНЕВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Предприятие

ОБЪЕКТНЫЙ УРОВЕНЬ

Товар

Между субъектами конкурентоспособности, находящимися на разных уровнях, существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Многие исследователи отмечают, что конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью производимого им товара [34, с. 15]. В то же время товар не является единственным фактором, определяющим конкурентоспособность предприятия. На нее оказывают влияние внешняя (политика региональных и федеральных органов власти, отраслевые институты, поставщики, конкуренты) и внутренняя среда (менеджмент, квалификация производственных работников, оборудование, технологии), в которой функционирует предприятие.

Таким образом, до настоящего времени остается дискуссионным, к каким объектам и субъектам применимо свойство конкурентоспособности. Вместе с тем, все производственные и территориальные экономические системы являются предметом исследования в теории конкурентоспособности. В таблице 2 представлены определения конкурентоспособности, данные различными исследователями.

Таблица 2 – Конкурентоспособность как экономическое понятие

N п/п

Авторы

Содержание понятия

Свойства конкурентоспособности

1

2

3

4

1

М.Ю. Носова [42, с. 28]

Экономические отношения между хозяйствующими субъектами рыночного пространства по поводу достижения преимуществ во внешней среде, а также устойчивого внутреннего развития и обеспечения на этой основе высокой эффективности деятельности в условиях трансформируемой экономики

Основывается на конкурентных преимуществах; эффективность

2

А.А. Мигранян [41]

Это результат воздействия совокупности факторов конкурентного механизма, выражающийся через степень востребованности и экономической эффективности производимого продукта, либо любого хозяйствующего субъекта (предприятия, отрасли или экономической системы в целом), производящего блага

Эффективность; многоуровневость

3

П.С. Завьялов [23]

Конкурентоспособность есть концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоят конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешних рынках

Относительность; многофакторность

4

Н.И. Перцовский,

И.А. Спиридонов,

С.В. Барсукова [44]

Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение страны, ее экономики, товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, характеризующие такое состояние и его динамику

Динамичность; многофакторность

5

Н.И. Комков, А.В. Лазарев [29]

Конкурентоспособность объекта – это обладание набором (вектором) свойств, создающих преимущества в экономическом соревновании на конкурентных рынках. Поэтому для завоевания большей доли рынка необходим и более высокий уровень конкурентоспособности объекта, вследствие чего конкурентоспособность – это категория, характеризующая положение объекта относительно других объектов-конкурентов на рынке, выраженная совокупностью показателей

Базируется на конкурентных преимуществах; относительность; многофакторность


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

6

Е.В. Зандер,

Е.В. Инюхина,

Ю.И. Старцева [25, с. 10]

Конкурентоспособность социально-экономической системы – это динамическое понятие, которое включает в себя две составляющие: текущая конкурентоспособность – состояние, достигнутое системой к настоящему моменту, исходя из объективных предпосылок для развития; и стратегическая конкурентоспособность. На стратегическом уровне конкурентоспособными являются те системы, которые могут генерировать конкурентные преимущества благодаря эффективной политике на соответствующем уровне управления вне зависимости от исходных предпосылок

Динамичность, способность к накоплению конкурентных преимуществ; управляемость

7

В.Г. Белкин,

Ю.Д. Шмидт,

И.М. Романова [8, с. 95]

Способность страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей – укрепления или завоевания позиций на конкурентном рынке

Относительность; способность побеждать в конкурентной борьбе

8

Л.П. Кураков, В.Л. Кураков [32]

Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п.

Относительность; многофакторность

9

Р.А. Фатхутдинов [59, с. 356]

Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке

Относительность;

способность выдерживать

конкуренцию

10

Ю.Ю. Александрова [4]

Агрегированная характеристика конкурентных преимуществ, т.е. тех активов и параметров субъекта рыночных отношений, которые формируют его позитивные отличия перед соперниками в конкуренции.

Относительность; базируется на конкурентных преимуществах

11

А.В. Коротков [31, с. 277]

Конкурентоспособность – сравнительная характеристика конкретных продуктов, стратегических коммерческих (хозяйственных) подразделений, предприятий по принципу "лучше-хуже" с позиций потребителей

Относительность; оценивается потребителями


Современный этап развития коммерции характеризуется ужесточением конкуренции на рынке товаров и услуг как со стороны отечественных коммерческих фирм, так и зарубежных предприятий.

Классификационная схема показателей, раскрывающих понятие конкурентоспособности показано на рисунке 1.

Конкурентоспособнос

ть

Экономи-ческие показатели

Показатели качества

Показатели внешнего формиро-вания

Долговременные

Краткосрочные

Стандартизируемые (определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями)

-тенденции развития экономики;

- тенденции развития рынка;

- тенденции НТП;

- устойчивые сдвиги в структуре потребления;

- прочие.

- колебания конъюнктуры;

- внезапное появление или уход конкурента с рынка;

- изменение моды;

- прочие.

- назначенные;

- эргономичные;

- прочие.

Регламентируемые (определяемые техническими регламентами и постановлениями)

- Патентно-правовые;

- безопасности;

- экологические;

- прочие.

Единовременные (затраты на приобретение продукции)

- оплаченная стоимость изделия;

- расходы на транспортирование;

- налоги, таможенные сборы;

- расходы на монтаж, предпродажное обслуживание;

- прочие.

Текущие (затраты на эксплуатацию)

- расходы на обслуживание, услуги;

- расходы на ремонт;

- расходы на запчасти;

- расходы на топливо, энергию;

- расходы на амортизацию;

- расходы на утилизацию изделия и пр.

Рисунок 1 - Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность

Проведенный информационный поиск показал, что в экономической литературе практически отсутствует четкая регламентация показателей товарной конкурентной среды. В связи с этим нами предложен уточненный перечень показателей конкурентной среды (рисунок 2).

Рисунок 2 - Показатели конкурентной среды

Таким образом, конкурентная среда оказывает разнообразное влияние на повеление предпринимателей на рынке. Можно говорить о многостороннем эффекте конкурентной среды на изменение рыночной ситуации: формы, виды, методы конкурентной борьбы, степень эффективности предпринимательской деятельности, формирование цен, спроса и предложения. В конечном счете, от того, насколько развита конкурентная среда, зависит конкурентоспособность региона.