Файл: «Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии» ..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Кадровая служба предприятия: назначение, принципы построения, цели
1.2. Задачи кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на предприятии
Глава 2. Оценка кадровой работы в ООО «Завод приводной техники»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности работы кадровой службы предприятия
Таблица 4
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами[23]
работающих |
Среднесписочная |
Отклонение за 2018 г. от |
|||||
численность |
2016 |
2017 |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
Чел. |
% прироста |
Чел. |
% прироста |
|
Рабочие, в том числе: Основные вспомогательные |
944 754 190 |
944 754 190 |
815 640 175 |
-129 -114 -15 |
-13,71 -15,12 -7,90 |
-129 -114 -15 |
-13,71 -15,12 -7,90 |
Служащие всего, в т.ч.: Руководители Специалисты Прочие служащие |
250 128 90 32 |
228 120 88 20 |
203 106 79 18 |
-47 -22 -11 -14 |
-18,80 -17,19 -12,22 -43,75 |
-25 -14 -9 -2 |
-10,97 -11,67 -12,50 -10,00 |
Всего работающих |
1194 |
1172 |
1018 |
-176 |
-14,74 |
-154 |
-13,14 |
Проанализируем динамику структуры персонала предприятия за 2016-2018 гг. (таблица 5).
Таблица 5
Динамика структуры численности работающих по категориям (%)[24]
работающих |
Структура численности, % |
Отклонение за 2018 г. от |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
|
Среднесписочная численность всего |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
в т.ч. рабочие, из них: основные; вспомогательные |
79,06 63,15 15,90 |
80,55 64,33 16,21 |
80,02 62,87 17,15 |
0,96 -0,28 1,25 |
-0,53 -1,46 0,94 |
Служащих, из них: |
20,94 |
19,45 |
19,98 |
9,26 |
0,53 |
Руководители; Специалисты; Прочие специалисты |
10,72 7,54 2,68 |
10,24 7,51 2,30 |
10,41 7,79 1,78 |
-0,31 2,93 -0,90 |
0,17 0,28 -0,52 |
Из данных таблицы 5 видно, что за 2018 г. в структуре персонала произошли негативные изменения по сравнению с показателями 2017 г.: на 0,53 процентного пункта сократился удельный вес рабочих в общей численности персонала с соответствующим увеличением удельного веса служащих.
В таблице 6 представлены данные о возрасте персонала предприятия.
Таблица 6
Данные о возрасте персонала предприятия, %[25]
Возраст |
2017 |
2018 |
Изменение |
Рабочие |
|||
От 20 до 30 лет |
24 |
30 |
+6 |
От 30 до 40 лет |
32 |
36 |
+4 |
От 40 до 50 лет |
29 |
33 |
+4 |
Старше 50 лет |
15 |
1 |
-14 |
Специалисты |
|||
От 20 до 30 лет |
27 |
32 |
+5 |
От 30 до 40 лет |
35 |
37 |
+2 |
От 40 до 50 лет |
24 |
29 |
+4 |
Старше 50 лет |
14 |
2 |
-12 |
Из данных таблицы 6 можно сделать вывод, что наблюдается тенденция омоложения работников.
Удельный вес рабочих старше 50 лет сократился на 14 пунктов, а специалистов – на 12 пунктов.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о низкой эффективности работы предприятия в 2018 г.: объём реализации продукции за 2018 г. уменьшился по сравнению с 2017 г. на 24,49 %. Затраты на производство продукции превысили выручку, в результате чего предприятием был получен убыток в размере 11 945 тыс.руб. Численность персонала в 2018 г. сократилась на 13,14 %.
2.2. Оценка эффективности работы кадровой службы предприятия
Кадровая работа в ООО «Завод приводной техники» проводится работниками отдела кадров, который является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Основными направлениями кадровой работы являются следующие: подбор кадров в целях обеспечения рабочей силой цехов и отделов предприятия, прогноз потребности кадров, организация подготовки и обучения кадров, подготовка руководящих кадров, их повышение, продвижение по службе, создание резерва кадров, участие в подготовке премиального положения, способствующего привлечению, закреплению и сохранению кадров, учет кадров.
Для оценки эффективности работы кадровой службы предприятия использован чек-лист, представленный в таблице 7.
Таблица 7
Чек-лист оценки работы сотрудника кадровой службы[26]
№ |
Вопрос |
Кто отвечает за составление кадровых документов в вашем отделе кадров? |
|
Какими документами регламентируется деятельности вашего отдела кадров? Покажите, пожалуйста, эти документы. |
|
Как распределяются функциональные обязанности в кадровой службе? |
|
Что входит непосредственно в Ваши обязанности как сотрудника кадровой службы? Где (в каких документах) закреплены Ваши обязанности? |
|
С какими подразделениями Вам приходится взаимодействовать при оформлении кадровой документации? Опишите, пожалуйста, как происходит это взаимодействие. |
|
Какое специализированное программное обеспечение Вы используете в своей работе? |
|
Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе? |
|
Какое количество времени требуется Вам для оформления документации по... (приему, увольнению, переводу (в зависимости от функциональных обязанностей проверяемого)) одного сотрудника? |
|
Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе? |
|
Какие изменения произошли в последние полгода в действующем законодательстве, регламентирующем Вашу работу? Откуда Вы узнали об этих изменениях? |
|
Как часто сотрудники кадровой службы имеют возможность повышать свою квалификацию? Каким образом определяется необходимость (потребность) в повышении квалификации? |
|
Какой последний семинар (практикум) по профессиональной тематике Вы посетили? Какая информация, полученная Вами на обучении, используется Вами в работе? |
|
Как давно Вы работаете в ООО «Завод приводной техники» |
|
Как часто меняется состав кадровой службы? |
|
Кто осуществляет контроль за Вашей работой? |
На основе чек-листа, а также анализа документации заполнен специальный рабочий документ «Информация о кадровой службе», представленный в таблице 8.
По результатам диагностики работы кадровой службы составлен отчет, представленный в таблице 9.
Таблица 8
Информация о кадровой службе ООО «Завод приводной техники» [27]
№ |
Информация |
Результат |
Наличие |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Сотрудники кадровой службы (образование, стаж работы в должности) |
1. Сабирова Елена, руководитель кадровой службы: образование высшее, стаж работы в должности руководителя кадровой службы - 24 года. |
||
2 3 |
Наличие должностных инструкций в кадровой службе |
Не разработаны |
||
разработаны частично (для отдельных сотрудников кадровой службы) |
||||
разработаны для всех должностей и утверждены в документальном виде |
+ |
|||
Наличие положения о кадровой службе |
Есть |
+ |
||
Нет |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Понимание сотрудниками отдела кадров своих обязанностей и сути выполняемой работы |
Плохое |
||
среднее |
+ |
|||
хорошее |
||||
5 |
Наличие четких зон ответственности |
за каждым сотрудником закреплена своя зона ответственности |
||
зоны ответственности нескольких сотрудников пересекаются |
+ |
|||
зоны ответственности не выделены |
||||
6 |
Знание в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот |
Плохое |
||
Среднее |
+ |
|||
Хорошее |
||||
7 |
Обучение сотрудников кадровой службы |
проходит постоянно |
Внешние семинары. Обучение проходил только руководитель |
|
проходит эпизодически |
+ |
|||
не проводится |
||||
8 |
Текучесть персонала в кадровой службе |
высокая |
||
умеренная |
||||
низкая |
+ |
|||
9 |
Оформление кадровой документации ведется в электронной системе кадрового документооборота |
Да |
+ |
Внутренняя разработка по предприятию |
Нет |
||||
10 |
Среднее количество приказов по личному составу в месяц |
420 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Примерное количество времени, которое уходит на оформление приема человека на работу |
50 минут |
Время может быть сокращено в случае улучшения навыков работы сотрудников со специализированным ПО |
|
12 |
Примерное количество времени, которое уходит на оформление увольнения работника |
30 минут |
||
13 |
Наличие системы внутреннего контроля за издаваемой кадровой документацией |
существует в виде организованной системы процедур |
||
существует частично и осуществляется стихийно |
+ |
Проверки со стороны руководства нерегулярны |
||
отсутствует |
||||
14 |
Взаимодействие между подразделениями, отвечающими за ведение кадровой документации, и подразделениями, участвующими в ее подготовке |
плохое |
||
среднее |
+ |
|||
хорошее |
||||
15 |
Степень участия юридической службы в составлении кадровых документов |
готовит проекты |
||
визирует проекты, подготовленные сотрудниками кадровой службы |
+ |
Визируются только приказы |
||
не принимает участия в подготовке |
||||
16 |
Реакция на изменение действующего законодательства |
плохая, изменения в практику вносятся с большим опозданием |
+ |
|
хорошая, изменения в практику вносятся оперативно |
Таблица 9
Отчет по итогам диагностики кадровой службы[28]
Содержание |
Результат |
1 |
2 |
1.Общие положения |
|
1.1. Цели диагностики |
Диагностика текущего состояния в кадровой службе ООО «Завод приводной техники» была проведена с целью выработки согласованного с руководством предприятия плана мероприятий по совершенствованию системы работы кадровой службы. |
1.2. Задачи диагностики |
Проведен первичный анализ документации, регламентирующей работу сотрудников кадровой службы предприятия |
Проведен анализ функциональной загрузки сотрудников кадровой службы |
|
Проведен анализ технологий и процессов работы кадровой службы на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, требованиям локальных нормативных актов, организацией аналогичных процессов в других организациях. |
|
Проведен первичный анализ программного обеспечения, используемого для оформления кадровой документации. |
|
1.3. Методы сбора данных |
Интервью, наблюдение за работой сотрудников кадровой службы, анализ локальной нормативной документации. |
2. Текущая ситуация и основные проблемные зоны |
|
2.1. Общая характеристика сотрудников кадровой службы. |
Деятельность кадровой службы возглавляет начальник кадровой службы, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Общая численность службы составляет 5 человек: руководитель кадровой службы, два ведущих специалиста по кадрам, инженер по кадрам, инспектор по кадрам. Из 5 сотрудников кадровой службы 3 человека имеют высшее профессиональное образование, 2 - среднее профессиональное образование. Знания сотрудников кадровой службы в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот, находятся на среднем уровне. Обучение сотрудников кадровой службы носит эпизодический и бессистемный характер. Выявлен ряд существенных пробелов в профессиональных знаниях сотрудников кадровой службы. |
2.2. Регламентация деятельности сотрудников кадровой службы. |
Положение о кадровой службе разработано и утверждено. Деятельность сотрудников службы регламентирована должностными инструкциями. Указанные в должностных инструкциях обязанности сотрудников службы дублируют друг друга, конкретные участки работ в инструкциях четко не обозначены. Процедуры выполнения кадровых работ и правила оформления сопровождающей их документации в локальных нормативных актах не зафиксированы. |