Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях, в ситуации нестабильности занятости и рынка труда, перед предприятиями из самых разных сфер деятельности, в том числе торговли, встает вопрос о том, как правильно и рационально организовать работу своего персонала, чтобы получить наибольшую выгоду от использования трудовых ресурсов.

Для решения задач на предприятии, связанных с распределением и использованием труда работников, существует отдельное направление в структуре предприятия – организация труда и управление человеческими ресурсами на предприятии.

Актуальность данного научного исследования состоит в том, что каждое предприятие современной экономической системы нуждается в эффективной организации труда своего персонала с целью достижение более высокой производительности труда и. соответственно, выпуска или продаж в случае торгового предприятия. Также компания преследует такие цели своей хозяйственной деятельности, как сокращение и оптимизация издержек на производстве, рациональное и безотходное использование материальных, энергетических, финансовых ресурсов, повышение качества обслуживания клиентов, удовлетворение всех их потребностей за счет повышения качества продукции в общем.

Все эти задачи и направления своей деятельности предприятие может осуществить в том числе при помощи использования механизмов организации труда и методов и технологий управления человеческими ресурсами на предприятии.

Такие образом, объектом данного исследования являются процессы по организации труда и современным технологиям управления человеческими ресурсами на предприятии торговли.

Предметом данной работы будет выступать экономическое обоснование необходимости проведения на предприятии мероприятий, связанных с технологиями управления персоналом.

Цель научного исследования заключается в комплексном раскрытии и анализе понятия управление человеческими ресурсами, его элементов, функций, задач на предприятии.

В связи с этой целью ставятся следующие задачи:

    • изучить сущность управления человеческими ресурсами на предприятии
    • исследовать основные задачи и экономическое значение для предприятия грамотного управления человеческими ресурсами
    • проанализировать особенности организации труда и управления персоналом в компании Unilever
    • выявить проблемы, существующие в компании в связи с кадровой политикой
    • предложить и обосновать мероприятия по улучшению системы управления персоналом в компании.

Работа состоит из двух основных частей, в которых рассматриваются теоретические основы управления персоналом на современных предприятиях, анализируется система управления человеческими ресурсами на примере компании Unilever, а также разрабатываются мероприятия по улучшению системы управления персоналом на данном предприятии.

Для раскрытия данной темы были использованы основные исследования современных авторов в области управления персоналом на предприятии (Веснин В., Кибанов А.), публикации статей на экономических и управленческих порталах, отчетность компании Unilever, ресурсы Интернет.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ


1.1. Сущность управления человеческими ресурсами

Процессы по управлению человеческими ресурсами начинаются с момента начала поиска трудовых ресурсов на рынке труда, их подбора, до возможностей увольнения сотрудников в зависимости от повышенных требований к организации труда на предприятии [8, c.92].

Процесс организации труда призван создать наиболее благоприятные условия для нормального функционирования рабочей силы. Основными направлениями деятельности руководства предприятия по организации труда являются [5, c.55]:

  • совершенствование форм разделения труда между рабочими по их функциональным задачам;
  • улучшение профессиональной подготовки кадров;
  • рационализация методов труда;
  • улучшение рабочих мест и их обслуживания;
  • повышение качества условий труда;
  • повышение дисциплины труда на предприятии;
  • совершенствование методов мотивации рабочих;
  • совершенствование нормирования труда.

Таким образом, менеджмент человеческих ресурсов – это система экономически обоснованных мероприятий, проводимых на предприятии с целью оптимизации всех условий, в которых будет функционировать рабочая сила предприятия [2, c.13]. Такие мероприятия призваны достичь максимальной результативности трудового процесса в компании.

Понятие организации труда является широким и включает в себя такие направления, как нормирование труда, организация благоприятных условий труда, дисциплинирование сотрудников, развитие у них трудовой активности и инициативности на производстве.


На то, как будет использована рабочая сила на предприятии, влияет ряд факторов, к основным из которых будут относиться технологические, социально – экономические и различные психологические условия, которые должны быть учтены руководством предприятия при организации и построении трудового процесса.

Управление человеческими ресурсами – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом [6, c.102].

Технологии управления человеческими ресурсами на предприятии представляет собой совокупность методов кадровой политики, направленные на достижение качественной организации труда со всеми ее составляющими (управление подбором персонала, организацией рабочих мест, нормированием и оплатой труда, стимулированием труда) при использовании различных ресурсов предприятия [8, c.65].

Общие элементы системы управления человеческими ресурсами в организации представлены на Рисунке 1.1.1.

Оценка

персонала

Подготовка

кадров

Комплектование персонала, учет

Социальное обслуживание и обеспечение

Определение кадровой политики

Управление

человеческими ресурсами

Регулирование трудовых отношений

Организация труда

Информационно-воспитательная работа с персоналом

Мотивация персонала

Создание условий труда

Рис. 1.1.1. Система управления человеческими ресурсами на предприятии [10, c.108]

В качестве компонентов системы управления человеческими ресурсами на предприятии включают субъекты (руководство и отдел кадров) и объекты (персонал) управления, задачи менеджмента (оптимизация использования трудовых ресурсов и достижение экономических целей предприятия) и средства управления (методы и технологии).

Для реализации этих целей технологии управления человеческими ресурсами должны соответствовать следующим требованиям [5, c.113]:

    • наличие четких целей управления персоналом, связанных с основной миссией и задачами самого предприятия
    • обеспеченность финансовыми ресурсами для решения проблем кадровой политики компании
    • наличие эффективных методов и процедур управления персоналом
    • организационная поддержка и разделение обязанностей по управлению персоналом между руководящим составом предприятия
    • периодическая оценка эффективности применяемой технологии управления персоналом
    • возможность совершенствования систем управления кадрами на предприятии.

Основные принципы управления человеческими ресурсами представлены на Рисунке 1.1.2.

Эффективность

Гибкость

Ротация

Принципы управления человеческими ресурсами

Отсутствие бюрократии

Децентрализация

Единоначалие

Корпоративность

Оперативность

Кооперация

Дисциплинированность

Рис. 1.1.2. Принципы управления человеческими ресурсами [3, c.80]

Таким образом, технологии управления человеческими ресурсами представляют собой систему целей, средств и способов оказания необходимого воздействия на функционирование персонала. Технология – это инструмент воздействия, использование которого помогает предприятию достичь его главных экономических целей [16].

К основным этапам управления человеческими ресурсами относят:

    • Определение целей кадровой политики
    • Планирование кадров, необходимого количества сотрудников
    • Поиск, отбор и адаптация персонала
    • Обучение и развитие персонала
    • Оценка и контроль персонала
    • Активизация потенциала персонала компании
    • Кадровое делопроизводство.

Естественно, в различных странах исторически развивалась своя система управления персоналом, свои технологии и методы, применяемые в кадровом делопроизводстве, которые зависят от культуры и традиций организации труда в разных странах, имеющей свои отличительные особенности [11, c.229].

Законы управления человеческими ресурсами едины и имеют похожие этапы, однако каждая страна реализует эти этапы специфично в зависимости от менталитета населения страны, в рамках сложившихся традиций, национальной культуры и психологии людей разной национальности [11, c.220]. В результате этих объективных факторов возникает множество технологий управления персоналом, где главным фактором являются основные идеи и принципы управления кадрами, цели и ценностные ориентации, определяющие характер кадрового управления в конкретной стране.

Особенностями организации труда персонала в развитых странах являются совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений внутри персонала, система ценностей и убеждений, принимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели компании. Соблюдение этих особенностей гарантирует успех и эффективность функционирования персонала и, как следствие, развитие организации.


Английские технологии управления человеческими ресурсами основаны на традиционных ценностях нации и теории человеческих взаимоотношений [7, c.125]. В рамках этой теории предусматривается полное уважение личности каждого работника, мотивацией работников и поощрением их достижений, возможностью систематического повышения квалификации, гарантии достойной заработной платы.

Сущностью японского управления человеческими ресурсами является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей [7, c.126]. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Основными стратегическими технологиями реализации целей управления человеческими ресурсами предприятий в США являются учет кадровым отделом высокой материальной заинтересованности работников, а также высокой конкуренции внутри персонала [7, c.128].

В центре внимания американского управления персоналом находится сотрудник компании, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

Таким образом, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных технологий управления человеческими ресурсами, которые бы позволили повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

1.2. Показатели и оценка управления человеческими ресурсами, ее роль

Система показателей управления человеческими ресурсами в организации представляет собой одну из сфер деятельности компании по обеспечению предприятия качественными трудовыми ресурсами кадровым отделом, способными выполнять возложенные на них обязанности, и оптимизации их использования руководством компании путем организации труда всего персонала на предприятии [9, c.61].

Все технологии управления человеческими ресурсами можно классифицировать следующим образом [13, c.23]:

1. по признаку цели

    • технологии подбора персонала, разделение и кооперация труда
    • технологии организации труда персонала (организация рабочих мест, нормирование труда)
    • технологии поддержания работоспособности персонала (создание условий труда, материальное и нематериальное стимулирование труда персонала)