Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 5730
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Понятие конкурентной стратегии
1.3 Подходы к формированию конкурентных стратегий
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «АСТРА-7»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Астра-7»
2.2 Оценка конкурентной стратегии ООО «Астра-7»
В 2017 г. суммарная перевозка грузов вагонами ООО «Астра-7» снизилась на 7% и составила 247,2 млн. тонн, при этом перевозка ООО «Астра-7» на сети РЖД сократилась на 5%, до 243,1 млн тонн
Ключевые результаты операционной деятельности ООО «Астра-7» в 2013 г.:
- Рост парка в оперировании на 3% до 200 192 вагонов.
- Суммарная перевозка грузов в 2013 году – 247,2 млн. тонн, в том числе на сети РЖД – 243,1 млн. тонн.
- Общий грузооборот – 423,8 млрд. т·км, в том числе на сети РЖД – 397,3 млрд т·км;
- Сохранение средней производительности вагона ООО «Астра-7» на уровне, превышающем на 10% аналогичный показатель по рынку железнодорожных перевозок в целом.
- Повышение качества клиентского портфеля и его стабилизация на перспективу за счет планомерного увеличения доли долгосрочных контрактов с крупнейшими и финансово устойчивыми промышленными компаниями и отказа от обслуживания клиентов с низкой платежной дисциплиной.
- Планомерная работа по сокращению затрат на порожние рейсы, увеличение доли отправительской маршрутизации и группности порожних вагонов в течение 2013 года.
- Повышение эффективности программ ремонтов и технического обслуживания, в том числе за счет централизованных закупок запасных частей у производителей.
Ключевые результаты по финансовой деятельности ООО «Астра-7» в 2017 г.:
- Общие операционные расходы снизились на 2%;
- Себестоимость материалов и услуг снизилась на 4%;
- Показатель EBITDA по итогам 2013 года составил 36,5 млрд. рублей;
- Рентабельность по EBITDA составила 35%;
- Свободный денежный поток составил 26 млрд. рублей;
Несмотря на непростой для всех участников железнодорожной отрасли год, ООО «Астра-7» продемонстрировала устойчивый операционный и свободный денежный поток в размере 32 987 млн. рублей и 26 044 млн. рублей, соответственно.
2.2 Оценка конкурентной стратегии ООО «Астра-7»
Стратегическая цель ООО «Астра-7» - обеспечение устойчивого развития бизнеса, а также долгосрочного роста стоимости Компании.
Элементы лидерства ООО «Астра-7»:
- Крупнейший частный оператор грузовых железнодорожных перевозок в мире по размеру парка;
Парк Компании насчитывает более 208 тысяч грузовых вагонов, включая полувагоны для перевозки самых различных типов грузов, цистерны для сырой нефти и нефтепродуктов, крытые вагоны для пакетированных и других видов грузов, цементовозы, минераловозы для химической продукции и удобрений, а также платформы, служащие для перевозки оборудования и машиностроительной продукции. Размер и разнообразие нашего парка, присутствие во всех ключевых сегментах рынка обеспечивают необходимую диверсификацию бизнеса, а также позволяют оперативно реагировать на рыночные изменения и удовлетворять потребности российской экономики в эффективных транс-портных услугах.
- Наибольшая доля рынка в России как по подвижному составу, так и по грузообороту;
ООО «Астра-7» - лидер по объемам перевозки грузов, обслуживает все ключевые отрасли российской промышленности. Крупнейший в России парк грузовых вагонов Компании позволяет работать буквально в любой точке страны.
- Широкая география присутствия;
Одним из неоспоримых конкурентных преимуществ ООО «Астра-7» является широкая география присутствия. Региональная сеть насчитывает 14 филиалов, которые расположены по всей территории страны.
- Лидерство через постоянное улучшение;
Объем деятельности Компании создает эффект масштаба, направленный на улучшение показателей, например, на снижение затрат на ремонт и обслуживание подвижного состава.
- Высокие стандарты корпоративного управления и сильная менеджерская команда.
Базовой ценностью и важнейшими принципами работы ООО «Астра-7» являются обеспечение устойчивого роста стоимости для акционеров и поддержание высокого уровня транспарентности. Компания внедряет практику корпоративного управления, которая является залогом устойчивого бизнеса.
Стратегическое видение бизнеса руководства ООО «Астра-7» включает следующие элементы:
- Сохранение лидирующих позиций в железнодорожных перевозках на Пространстве-1520 за счет реализации индивидуальных стратегий по каждому роду подвижного состава;
- Рост эффективности ведения бизнеса за счет:
- реализации программы по повышению операционной эффективности;
- развития компетенций в работе с ключевыми клиентами и внедрения индивидуального ценностного предложения, а также индивидуальной маркетинговой политики по каждому из ключевых клиентов.
Постепенная диверсификация бизнеса по цепочке создания стоимости с целью:
- Повышения качества транспортных услуг;
- лучшения ценностного предложения для клиентов и, как следствие, увеличения грузовой базы и построения долгосрочных отношений;
- Создания компетенций для роста в случае изменения структуры рынка.
Стратегические задачи, решение которых позволит ООО «Астра-7» достичь своей цели и результаты в 2017 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1
Стратегические задачи ООО «Астра-7»
Задачи |
Результаты в 2017 г. |
Максимизация эффективности бизнеса |
|
|
|
Повышение операционной эффективности |
|
|
|
Расширение зоны обслуживания клиентов |
|
|
Подписание меморандума о стратегическом сотрудничестве с АО «Казтемiртранс» - крупнейшим оператором грузового вагонного парка Республики Казахстан. |
Результаты анализа способности к привлечению и воспроизводству ресурсов для текущей деятельности исследуемого предприятия представлены в Приложении 1.
Балльная характеристика потенциала конкурентоспособности ООО «Астра-7» высокая. Проведенный анализ внешней и внутренней среды позволяет сформировать SWOT-анализ (табл. 2). Посредством проведения SWOT-анализа возможно определить правильность выбранной стратегии развития компании и скорректировать деятельность.
Таблица 2
SWOT-анализ ООО «Астра-7»
Возможности: Расширение ассортимента услуг Увеличение дохода Работа с постоянными клиентами Активность государства в поддержке легальных участников |
Угрозы: Появление конкурентов Повышение накладных расходов Снижение платежеспособности потребителей |
|
Сильные стороны: Автоматизированная диспетчерская служба оказание дополнительных услуг Квалифицированное руководство |
Стимулирование постоянных клиентов (подарки, акции, накопительная система) Предложение качественных услуг Увеличение объема выполняемых услуг Выход на новые рынки |
Укрепление конкурентных позиций; Создание учебного центра по подготовке кадров Легализация |
Слабые стороны: Слабая политика продвижения Нестабильность коллектива Отсутствие отдела по управлению качеством Отсутствие целенаправленной маркетинговой программы |
Использование различных видов рекламы для продвижения услуг Стимулирование персонала Привлечение инвестиций (лизинг) |
Увеличение объёмов заказов, путем стимулирования клиентов (накопительных скидок) Выявить слабые стороны конкурентов и предложить клиентам свои услуги |
Анализ матрицы показывает, что в первую очередь необходимо опасаться угрозы сокращения доходов, т.к. предприятие находится на самофинансировании и его рекламная деятельность полностью зависит от его доходов. Также требуется уделять внимание такой угрозе, как появление новых конкурентов, внимательно и ответственно подходить к её устранению, путем привлечения клиентов новыми услугами и стимулирующими приемами.
Угроза утечки кадров имеет место быть в связи с жесткой конкуренцией, установившейся сегодня на рынке транспортных услуг. Необходимо не упускать её из виду и устранять по мере необходимости, используя для персонала предприятия стимулирующие выплаты.
Перечень возможностей:
- Увеличение клиентов за счет быстрого и качественного обслуживания.
- Увеличение доходов за счет увеличения разнообразия предоставляемых услуг.
- Расширение предприятия, за счет приобретения новых машин.
- Анализ матрицы показывает, что особенно важно использовать возможность увеличения клиентов и увеличение доходов.
Возможность расширить предприятие необходимо не упускать из виду и использовать при наличии средств.
Стратегические задачи ООО «Астра-7» в 2018-2020 гг.:
1. Повышение эффективности технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
- оптимизация затрат за счет эффекта масштаба.
- усиление контроля за ремонтом и техническим обслуживанием подвижного состава, осуществляемым сторонними организациями.
- усиление интеграции с вагоноремонтными предприятиями.
- внедрение инновационных технологий.
2. Диверсификация услуг;
- выстраивание системы управления внутренней логистической системой клиента.
- развитие сегмента оказания комплексных логистических услуг.
- получение практического опыта и обучение специалистов по предоставлению услуг локомотивной тяги в преддверии вероятной приватизации рынка.
Для сохранения долгосрочного лидерства, обеспечения возможности дальнейших инвестиций и постоянного роста стоимости бизнеса в 2013 г. году запущен комплексный проект по внедрению принципов «Бережливого производства», предполагающих оптимизацию бизнес-процессов и сокращение непроизводительных расходов через минимизацию потерь времени и ресурсов при осуществлении операционной деятельности на всех этапах (рис. 1).
Среди уже реализованных проектов можно выделить:
- автоматизация информационно-справочной системы на ППС «Ачинск» в Красноярском филиале, внедрение которой позволило более чем в 3 раза сократить время обработки информации по вагонам;
- технологические нововведения на ППС «Комбинатская», которые привели к уменьшению непроизводительного простоя эстакад при подготовке цистерн под налив нефтепродуктов, а также к сокращению расхода пара и электроэнергии и оптимизации использования автотранспорта;
- внедрение нового регламента взаимодействия подразделений Красноярского филиала ПГК, которое привело к значительному сокращению времени на обработку документации при проведении отцепочного ремонта вагонов.
/
/
/
/
Ключевая компетенция
предприятия
Снижение стоимости
продукции / услуги
Повышение ценности
для клиента
Реинжиниринг
бизнес-процессов
«Точно в срок»
(Just in time)
Синхронизация
Визуализация
Автоматизация
Стандартизация
Всеобщее
управление
качеством
Гибкость в производстве / оказании услуг
Постоянное
совершенствование
Рисунок 1 – Ключевые принципы
«Бережливого производства»
Важным результатом внедрения принципов «Бережливого производства» является увеличение уровня вовлеченности каждого сотрудника в процесс оптимизации производственной деятельности, что с одной стороны приводит к росту эффективности, а с другой – повышает мотивацию и инициативность работников.
Классификация факторов качества транспортных услуг ООО «Астра-7» представлена в табл. 3.
Таблица 3
Факторы качества транспортных услуг на предприятии
железнодорожного транспорта
Внутренние факторы |
Маркетинговая деятельность предприятия железнодорожного транспорта:
|
Проектная деятельность 1. Проектирование транспортной услуги, в том числе:
2. Проектирование транспортной инфраструктуры предприятием. |
Закупочная деятельность:
|
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств подразделениями предприятия |
Работа с персоналом предприятия транспорта:
|
Информационное обеспечение деятельности предприятия |
Развитие и содержание транспортной инфраструктуры |
Внешние факторы качества транспортных услуг предприятия железнодорожного транспорта |
Техническое обслуживание транспортных средств сторонней организацией |
Ремонт транспортных средств сторонней организацией |
Развитие транспортной инфраструктуры государством |
Содержание транспортной инфраструктуры государством |
Уровень социально-экономического развития государства |
Уровень культуры общества |