Файл: Налоги как цена услуг государства (Подходы к пониманию налога как цены государственных услуг).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
глава 1. подходы к пониманию налога как цены государственных услуг
1.1.Налоги как цена государственных услуг
1.2. Роль налогов в формировании бюджета государства
Глава 2. актуальные проблемы собираемости налогов
2.1. Проблемы взимания НДС с организаций
2.2. Мероприятия по повышению собираемости налогов с организаций
НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказание услуг или реализация товаров. Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рынке, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться [6, с. 109].
В налоговой системе НДС является косвенным типом сборов, то есть не обязателен для уплаты всеми физическими и юридическими лицами. Для его начисления выделена определенная категория лиц, которые должны платить за выполнение одного из вышеуказанных действий. При этом основа НДС - это добавленная стоимость, то есть разность между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных материальных и ресурсных средств. По факту, источники изготовления, пока они не приобретены в частную или корпоративную собственность, принадлежат государству. А потому любой вывоз продукции за рубеж должен сопровождаться уплатой НДС. Также НДС уплачивается и в результате ввоза продукции, однако это выполняется по стандартам того государства, откуда он поступает [7, с. 163].
При этом важно, что НДС - это многоступенчатый налог. Это значит, что на каждом этапе производства он должен уплачиваться в бюджет страны. Оценивая особенности производственной деятельности каждого государства, а также приоритеты в отношении экспорта становится ясным, что НДС существенно пополняет казну государства, позволяя реализовывать социальные и государственные программы.
Немаловажной проблемой налогообложения юридических лиц является проблема совершенствования НДС. НДС сегодня - это наиболее динамично развивающийся налог.
Налог на добавленную стоимость играет ключевую роль в процессе формирования доходов консолидированного бюджета. Применение и распространение НДС обосновывается фискальными, экономическими и психологическими преимуществами. Фискальные преимущества заключаются в его высокой доходности, так как практически каждый человек уплачивает этот налог независимо от того, какой доход получает [8, с.69].
НДС обеспечивает нейтральность налогообложения, поскольку позволяет определить для экспортных товаров сумму налога к возврату, а импортные товары обложить налогом на той же основе, что и продукцию, произведенную внутри страны.
Психологические преимущества состоят в том, что высокий доход от поступления достигается практически незаметно, так как конечные потребители уплачивают НДС неосознанно.
Несмотря на весомость НДС для доходной части бюджета, он остается одним из самых проблемных налогов в российской налоговой системе.
По данным Финансового казначейства РФ и Минфина РФ в Приложении А, отразим структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2012-2015 году:
В целом величина налоговых доходов в 2015 году заметно снизилась: -2,6 п.п. ВВП к уровню 2014 г.
Поступления НДС на протяжении 2012-2015 годов имеют тенденцию на повышение год от года, в 2014 поступления НДС больше чем в 2012 году на
Рисунок 2.1. Динамика поступлений налоговых доходов и НДС в федеральный бюджет РФ в 2012-2015 гг.
В структуре налоговых поступлений в 2012-2014 году преобладают таможенные пошлины (от 37,07% до 38,02%), далее следует НДС (от 31,79% до 32,88%), на 3 месте идет НДПИ (от 22,45% до 23,16%). Акцизы и налог на прибыль занимают практически одинаковый удельный вес - чуть более 4%.
Графически структура налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2013 году отражено на рисунке 2, в 2014 году на рисунке 3, в 2015 году на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет
Рисунок 2.3 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2014 году
Рисунок 2.4 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2015 году
Из данных рисунка 6 видно, что доходы от поступления НДС в федеральный бюджет РФ имеют положительную динамику в период 2010-2011 гг.
Поступление НДС за 2012 г. составило 3545,8 млрд. руб., в том числе 1886,14 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1659,66 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличение по сравнению с соответствующим периодом на 7,6 %. Причинами этому послужили высокая база сравнения (в 2010 и 2011 годах высокие темпы роста основных экономических показателей объяснялись выходом российской экономики из кризиса 2008 и 2009 годов), замедление темпов роста экономики, закрытие отдельных этапов крупномасштабных инвестиционных проектов. Также большое влияние оказал рост вычетов по налогу.
В 2013 г. поступление НДС составило 3539,01 млрд. руб., в том числе 1868,21 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1670,80 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ. Небольшое снижение доходов от поступлений связано с массовым уходом индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) в теневую экономику либо их полной ликвидацией в первом полугодии 2013 года. Снижение также связано с охлаждением российской экономики, то есть с замедлением роста [10, с. 161].
Поступление НДС за 2014 г. составило 3931,66 млрд. руб., в том числе 2181,42 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1750,24 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличение по сравнению с 2012 годом на 10,88 %.
Анализируя структуру фактического поступления налоговых доходов федерального бюджета в 2015 году (таблица 1) можно отметить рост поступлений в относительном выражении по НДПИ (+0,3 п.п. ВВП), по НДС на товары, реализуемые на территории РФ (+0,2 п.п. ВВП) и по налогу на прибыль организаций (+0,1 п.п. ВВП). Рост поступлений по НДПИ связан с радикальным увеличением с начала 2015 г. базовой ставки НДПИ на нефть с 493 до 766 руб./т, которое проведено в рамках «налогового маневра» [11, с.23].
Поступления таможенных пошлин по итогам 2015 г. значительно сократились - на 3,2 п.п. ВВП, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления сократились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок (коэффициента в формуле) вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% против 59% в 2014 г. Эта мера была реализована в рамках «налогового маневра». Объем поступлений по НДС на товары, реализуемые на территории РФ в 2015 г. демонстрирует незначительный рост, на 0,2 п.п. ВВП. При этом доходы от НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и от акцизов (как «ввозных», так и «внутренних») сохранились в долях ВВП на уровне 2014 г.
О значимости налога на добавленную стоимость говорят многие экономисты: С.Г. Чеглакова, Н.Л. Макаркина, Н.И. Малис, Т.Л. Крутякова А.В. Шипилова, Т.Л. Далхатовна, О.Ю. Остапчук, И.В. Сибиряткина, Е.В. Кондусова и др.
Так например, А.В. Шипилова в своей статье пишет: «Одним из обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость (НДС). За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов» [12, с.38].
Т.Л. Далхатовна говорит о значимости появления НДС в мировом налогообложении «Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость. Налог называют самым эффективным нововведением последней трети ХХв.» [13, с.139].
И.В. Сибиряткина размышляя о проблемах налогообложения добавленной стоимости пишет: «Для решения проблем налогообложения налога на добавленную стоимость необходимо предпринимать меры, направленные на увеличение дохода организации. Одним из направлений политики в области повышения доходного положения в налоговой системе является оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также устранение имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [14, с.303].
Также есть экономисты, выступающие за отмену НДС, например, Н.А. Ивашов говорит: «отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в 3-4 раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «в белую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличие от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки [15, с. 12].
В процессе формирования федерального бюджета НДС играет главную роль. Однако данный налог создает много проблем и сложностей в налоговой системе РФ. Существует огромное количество схем ухода от уплаты налога. Сложность администрирования и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению налога на добавленную стоимость [16, с.43].
Минусами данного налога являются:
- Сложность в администрировании (делает данный налог неэффективным не только в России, но и за рубежом).
- Регрессивность: малообеспеченные граждане чувствуют всю нагрузку, которую создает этот налог на их доходы. Потребители покупают одни и те же товары по одним и тем же установленным ценам, которые включают в себя фиксированную сумму налога на добавленную стоимость в независимости от размера своих доходов. В этом случае малообеспеченные потребители расходуют большую часть своих средств на уплату налога на добавленную стоимость.
Действие в нашей стране трех налоговых ставок (0 10 и 18%) приводит к сложной ситуации при исчислении налога на добавленную стоимость. Одно предприятие может недоплачивать в бюджет, другое переплачивать, а третье вообще зарабатывать на доплате государством. Данным налогом недовольны и предприниматели, их не устраивают отказы о возмещении при экспорте. Ими было отмечено, что налоговые органы почти всегда нарушают сроки по возмещению налога на добавленную стоимость, в результате этого большинства возмещений налога приходится добиваться через суд, что очень накладно для них [17, с.118].
В России есть трудности с возмещением налога на добавленную стоимость и обоснованием вычетов по внешнеэкономическим сделкам, примененных в тех или иных случаях, что препятствует выходу российских компаний на внешний рынок. Структура налога позволяет создавать различные схемы махинаций по уклонению от уплаты налога, либо его минимизации и даже субсидирования из бюджета. Одна из таких схем уклонения от налога носит название «карусельная». Суть данной махинации состоит в том, что предприниматели импортируют товары, а после этого продают их с накруткой, равной по величине ставке налога на добавленную стоимость, а разницу оставляют себе. НДС в бюджет не перечисляется. Чаще всего такие махинации проводятся через большое число компаний, что мешает проводить расследование таких схем уклонений. С налогом на добавленную стоимость связанно большое количество налоговых преступлений, приводящих к неправомерным возмещениям данного налога из бюджета РФ.
Также в России есть множество не совсем законных способов минимизировать налог на добавленную стоимость. Например, схема с занижением цен товаров или схема с разделением финансовых потоков.
Суть этой схемы заключается в том, что часть добавленной стоимости крупного холдинга перераспределяется между мелкими розничными предприятиями, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Фискальные плюсы налога на добавленную стоимость содержат в себе следующие элементы: высокая доходность и обширность налогового бремени.
Налог на добавленную стоимость создает нейтральность налогообложения при условии правильного применения данного налога. Эту особенность налога используют для обложения торговых операций на международном рынке. Структура НДС дает возможность для экспортных товаров обеспечить вывоз их, будучи освобожденными от налогообложения, а импортные товары обложить налогом, таким же, как и для товаров, работ и услуг, произведённых в Российской Федерации. Исходя из этого, можно сказать, что данная форма экономического «нейтралитета» играет важную роль для правильного функционирования механизмов международной торговли [18, с.103].
Налог на добавленную стоимость одинаково значим в отношении к торговым операциям внутри страны. Отличительной чертой данного налога является то, что при его исчислении не рассматривается количество владельцев, которых сменила продукция до своего попадания к конечному потребителю, и какая часть стоимости продукции была приплюсована на том или ином этапе реализации к стоимости товара (продукции, услуги).
Можно полагать, что налог на добавленную стоимость превосходит налог на доходы физических лиц в увеличении накопления капитала. НДС не влияет пагубно на решения инвестиционные и решения в сфере занятости.
НДС оказывает разнообразное воздействие на разные уровни экономики. Чем больше доля материальных затрат, доля выполненных работ и оказанных услуг сторонних организаций, в совокупной стоимости произведенных товаров, тем меньшая сумма его оборота будет облагаться налогом. В неблагоприятных экономических условиях находятся трудоемкие отрасли экономики с высокой долей чистой продукции в валовом обороте.
Психологические особенности налога на добавленную стоимость состоят в том, что большая доходность от поступления незаметна, так как потребители товара уплачивают НДС, который входит в стоимость товара. Благодаря этому факту можно избежать конфликта непосредственно с потребителями товаров, работ, услуг (налогоплательщиками) и снизить сопротивление общественности при увеличении или уменьшении налога [19, с.79].