Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Понятие и сущность стратегии организации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой стратегии современной организации
1.1. Понятие и сущность стратегии организации
1.2. Содержание кадровой стратегии и ее виды
1.3. Основные подходы к реализации кадровой стратегии на предприятии
Глава 2. Анализ кадровой стратегии в ООО «Мозаика»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ факторов и показателей стратегического управления человеческими ресурсами на предприятии
На основе представленных в таблице 3 данных видно, что выручка к концу анализируемого периода снизилась на 1230 тыс. руб. или 7% и составил 17120 тыс. руб. Одновременно с падением объема выручки снизилась и себестоимость реализации, что негативно отразилось на величине прибыли «Мозаика», которая с каждым годом сокращалась.
Рентабельность услуг также снизилась, но рассматриваемое предприятие по-прежнему осталось прибыльным и рентабельным.
Организационная структура и масштабы деятельности определяют показатели численности персонала, которые приведены в таблице 4.
Таблица 4
Динамика численности работников ООО «Мозаика»
Перечень категорий работающих |
Значение показателя по годам, чел. |
Изменения 2018г. к 2016г. |
|||
---|---|---|---|---|---|
2016 |
2017 |
2018 |
Чел. |
% |
|
- руководители |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
- специалисты |
10 |
11 |
10 |
0 |
0 |
- служащие |
7 |
8 |
8 |
+1 |
+14 |
Итого |
19 |
21 |
20 |
+1 |
+5 |
На основе представленных в таблице 4 данных видно, что численность работников предприятия в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 1 человека или на 14% за счет роста численности служащих на 1 человека. Численность специалистов, увеличившись в 2017 г. на 1 человека, в 2018 г. возвратилась к исходному уровню. Численность руководителей стабильна.
2.2. Анализ факторов и показателей стратегического управления человеческими ресурсами на предприятии
Свою деятельность рассматриваемое предприятие осуществляет с начала 2006 года и сейчас оно находится на стадии «зрелости». Стадия «зрелости» характеризуется тем, что у организации резко усиливается конкуренция, что вызвано в основном значительным усложнением процесса привлечения новых потребителей, а сама организация, исчерпав все стандартные средства привлечения новых клиентов, должна находить новые источники реализации имеющегося потенциала.
Для изучения факторов внешней среды, оказывающих влияние на организацию, проведем PEST-анализ (см. таблица 5).
Таблица 5
PEST–анализ
Политико-правовые факторы |
Экономические факторы |
- трудовое законодательство - налоговая система - государственное влияние в отрасли; - политическая стабильность -государственные законодательные акты |
- цены на энергоресурсы; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - уровень конкуренции в отрасли -возможность гос. поддержки |
Социально-культурныефакторы |
Технологические факторы |
- демографические изменения (стиль жизни, привычки); - перемены в образе жизни; - изменение вкусов, моды и предпочтений потребителей; |
- государственная налоговая политика; - появление новой продукции-аналога; - новые производственные технологии (быстрые технологические изменения); - автоматизация средств технического контроля качества. |
Р-политика. ООО «Мозаика» является предприятием малого бизнеса. Как и на большинство организаций российского малого бизнеса на деятельность рассматриваемого предприятия влияет изменения в трудовом законодательстве, способные привести к увеличению или к снижению налоговых и социальных взносов; политическая стабильность, определяющая размер потока и специфику иностранных туристов, посещающих город Екатеринбург; различные законодательные изменения, напрямую регулирующие все стороны деятельности бизнеса малого масштаба в целом, а сферу общественного питания в частности.
E-экономика. При росте налогов и жилищно-коммунальной платы, предприятие будет меньше получать прибыли. При увеличении инфляции возрастут цены на услуги. Снижение покупательской способности, потребителей способно привести к снижению количества постоянных посетителей и, как следствие, к банкротству.
S-социальная среда. Снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности в стране, может оказать влияние на рассматриваемое предприятие; миграция, трудоспособность населения также будет оказывать воздействие; имидж, репутация организации и узнаваемость названия ресторана, привлекает клиентов; реклама должна быть недорогой и соответствовать современным трендам.
T-технология. Использование устаревших технологий при хранении и приготовлении продуктов приведет к увеличению издержек и цен, а увеличение цен в результате низкой продуктивности применяемых технологий, к сокращению числа потребителей, ведь потребители не станут посещать заведения с завышенными ценами.
Таким образом, рассматриваемый ресторан подвержен влиянию любых изменений внешней среды, будь это сфера политической, экономической, социальной или технологической. Однако, благодаря своей организационной структуре и небольшим размерам рассматриваемое предприятие способно быстро адаптироваться под данные изменения и находить решение в зависимости от ситуации.
При помощи критериев оценки деятельности со стороны заинтересованных групп проведем анализ внешней реакции на организацию. (см. табл. 6).
Таблица 6
Критерии оценки заинтересованных групп
Внешние факторы, которые имеют непосредственное влияние – это благоприятная политика государства, экономическая стабильность, - уровень безработицы, благоприятная демографическая ситуация, конкуренты, новые производственные технологии, автоматизация и т.д.
На основании данных факторов необходимым является проведение дальнейшего анализа с помощью EFAS-анализа (резюме анализа внешних стратегических факторов) (см. табл. 7).
Таблица 7
EFAS–анализ
Вес |
|||
Возможности |
|||
Благоприятная политика государства |
|||
Новые производственные технологии |
|||
Благоприятная демографическая ситуация |
|||
Угрозы Количество денег в обращении |
|||
Рост конкуренции |
|||
В данном случае оценка 3,28 свидетельствует о том, что реакция кадровой политики предприятия на стратегические факторы внешней среды находятся на среднем уровне.
Таким образом, можно сделать выводы, что основными негативными факторами являются:
- ситуация на рынке труда;
- рост инфляции в России и нестабильная ситуация в российской экономике, что не привлекает иностранных инвесторов;
- рост конкуренции;
- снижение прибыли предприятия;
- снижение активности потребителей.
В целях проведения анализа внутренней среды ООО «Мозаика» необходимо проанализировать ряд показателей.
В целях проведения анализа внутренней среды ООО «Мозаика» необходимо проанализировать ряд показателей, характеризующих ее. В первую очередь необходимо оценить показатели движения кадров (см. табл. 8).
Таблица 8
Исходные данные для анализа движения персонала ООО «Мозаика» за 2016-2018 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
|
Абсолютное, чел. |
Относительное, % |
|||
Среднесписочная численность на начало периода |
19 |
21 |
+2 |
+10,52% |
Принято на предприятие |
5 |
2 |
-3 |
-40,00% |
Выбыло с предприятия |
3 |
3 |
0 |
0 |
- на учебу |
0 |
0 |
- |
- |
- в декрет |
0 |
0 |
- |
- |
- на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом |
1 |
0 |
-1 |
0 |
- по собственному желанию |
2 |
3 |
+1 |
+50,00% |
- за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
0 |
0 |
0 |
- в связи с внешними факторами экономической среды |
0 |
0 |
0 |
- |
Среднесписочная численность работающих |
21 |
20 |
-1 |
-4,77% |
Далее рассчитаем коэффициенты движения персонала (см. табл. 9).
Таблица 9
Коэффициенты движения персонала, %
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение, (+,-) |
Коэф-т оборота по приему % |
23,82 |
10,00 |
-13,8 |
Коэф-т оборота по выбытию % |
14,28 |
15,00 |
+0,72 |
Коэф-т постоянства состава кадров, % |
90,48 |
85,00 |
-5,48 |
Коэф-т текучести кадров % |
9,52 |
15,00 |
+5,48 |