Файл: Оборотные активы предприятия.(Теоретическая характеристика оборотных активов).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая характеристика оборотных активов
1.1. Понятие и значение оборотных активов в деятельности предприятия
1.2. Классификация оборотных активов предприятия
1.3. Управление оборотными активами предприятия
2. Анализ оборотных активов предприятия на примере АО «Богородский завод хромовых кож»
2.1. Общий анализ деятельности АО «БЗХК»
2.2. Анализ структуры и динамики оборотных активов АО «БЗХК»
2.3. Определение эффективности использования оборотных активов АО «БЗХК»
И, наконец, согласно последнему классификационному признаку - по периоду функционирования - оборотные активы делятся на постоянную и переменную их часть. Из названия видов активов становится очевидно, что постоянная часть оборотных активов характеризуется тем, что предприятие постоянно испытывает острую необходимость в них. Переменная часть оборотных активов обуславливается сезонным изменением структуры производства и реализации продукции.[14]
1.3. Управление оборотными активами предприятия
По мнению А.О. Кузьминых, «через эффективное управление оборотными активами, достигается максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия».[15] На основании данного утверждения можно заключить, что основным назначением классификации оборотных активов является распределение имеющихся видов по группам с целью дальнейшего эффективного управления ими.
Оборотные активы, как и внеоборотные, находятся в постоянном кругообороте, который представляет собой непрерывное движение запасов, готовой продукции, дебиторской задолженности и денежных средств в процессе осуществления деятельности предприятия. Его специфика заключается в непрерывном преобразовании активов из одного вида в другой.[16] Рассмотрим кругооборот оборотных активов на рис. 2.
Кругооборот оборотных активов начинается с того, что приобретенные запасы в процессе производства преобразовываются в готовую продукцию. В данном случае стоимость запасов полностью переносится на произведенную продукцию, следовательно, можно судить о наличии оборотных средств. Затем готовая продукция реализуется покупателям. Оплата за нее может производиться двумя способами: с отсрочкой платежа и путем оплаты непосредственно в день поступления продукции покупателю.[17] Таким образом, на предприятии образуются оборотные активы, как реальные (в случае, если оплата осуществляется сразу и на счет предприятия поступают денежные средства), так и долговые (если продукция продается с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность).
Рис. 2. Кругооборот оборотных активов
Дальнейшее преобразование оборотных активов касается уже финансового цикла предприятия (иначе говоря, цикла денежного оборота). Погашение покупателями дебиторской задолженности приводит к преобразованию оборотных активов в оборотный капитал, который также может использоваться различными способами.[18]
Во-первых, он может быть направлен на приобретение новых запасов для дальнейшего производственного цикла. В этом случае речь идет о приобретении продукции без возникновения кредитных отношений с поставщиком.
Во-вторых, полученные денежные средства могут быть использованы для погашения кредитов и займов, если таковые имеются. Если предприятие испытывает нехватку в собственных средствах, оно вынуждено приобретать кредиты и займы. В данном случае заемный капитал будет использован для формирования оборотного капитала предприятия.
В-третьих, оборотный капитал в виде денежных средств может быть использован для погашения текущих обязательств, представленных в виде кредиторской задолженности перед поставщиками.[19]
Приобретение продукции у поставщиков способствует формированию запасов, которые могут использоваться в дальнейшем производственном цикле. При этом происходит преобразование текущих обязательств в оборотные активы. Кроме того, запасы могут быть приобретены у поставщиков без возникновения кредитных отношений, т.е. оплата в данном случае будет произведена за счет денежных средств, следовательно, будет осуществлено преобразование оборотного капитала в оборотные активы. Таким образом, этот этап является завершающим этапом обращения оборотных активов и одновременно начальным этапом следующего оборота.
Первым этапом управления оборотными активами является проведение анализа динамики и структуры активов, иначе говоря, осуществление их горизонтального и вертикального анализа.[20] Это позволит определить степень их влияния на общую стоимость имущества предприятия, а также сделать предварительные выводы о состоянии оборотных активов на момент анализа. В дальнейшем полученные данные могут быть использованы для определения путей повышения эффективности использования активов, а также послужить базой для принятия управленческих решений.[21]
Анализ можно проводить как в целом по группе оборотных активов, так и по отдельным ее составляющим. Это даст возможность определить уровень и качество использования того или иного оборотного актива на предприятии, выявить слабые стороны дабы в дальнейшем поспособствовать их устранению.[22]
Если на предприятии сложилась такая ситуация, что оборотных активов в распоряжении находится более, чем определено нормативами, то финансовым менеджерам необходимо предпринять мероприятия нейтрализации сложившихся негативных обстоятельств.
Первый способ состоит в рационализации менеджмента имеющихся в распоряжении предприятия запасов. В теории определены следующие мероприятия, которые позволят осуществить поставленную задачу:
- прогнозирование спроса на производимую продукцию с целью определения того объема производства, который позволит удовлетворить потребности на рынке и не допустит чрезмерного «залеживания» товаров на складах;
- приобретение производственных запасов должно планироваться заранее с учетом определенных планов по производству и реализации продукции;
- хранение запасов на складах должно осуществляться лишь в тех объемах, которые определены тактическими и стратегическими целями предприятия;
- создание условий по улучшению хранения запасов на складах, дабы пресечь вероятность их порчи;
- совершенствование системы доставки готовой продукции до потребителей, улучшение логистики.[23]
Второй способ направлен на сокращение потребности в оборотных активах. Он заключается в уменьшении дебиторской задолженности, чего можно достичь путем анализа дебиторов, выявления менее надежных клиентов и переводе их на систему предоплаты либо же ужесточения процесса получения коммерческого кредита. Кроме того сокращение потребности можно добиться более рациональным использованием тех фондов, в производственном использовании которых нет необходимости.
Третий способ направлен на сокращение расходов оборотного капитала. Его сущность состоит в том, чтобы более рационально и эффективно использовать наличные денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия. Их можно вкладывать в долгосрочные или краткосрочные финансовые активы, инвестировать в обновление основных фондов, приобретение нематериальных активов, таких как права пользования и интеллектуальную собственность.[24]
Таким образом, оборотные активы - это важнейший источник, обеспечивающий текущую деятельность предприятия. Достаточно широкая классификация оборотных активов позволяет финансовым менеджерам рационально распределять имеющиеся на предприятии виды активов по группам, дабы в дальнейшем обеспечить эффективное управление ими. Оборотные активы, как и внеоборотные, на предприятии находятся в постоянном кругообороте. Его специфика состоит в непрерывном преобразовании активов одного вида в другой. Для обеспечения эффективности деятельности предприятия финансовым менеджерам необходимо осуществлять непрерывное управление оборотными активами, основным назначением которого является определение необходимого их объема для нормального функционирования предприятия. Устранение негативных последствий нерационального использования оборотных активов можно устранить путем применения одного или нескольких мероприятий: рационализации менеджмента запасов, сокращения потребности в оборотных активах, сокращения расходов оборотного капитала.
2. Анализ оборотных активов предприятия на примере АО «Богородский завод хромовых кож»
2.1. Общий анализ деятельности АО «БЗХК»
АО «Богородский завод хромовых кож» (БЗХК) является одним из ведущих предприятий по производству кожевенного сырья для предприятий легкой промышленности.
Предприятие имеет давнюю историю. Вплоть до Октябрьской революции завод переходил от одного хозяина к другому. И только в первые годы Советской власти он был национализирован. С 1929 года началась реконструкция предприятия: возводились новые основные и вспомогательные производственные корпуса, устанавливалось новое по тем временам оборудование. В 1935 году завод перешел на выработку жестких кож для низа обуви.[25]
Объем кожевенной продукции, производимой акционерным обществом «БЗХК», составляет 3,8 % выпуска кожевенной продукции в целом по Российской Федерации. В настоящее время предприятием выпускаются следующие виды продукции:
- полуфабрикат для обувных кож «Краст»;
- лицевые шлифованные, полуанилиновые, гидрофобные обувные кожи (Рона, Регби, Торнадо, Флоттер, Наппа, Кант и так далее);
- спилковые и подкладочные кожи в основном из сырья КРС;
- услуги по обработке давальческого сырья до полуфабриката вет-блу.
Информация о структуре и динамике объемов выпуска продукции АО «БЗХК» получена из открытых источников[26]. На их основе была построена диаграмма, характеризующая динамику объема производства продукции предприятия. Она показана на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика объема выпуска продукции АО «БЗХК»
Из рисунка видно, что объем выпуска продукции АО «БЗХК» из собственного сырья ежегодно увеличивался. При этом цепные темпы роста составили в 2015 г. 100,73%, а в 2016 году 106,22%. Повышение темпов роста выпуска продукции из собственного сырья предприятия можно оценить положительно. Максимальный объем переработки давальческого сырья приходился на 2015. В 2016 г. он сократился на 48,7%. Сокращение объема переработки давальческого сырья в свою очередь привело к снижению совокупного объема выпуска на 13,78% по сравнению с 2015 г.
Таблица 1
Структура продаж АО «БЗХК»
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
|
Реализовано (отгружено) всего (в тыс.руб), в т.ч. |
265765,1 |
100 |
428212,4 |
100 |
401660 |
100 |
продукции |
240981,8 |
90,67 |
387567,9 |
90,72 |
320465,1 |
79,78 |
в т.ч. экспорт |
0 |
0 |
0 |
0 |
10319,7 |
2,57 |
Услуги по обработке давальческого сырья |
20636,8 |
7,76 |
33709,0 |
7,87 |
21052,3 |
5,24 |
Оптовая торговля |
3146,5 |
1,57 |
6935,5 |
1,41 |
60142,7 |
14,97 |
В т.ч. экспорт |
0 |
0 |
3150,0 |
0,73 |
56405,9 |
14,04 |
Изменение объемов выпуска продукции АО «БЗХК» в свою очередь повлияло на изменение показателей продаж и финансовых результатов предприятия. Информация о структуре продаж продукции предприятия показана в таблице 1.
Из таблицы видно, что наибольший объем реализованной продукции приходился на 2015 год. В то же время из таблицы видно, что в данном периоде продукция предприятия поставлялось только на внутренний рынок и не экспортировалась. Незначительная доля экспорта приходилась на продукцию из переработанного давальческого сырья. В 2016 г. стоимость отгруженной продукции сократилась на 26552,4 тыс. руб. или 6,2%. Среди наиболее существенных изменений, произошедших в структуре продаж АО «БЗХК» необходимо отметить рост доли экспорта как собственной продукции, так и переработанного давальческого сырья.
Данные о финансовых результатах деятельности АО «БЗХК» отражены в годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2014-2016 гг.[27] На основе отчета о финансовых результатах была построена диаграмма, отражающая динамику выручки предприятия. Она показана на рисунке 4.
Рис. 4. Выручка АО «БЗХК»
Из рисунка видно, что в сравнении с 2013-2014 гг. выручка АО «БЗХК» значительно увеличилась, что объясняется ростом объема переработки давальческого сырья и увеличением объема экспорта продукции предприятия. Однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выручка предприятия сократилась на 12804 тыс. руб. или 3,52%. Несмотря на снижение выручки, данные отчета о финансовых результатах указывают на то, что прибыль от продаж увеличилась с 7953 тыс. руб. в 2015 г. до 8949 тыс. руб. в 2016 г. , что стало возможным благодаря снижению себестоимости продаж на 3,88 % по сравнению с 2015 г. Благодаря снижению налогового бремени в 2016 г. чистая прибыль предприятия увеличилась на 188 тыс. руб. по сравнению с 2015 г.