Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и /или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 5

Метод

Описание

Достоинства

Недостатки

Матричный метод оценки конкурентоспособности

Данный метод основан на учете жизненного цикла товара/услуги. Анализируется матрица, которая строится по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали– относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, занимающие значительную долю на быстрорастущем рынке.

При наличии достоверной информации об объемах реализации достигается высокая репрезентативность оценки

исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение принятия управленческих решений

Метод разницы

в сравнении с предприятием конкурентом по отдельным показателям определяются преимущества и недостатки предприятия.

По каждому из сравниваемых показателей определяется не только позиция предприятия, но и количественный разрыв в достигнутых значениях.

Метод «эталона» (графический метод)

Используется для отображения зон конкурентных преимуществ и недостатков предприятия. Для его использования необходимо: определить направления (зоны) оценки конкурентоспособности, причем рекомендуется ограничиться 5–6 направлениями оценки; установить максимальное (эталонное) количество баллов оценки по каждому направлению; определить количество баллов, набранных предприятием, по сравнению с эталонным значением; построить диаграмму, иллюстрирующую конкурентоспособность предприятия.

Метод может использоваться и для сравнения с эталоном (идеальной моделью) функционирования предприятия

Продолжение таблицы 5

Метод

Описание

Достоинства

Недостатки

Метод DEA анализа

Используется для оценки эффективности систем однородных объектов, которые занимаются одинаковыми видами деятельности и используют при этом одинаковые ресурсы.

Метод DEA основывается на нахождении относительной эффективности работы как отношения совокупности значений входных параметров к совокупности значений выходных параметров. Для вычисления значения эффективности каждого объекта решается задача оптимизации симплекс-методом. В методе DEA различают два основных типа задач: 1) задача минимизации затрат; 2) задача максимизации прибыли.


На рис. 6 представлена качественная связь между конкурентоспособностью отдельных потребительских товаров и услуг и конкуренто­способностью предпринимательской структуры в целом.

Рисунок 6 – Взаимосвязь между конкурентоспособностью отдельных потребительских товаров и услуг и конкурентоспособностью организации в целом

К построению системы показателей для оценки конкурентоспособности организации сферы торговли были предъявлены следующие требования:

  1. Система должна максимально отражать все составляющие конкурентоспособности, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости.
  2. Количество показателей, включаемых в систему, должно удовлетворять требованиям необходимости и достаточности.
  3. Система оценочных показателей должна позволять анализировать как отдельные элементы конкурентоспособности, выражавшиеся частными показателями, так и их совокупное влияние наиболее обобщенно (через обобщающие показатели).
  4. Отдельные показатели этой системы должны согласовываться по объектам и уровням управления, т.е. обладать свойствами интегрирования.

5. В основу классификации должен быть положен четкий классификационный признак, определяемый целью, с которой проводится

ГЛАВА 2 Анализ конкурентных преимуществ предприятия малого бизнеса на примере ИП Соколова

2.1 Характеристика деятельности ИП Соколова

ИП Соколова осуществляет свою деятельность как индивидуальный предприниматель и зарегистрировано по адресу осуществления торговой деятельности:

Основными видами деятельности являются:

  • оптовая и розничная торговля продуктов питания;
  • оптовая и розничная торговля алкогольной продукции и другими напитками;.
  • оптовая и розничная торговля табачными изделиями;
  • оптовая и розничная торговля бакалейной продукцией;
  • оптовая розничная торговля бытовой химией;
  • оптовая и розничная торговля канцелярскими принадлежностями;
  • оптовая и розничная торговля парфюмерией и косметическими средствами;
  • оптовая и розничная торговля бытовыми электроприборами;
  • оптовая и розничная торговля книгами, журналами, газетами и др. товарами;
  • аренда автотранспорта и оборудования;
  • деятельность по перевозке пассажиров и грузов;
  • хранение и складирование;
  • осуществление других видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.

В настоящее время ИП Соколова предлагает более 2 тыс. торговых наименований товаров ежедневного потребления, в основном продуктов питания. Большая площадь торгового зала (около 500 кв. м) позволяет предоставлять широкий ассортимент свежих, охлажденных и замороженных продуктов.

В магазине основный метод продажи – самообслуживание.

Рассмотрим организационную структуру ИП Соколова.

В работе ИП Соколова участвуют:

  • отдел снабжения;
  • отдел сбыта;
  • склад;
  • бухгалтерия;
  • служба безопасности.

Все отделы имеют руководителей, которые в соответствии со своими должностными обязанностями несут ответственность за работу отдела.

Директор магазина

Отдел снабжения

Отдел сбыта

Бухгалтерия (Главный бухгалтер)

Склад

Служба безопасности

Рисунок 7 – Организационная структура ИП Соколова

Организационная структура носит линейно-функциональный характер.

2.2 Стратегический анализ предприятия

Проведем STЕЕР – анализ окружения ИП Соколова, а построения и оценки профиля внешней среды составим таблицу.

Оценка факторов будет проводиться как количественно, так и качественно.

Таблица 6 – оценка STЕЕР факторов

Название фактора

Качественная оценка

Знак влияния (+/-)

Важность

(0-10)

Возможные мероприятия

Социальные факторы

Демографический фактор

Слабое

+

5

Привлечение новых клиентов системой бонусов и скидок

Культура питания

Значительное

-

3

Строительство мегамартов, магазинов, предприятий общественного питания

Снижение благосостояния народа

Значительное

-

7

Создание скидок для малоимущих слоев

Рост цен.

Слабое

-

1

Предоставление скидок и бонусов постоянным клиентам

Влияние инфляции

Слабое

+

3

Привлечение клиентов оптимальным уровнем цен, скидки корпоративным клиентам

Увеличение расходов

Существенное

-

3

Контроль над структурой затрат

Сохранение акциз на спиртное

Существенное

+

4

Привлечение клиентов оптимальными ценами на спиртное

Завышение ставок кредитования

Существенное

-

5

Планирование бюджета и поиск дополнительных источников привлечения финансов

Политические факторы

Разрешение на рекламу алкогольных напитков

Слабое

-

5

Рассмотрение возможности рекламной компании

Увеличение акциз на спитное

Сильное

-

7

Выравнивание цен на спиртное и блюда за счет завышения последнего

Экологические факторы

Увеличение потребления альтернативных видов отдыха (заказ еды на дом)

Очень слабое

-

1

Рассмотрение возможности открытия нового кафе, увеличения доставки

Ужесточение требований к качеству обслуживания

Существенное

-

3

Поиск возможностей привлечение новых средств для обучения персонала

Технологические факторы

Вынужденный переход на новые программные продукты

Значительное

+

5

Оценка потенциала имеющегося персонала и постепенное совершенствование IT сферы


Рассмотрим в диаграмме значение анализируемых факторов.


Рисунок 8 – Важность факторов внешней среды

Подробное рассмотрение и анализ преимуществ организации будут рассмотрены на этапе внутреннего анализа организации.

Далее проведем анализ пяти сил Портера (рисунок 9).

Прямые конкуренты: Вероятность

Молния, Дикси, новых конкурентов

Пятерочка: средняя:

3 балла 2 балла

ИП Соколова

Угроза появления Рыночная власть

Продуктов-заменителей поставщиков

1 балл 2 балла

Рыночная власть

покупателей

2 балла

Рисунок 9 – Пять сил Портера применительно к ИП Соколовой

Суммируя полученные оценки, средний бал для ИП Сколова составляет 2 балла. Что означает для нас, что давление на ИП Соколова есть, но серьезных угроз пока не представляет. Для определения характеристик продукции и услуг, продажу которых осуществляет ИП Соколова используем матрицу Бостонской консультационной группы. Построение и анализ матрицы позволяет получить простое и наглядное представление о месте и сравнительной силе товара (рисунок 10).

На рынке услуг торговли продуктами питания выступают крупные компании г. Челябинска, реализующие большой ассортимент товаров, и имеющие большую известность в городе.

Размер по вертикали в матрице задается показателем объема роста спроса, по горизонтали – соотношение доли рынка.

алкоголь

бытовая химия,

парфюмерия,

косметикаа

мясо, птица, грибы

Фрукты,

сухофрукты, овощи

Бакалея

0%

50%

100%

0%

50%

100%

Относительная доля рынка

"Собаки"

"Трудные дети"

"Звезды"

"Дойные коровы"

Темп роста рынка

Рисунок 12 – Матрица BCG услуг ИП Соколова, в процентах

Как видно из матрицы БКГ, у ИП Соколова нет нерентабельных товаров, требующих сокращения.

Далее, проведем SNW-анализ (таблица 7).

Таблица 7 - SNW-анализ

Значимые в работе организации параметры

Качественная оценка позиции

Сильная

Нейтральная

Слабая

Очень хорошо (100)

Хорошо

(75)

Средне

(50)

Плохо

(25)

Очень плохо

(0)

1

2

3

4

5

6

7

1

Стратегия

Г

+

2

Реализация стратегических изменений

Г

+

3

Управление качеством

Г

+

4

Маркетинг

Г

+

5

Товарная политика

Г

+

6

Ценовая политика

Г

+

7

Продвижение и реклама

Г

+

8

Управление закупками

Г+

9

Управление запасами

Г

+

10

Внутренняя логистика

Г

+

11

Клиентоориентированность

Г

+

12

Кадровая политика

Г

+

13

Система мотивации

Г

+

14

Качество персонала

Г

+

15

Корпоративная культура

Г

+

16

Эффективность коммуникаций

Г

+

17

IT- инфраструктура

Г

+

18

Финансовая устойчивость

Г

+

19

Управленческий учет

Г

+

20

Социально-психологический климат в коллективе

Г

+

21

Стратегия управления персоналом

Г+

22

Технология обслуживания

Г+

23

Формализация бизнес-процессов

Г

+


Для анализа среды используем метод SWОT-анализа, где перечисляются слабые и сильные стороны организации, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы.

Для этого представим обобщенные данные STЕР и SNW анализа в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ факторов

Внешняя среда:

Возможности

- Демографический фактор

-Сохранение ставок акциза на спиртное

Угрозы

-Увеличение потребителей "здорового питания"

-Введение скидок для малоимущих слоев населения

-Постановление правительства о разрешении рекламы спиртных напитков

- Увеличение расходов

- Завышение ставок кредитования

- Увеличение акцизов на спиртное

-Ужесточение требований к качеству продукции и обслуживания

- Вынужденный переход на новые программные продукты

Внутренняя среда:

-Рост числа клиентов способен увеличить продажи за счет совершенствования существующих услуг (доставка еды) и оказания новых (кейтеринг)

-Развитая IT инфраструктура и хороший уровень образования персонала создают возможности для более легкого перехода на новые программные продукты

Сильные стороны

Наличие стратегии

Управленческий учет

Управление безопасностью

Использование техники и оборудования

Товарная политика

Управление закупками и запасами

IT инфраструктура

Качество персонала

Слабые стороны

Качество товара

Ценовая политика

Кадровая политика

Мотивация персонала

Финансовая устойчивость

Клиентоориентированность

-Не удовлетворительное качество товара и высокие цены при росте спроса на рынке могут увести значительную часть клиентов.

-Проблемы с финансовой устойчивостью при сохранении уровня инфляции сократят расходы организации

-Низкий уровень мотивации персонала при повышении числа клиентов на рынке на рынке может привести к снижению спроса в связи с плохим уровнем обслуживания

-В связи с неустойчивым положением в финансовой сфере для организации создают проблемы завышенные ставки, расходы, переход на новые программные продукты, повышение спроса "здорового питания".

-Отсутствие клиентоориентированности при увеличении потребителей может также сказаться в снижении спроса и утеканию части прибыли.