Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 5733
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Понятие конкурентной стратегии
1.3 Подходы к формированию конкурентных стратегий
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «АСТРА-7»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Астра-7»
2.2 Оценка конкурентной стратегии ООО «Астра-7»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире в условиях обострения конкуренции и глобали- зации формирование и реализация четкой и долгосрочной стратегии становятся необходимой потребностью существования предприятий, основой эффективной модели становления и развития предприятия. Имеются в виду не только крупные или преуспевающие предприятия, но и о малые их формы, а также ор- ганизации в базовых отраслях, которые больше не способны работать по ста- ринке не оглядываясь на партнеров и конкурентов по инерции. В данное время только стратегическое долгосрочное видение и активные действия с подключе- нием различных сетевых взаимодействий может дать шанс на выживание и ис- пользование новых возможностей
В современных условиях динамичной, острой конкурентной борьбы как на национальном, так и на международном рынках возрастает необходимость разработки субъектами предпринимательства обоснованных и эффективных стратегий конкурентного поведения
Предприятие, прежде чем строить стратегию, должно определить какие предприятия представляют или могут представлять конкуренцию на рынке. Обычно, такими предприятиями являются предприятия, производящие аналогичную продукцию или занимающиеся аналогичным видом деятельности. После определения и оценки основных конкурентов, предприятие должно выстроить конкурентные стратегии, посредством которых оно может получить конкурентные преимущества. Данные меры реализуются через предложение на рынке данной продукции товаров более высокой потребительской ценности.
В период развития рыночной экономики особенно прослеживается акту- альность формирования и функционирования долгосрочных перспектив развития организаций. Данная особенность обуславливает появление и суще-ствование множества фирм, тем самым повышая общую рыночную конкурен- цию.
Целью курсового исследования является изучение конкуретных стратегий компаний на внутреннем и внешнем рынках.
Эта цель достигается путём рассмотрения и решения следующих задач:
- изучить теоретические основы формирования конкурентных стратегий;
- провести анализ конкурентной стратегии ООО «Астра-7».
Объектом исследования данной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Астра-7».
В свою очередь, предметом исследования представленной работы является конкурентная стратегия развития ООО «Астра-7».
Теоретической и методической основой решения поставленных задач послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического управления, инвестиционного менеджмента, экономической теории. В процессе исследования использовались труды западных авторов в области стратегического управления и разработки конкурентных стратегий, отечественных ученых и специалистов по проблемам управления предприятием. Исследование основывалось на принципах системного подхода, классифицирования, обобщения, экономического, логического и сравнительного анализа.
Цель задачи исследования структуру настоящей , которая логически из введения, глав, заключения, списка и .
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Понятие конкурентной стратегии
Впервые понятие «конкурентная стратегия», классификация видов конкурентных стратегий были сформулированы М. Портером в его известном научном труде «Конкурентная стратегия»[1]. Идеи, высказанные им в этой книге, стали своеобразным прорывом в области стратегического планирования конкуренции. Несмотря на стремительное развитие бизнеса в мире, основополагающие выводы и предложения в этой области, сформулированные М. Портером более 30 лет назад, и сейчас актуальны, важны и своевременны.
Научно-технический прогресс, динамичное развитие международных экономических отношений диктует компаниям любой организационноправовой формы предпринимательства новые правила поведения в конкурентной среде бизнеса. Соперничество за свою нишу на рынке требует от компаний максимальной мобилизации материальных, трудовых, финансовых, инновационных ресурсов, учета всех непрерывно происходящих изменений рыночной конъюнктуры, постоянного мониторинга и детального изучения и анализа динамики рынка.
Отличительной чертой развития международного бизнеса на современном этапе является обострение международной конкуренции, перенесение центра тяжести конкурентной борьбы между компаниями с национального на региональный и международный уровни. Современная международная конкуренция характеризуется невиданной ранее масштабностью и динамизмом. Масштабность международной конкуренции связана с ростом количества участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под влиянием международного разделения труда, международной специализации и кооперации в самых различных областях предпринимательской деятельности. Разрушается региональная изолированность, увеличивается число соперников на мировом рынке[2]. В этих условиях компании оказываются передпроблемой разработки обоснованной конкурентной стратегии. Отсутствие долгосрочных целей вносит в деятельность компаний элемент неопределенности. Любая фирма, функционирующая на национальном рынке и тем более осваивающая международный рынок, должна четко представлять свои основные направления деятельности и выделять приоритеты своего развития.
В противном случае она начинает двигаться вслед за изменениями рыночной конъюнктуры, а поскольку последняя изменяется достаточно динамично и непрерывно, то компания оказывается не в состоянии занять устойчивое конкурентное положение на рынке и противостоять соперникам.
Таким образом, любая фирма стоит переднеобходимостью разработки эффективной стратегии конкурентного поведения. Успех в конкурентной борьбе в современных условиях, достижение реальной конкурентоспособности во многом определяются способностью субъектов предпринимательства разрабатывать и реализовывать на практике эффективные конкурентные стратегии, позволяющие компаниям занять более выгодную конкурентную позицию в среде бизнеса. Такую стратегию необходимо формировать на основе глубокого анализа слабых и сильных конкурентных позиций соперников для того, чтобы выявить приоритетные и первоочередные направления деятельности.
Стратегия по М. Портеру заключается в постоянном поиске и разработке индивидуального и неповторимого способа конкурентной борьбы, который позволил бы компании разработать особенный видценности и стать индивидуальной и неповторимой в конкурентной среде бизнеса. М. Портер считает, что основой конкурентной стратегии является умение устанавливать границы, т. е. те пределы, которых она собирается достичь на рынке. Процесс разработки конкурентной стратегии осуществляется по спирали, компания делает выбор между стремлениями и своими возможностями, постоянно рассматривая и анализируя разнообразные альтернативные варианты.
1.2 Стратегии по Портеру
М. Портер предлагает несколько типов базовых конкурентных стратегий, которые всегда помогают компаниям выделиться на фоне конкурентов.
Стратегия лидерства по издержкам. Для того чтобы добиться успеха, компания должна снизить издержки и стать лидером по этому показателю в отрасли. Достигнув низких затрат на производство, компания может получать более высокую прибыль за счет экономии на масштабах производства и разнообразия ассортимента продукции.
Суть этой стратегии заключается в достижении отраслевого лидерства в издержках путем создания и эффективного использования производственных мощностей, жесткого контроля производственных расходов, минимизации затрат в системе сбыта, рекламе и пр.
Стратегия дифференциации товаров или услуг, предлагаемых фирмой, позволяет создать у потребителей убежденность в том, что продукт компании превосходит подобный продукт конкурентов, т. е. воспринимается в рамках отрасли как уникальный. Это позволяет компании предлагать более высокие цены на товар. Дифференциация может осуществляться в самых разнообразных формах, например, по престижу дизайна или бренда: Mercedes в автомобилестроении, по технологии: Macintosh – в области стереокомпонентов, по функциональным возможностям: JennAir – в производстве электроплит, по обслуживанию потребителей: Grown Cork and Seal – в производстве металлической тары.
Стратегия фокусирования на определенном товаре, группе покупателей или на узконаправленном сегменте рынка. Эта стратегия может принимать самые разнообразные формы. Но, в отличие от стратегии дифференциации и низких издержек, охватывающих отрасль в целом, эта стратегия нацелена на вполне определенный, небольшой сегмент рынка, и основная задача фирмы при этом заключается в том, чтобы выглядеть привлекательно именно для этого сегмента покупателей.
В процессе реализации данной стратегии фирма достигает успеха за счет более эффективного удовлетворения потребностей рынка или снижения затрат путем разработки продукции под запросы конкретных покупателей. Так, например, компания Fort Howard Paper концентрируется на узком сегменте бумажных изделий промышленного применения, избегая производства потребительских товаров, фирма Martin Brower оптовую торговлю продовольственными товарами ограничивает несколькими сетями. Компания нацелена на удовлетворение специализированных потребностей клиентов, размещая товарные склады близко к фирме.
Разнообразие задач, которые выдвигают перед компаниями их владельцы, приводит к разнообразию определения сущности и видов конкурентных стратегий в среде бизнеса.
Рассмотренная классификация конкурентных стратегий по М. Портеру не дает возможности в полной мере учесть поведение компаний в конкурентной среде бизнеса – крупных, средних, малых – узкоспециализированных, с широкой дифференциацией ассортимента продукции в различных рыночных ситуациях. Такой подход к характеристике конкурентных стратегий, основанный на рациональном выборе стратегических областей бизнеса в зависимости от конкретных обстоятельств, имеющих поведенческую основу, предлагает Ю. Б. Рубин[3].
Определяя сущность конкурентных стратегий, Ю. Б. Рубин подчеркивает, что конкурентные стратегии представляют собой документы, разработанные участниками рынка и принятые ими к исполнению, в которых отражаются определяющие цели и результаты их участия в конкуренции, основополагающие ресурсы ведения конкуренции и ключевые факторы предпринимательского успеха, перечень основных соперников и союзников, а также основных конкурентных действий.
Рассматривая конкурентные стратегии как элемент предпринимательских стратегий, Ю. Б. Рубин отмечает их отличие от других типов предпринимательских стратегий: производственных, финансовых, сбытовых, инновационных, кадровых и др.
Это отличие состоит в необходимости максимального учета характера поведения компаний в конкурентной среде бизнеса. В процессе конкурентного поведения одни компании стремятся увеличить свою рыночную долю, нарастить ресурсный и конкурентный потенциал путем ослабления и устранения конкурентов с рынка, другие – за счет присоединения конкурентов и превращения их в собственные подразделения, третьи – путем обособления от соперников.
В зависимости от конкретных целей по отношению к стратегическим соперникам фирма-конкурент может применять в отношении соперников следующие конкурентные стратегии:
- стратегию механической монополизации, цель которой состоит в ослаблении конкурентов и устранении их как самостоятельных субъектов предпринимательства;
- стратегию интегрирующей консолидации – увеличение рыночной доли компании за счет присоединения конкурента и превращения его в собственное линейное или автономное подразделение;
- стратегию обособления бизнеса, цель которой состоит в обеспечении безопасного функционирования бизнеса путем организационного дистанцирования от соперников;
- стратегию кооперативной солидарности, ориентированную на сотрудничество с конкурентами и совместные с ними действия в отношении общих соперников;
- стратегию компромиссного сотрудничества – стратегическое сотрудничество взаимно конкурирующих компаний. Конкуренты стремятся урегулировать все возможные возникающие противоречия и конфликты, своевременно определить пределы допустимых компромиссов.
1.3 Подходы к формированию конкурентных стратегий
В многообразии научных работ в деятельности стратегического менедж- мента понятие конкурентной стратегии определяет свод правил и приемов, ко- торыми следует руководствоваться организации, если основой деятельности является реализация и эффективное функционирование конкурентных страте- гий данного сегмента рынка.
Таким образом, правильным управленческим решением является ориен- тация на осуществление конкурентных преимуществ, которые обеспечат наилучшее финансовое положение фирмы. Следовательно, при формировании конкурентных стратегий главной целью будет выявление основных факторов стратегического успеха предприятия, основанных на общих принципах конку- ренции.
Грамотно сформулированная стратегия организации зависит от суще- ствования долгосрочных преимуществ в конкурентной среде. Долгосрочность конкурентного преимущества основывается на способности организации вы- держать и обеспечить его сохранность от возможных угроз со стороны конку- рентов.
Стабильность конкурентного преимущества характеризуется некото- рыми факторам, среди которых источники конкурентных преимуществ и спо- собность предприятия изыскивать дополнительные возможности реализации конкурентных преимуществ.