Файл: Налоги как цена услуг государства (Подходы к пониманию налога как цены государственных услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Роль налогов в формировании бюджета государства

Основным источником доходов современного государства являются налоговые поступления. Большая часть бюджета Российской Федерации пополняется именно за счет налогов и сборов. Данные средства расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны, поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. [12.C.31]

Анализ налоговых поступлений занимает большое место в разработке налоговой и бюджетной политики, так как обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим требованием для стабильного и эффективного функционирования государства. Конечный результат анализа позволяет изучить налоговые поступления, провести их оценку, изучение динамики и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему позволяет выявить связь между оценкой социально-экономического состояния страны и крупнейшими бюджетообразующими налогоплательщиками под воздействием изменений, происходящих в налоговой политике и законодательстве, а так же мотиваций налогоплательщиков при выборе модели поведения. Выше сказанное определяет актуальность данной темы.

По данным, полученным по отчетам ФНС России поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 гг. в целом увеличились на 2384 млн. руб.

Согласно данным, представленным в таблице 1.1, наибольшую часть доходов бюджета занимают отрасли:

  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  • оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее. [9.C.21]

Для наглядного представления, данные по поступлениям налогов по отраслям за 2014-2016 гг. представим в таблице, рассчитаем структуру.

Таблица 1.1.

Налоговые поступления по основным видам экономической деятельности за 2014-2016 гг.

Вид экономической деятельности

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

Сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

Сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

Всего

11322659,6

100

12606291,9

100

13707085,9

100

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

45092,7

0,4

65208,6

0,5

17607,0

0,6

Рыболовство, рыбоводство

9110,0

0,1

10496,7

0,1

4297048,9

0,1

Добыча полезных ископаемых

3274720,9

28,9

3764146,4

29,9

2474249,9

31,3

Обрабатывающие производства

2137088,2

18,9

2283540,6

18,1

431891,5

18,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

331498,4

2,9

368441,0

2,9

601090,5

3,2

Строительство

275509,9

2,4

607079,5

4,8

1518714,3

4,4

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее

586861,8

5,2

1336438,6

10,6

83386,8

11,1

Гостиницы и рестораны

75553,8

0,7

78739,5

0,6

801369,5

0,6

Транспорт и связь

706159,3

6,2

783621,4

6,2

548934,6

5,8

Финансовая деятельность

541872,9

4,8

596852,6

4,7

1 493563,6

4,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1121027,9

9,9

1271593,3

10,1

17607,0

10,9

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

342376,2

3,0

364129,6

2,9

376231,1

2,7

Образование

245990,9

2,2

271709,5

2,2

292088,5

2,1

Здравоохранение и предоставление соц. услуг

202412,7

1,8

218610,3

1,7

238526,8

1,7

Прочие

509976,1

4,5

585684,3

4,65

450393,2

3,29


Проанализируем поступления по данным видам деятельности.

2016 г.

2015 г.

2014 г.

Рис. 1.1. Структура поступлений налогов, сборов в консолидированный бюджет РФ по видам экономической деятельности 2014-2016 гг. [12]

По данным, представленным на рисунке 1, видно, что в течение рассматриваемого периода основной доходообразующей статьей бюджета является добыча полезных ископаемых. Причем налоговые поступления по данному виду деятельности ежегодно увеличиваются. [16.C.2]

При этом максимальное значение данного показателя в отраслевой структуре наблюдается в 2016 году (31,3 %), минимальное - в 2014 году (28,9 %), что позволяет сделать вывод не только о стабильности данного вида экономической деятельности, но и о его развитии, обусловленным высоким природно-ресурсным потенциалом страны. Рост поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых связан с увеличением ставки по налогу на добычу нефти а так же с постоянно растущими объемами добычи нефти. Также поступления данного налога возросли в связи ростом добычи организациями общеиспользуемых полезных ископаемых, являющихся объектом налогообложения.

Следующей по величине отраслью выступают обрабатывающие производства. По данным таблицы также наблюдается ежегодное увеличение налоговых поступлений по данному виду деятельности. Однако увеличение данного показателя не столь значительно: в период с 2014 по 2016 года произошло увеличение в размере 337 млн. руб., которое нельзя назвать большим по сравнению с увеличением поступлений от добычи полезных ископаемых, которое составило 1022 млн. рублей. Максимальное значение в структуре обрабатывающие производства достигают в 2014 году (18,9 %), что говорит о снижении активности в данном виде деятельности. [8.C.31]

Существенными являются и поступления от операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. В 2014 году данный вид деятельности являлся третьим по величине, и в последующие годы его увеличение составило: в абсолютном выражении - 373 млн. рублей, в относительном - 33 %; однако, уже в 2015 году третьим по величине показателем становится оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочие виды деятельности. Данный показатель увеличился за год более чем в два раза и значительно повлиял на структуру: доля оптовой и розничной торговли в 2014 году составляла 5,2 %, а в 2016 году - 11,1 %. Основной вклад поступлений в данной отрасли вносят оптовая торговля готовой продукцией и полуфабрикатами, сырьем, так же средствами производства и потребительскими товарами. [17.C.2]


Остальные показатели находятся в пределах от 0,1 % до 5 %: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны, рыболовство и рыбоводство и другие.

Далее проведем анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ по видам экономической деятельности, доходы от которых претерпели значительные изменения в течение рассматриваемого периода, однако, не оказали особого внимания на структуру. К таким видам деятельности относятся:

  1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  2. производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  3. строительство;

Динамика вышеперечисленных доходных статей представлена в табл. 2.

На основе данных, представленных в таблице, можно отметить, что в 2016 году размер поступлений в бюджет от отрасли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства возросли на 81,8 % и 25,7 % по отношению к 2014 и 2015 годам соответственно. [9.C.4]

Таблица 1.2.

Динамика поступлений по отельным видам деятельности, млн. руб.

Вид деятельности

Анализируемый

период

Изменение 2016 г., +/-

Темп прироста 2016 г. к, %

2014

2015

2016

2014

2015

2014

2015

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

45

65

82

+37

+17

81,83

25,73

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

331

368

432

+101

+64

30,28

17,22

Строительство

276

607

601

+325

-6

118,17

-0,99

Основными причинами увеличения доходов от данной отрасли, являются:

  1. повышение интенсификации производства с помощью более рационального применения удобрений, кормов, применения новой техники и прочих факторов;
  2. увеличение субсидий: повышение субсидий наблюдается в основном из регионального бюджета; тем не менее, уровень ассигнований не удовлетворяет всем нуждам;
  3. снижение затрат на материальные ресурсы, а также достижение эквивалентности цен на продукцию сельскохозяйственного и промышленного производства;
  4. улучшение качества продукции, что будет способствовать увеличению ее конкурентоспособности; [13.C.5]
  5. повышение цен реализации продукции и обеспечение гарантии сбыта.

К видам экономической деятельности, доходы от которых претерпели значительные изменения в течение рассматриваемого периода также относится производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Изменение данного показателя характеризуется увеличением поступлений на 30 % относительно 2014 года, что в абсолютном выражении составило 101 млн. руб., и ростом доходов на 17 % по отношению к 2015 году, что в абсолютном выражении составляет 64 млн. руб.


Увеличение поступлений от такого вида деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды объясняется ежегодным ростом цен и тарифов на услуги и продукцию естественных монополий.

Анализируемая таблица показывает, что поступления от такой отрасли, как строительство увеличились в 2016 году по отношению к 2014, причем достаточно резко - 118 %, что в абсолютном выражении составляет 325 млн. руб. Однако относительно 2015 года доходность по данному виду деятельности остался на прежнем уровне. Изменения не превысили и 1 %.

Динамика в строительстве обусловлена окончанием некоторых этапов строительства, осуществляемых в рамках реализации крупных государственных и частных инвестиционных проектов, носящих длительный характер.

Как видно из результатов проведенного анализа, высокий уровень налогообложения характерен для эффективных отраслей, что свидетельствует о дискриминационном характере государства к предприятиям рентабельных отраслей. Это приводит к тому, что самые эффективные предприятия не заинтересованы в расширении объемов своей легальной деятельности и увеличении рабочих мест, а стремятся к дроблению бизнеса и применению различных схем ухода от налогообложения, вплоть до перехода в теневой сектор [6].

Целесообразно рассчитать уровень налоговой нагрузки по данным видам деятельности.

2014 г

2015 г.

2016 г.

Рис. 1.2. Налоговая нагрузка по видам деятельности

По представленным на рисунке 1.2 данным можно судить о наличии высокой отраслевой дифференциации налоговой нагрузки: от 2,7 % на оптовую и розничную торговлю до 37,9 % на организации по добыче полезных ископаемых.

По итогам 2016 года наибольший показатель налоговой нагрузки принадлежит добывающей отрасли. Данное явление ожидаемо, поскольку этот вид деятельности, помимо всех прочих налогов, облагается налогом на добычу полезных ископаемых. Коэффициент налоговой нагрузки по добыче полезных ископаемых составляет 38,5 % в 2015 году и 37,9 % в 2016.

Среди других высокую налоговую нагрузку так же имеет отрасль операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. В 2016 году коэффициент по данному виду деятельности составил 17,2 %. [8]

Самые низкие показатели налоговой нагрузки - в отраслях сельского хозяйства и оптовой и розничной торговли. В 2016 году они составляли, соответственно, 3,5 % и 2,7 %. Низкий уровень нагрузки в сельском хозяйстве объясняется тем, что в данном виде экономической деятельности низкая величина прибыли, и в то же время щадящий налоговый режим. Соединяясь, указанные факторы дают самые низкие налоговые поступления по экономике, при этом выручка остаётся достаточно существенной. Следовательно, соотношение налоговых поступлений и выручки оказывается весьма небольшим. Налоговое бремя в оптовой и розничной торговле слабее - за счёт того, что выручка в данной отрасли находится на высоком уровне (в силу особенностей данного вида деятельности в России), в то время как объём собираемых налогов непропорционально мал. Таким образом, коэффициент отношения налогов к выручке является низким.


В целом анализ показателей нагрузки по всем видам деятельности и его сопоставление с налоговым бременем других стран показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза. Данный факт свидетельствует о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах.

Для того чтобы не создавать дополнительную нагрузку на налогоплательщиков, согласно прогнозам социально-экономического развития России, увеличение налоговых доходов в бюджеты не планируется. Однако ежегодно в сфере налогообложения будут проводиться структурные изменения в существующих налогах и порядке их уплаты в бюджеты. [9]

Проведение анализа налоговых поступлений является неотъемлемой частью при выявлении факторов, влияющих на повышение или понижение доходной части бюджета. Качественно проведённая аналитическая работа, позволяет не только провести оценку налоговой базы, но и провести максимально точный прогноз налоговых поступлений, рационально планировать контрольные мероприятия, правильно оценить распределение налоговых обязательств организаций, и своевременно выделять зоны, приоритетные для усиления налогового администрирования.

Выводы:

Таким образом, выходом из сложившейся ситуации может стать снижение налоговых ставок. Однако следует повысить при этом штрафные санкции за уклонение или неуплату налогов. Сделать это нужно таким образом, чтобы платить налоги стало выгоднее, чем уклониться от налога и заплатить санкции которые в два или три раза выше налогов.

Глава 2. актуальные проблемы собираемости налогов

2.1. Проблемы взимания НДС с организаций

Интерес государств к НДС обложения налогом является чисто практическим, так как страны за счет него пополняют свой бюджет. При этом сам НДС - это один из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны, построенной на рыночных отношениях. Экономическое проявление данных функций осуществляется посредством контроля потребления продукции, оказания услуг и сдерживания монополий на выпуск и реализацию одного или нескольких групп товаров [5, с.14].