Файл: Легальность и легитимность (Понятие «власть» и сущность политической власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Значимым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Легитимность власти (от лат. legitimus - законный) - это признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного. [2]

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это является одним из показателей эффективности политической власти. Как правило, в легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно обусловить, как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - эти явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность обозначает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. И чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет основываться на силовое принуждение.

Следует отличать легальность власти от легитимности. Это юридическое понятие, обозначающее соответствие власти действующему позитивному праву. К примеру, власть президента легальна, так как он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть и противоречие. Ведь не все законы могут оцениваться населением как справедливые, в конце концов, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может потерять доверие со стороны общества. В данном случае наблюдается процесс делигитимации власти.

Идеальной легитимности, которая имеет 100% уровень поддержки населением не бывает. Ведь в любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. В конце концов, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Стало быть, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно только она в наибольшей степени соответствует его интересам.[4]

Актуальность темы определена тем, что в условиях различных преобразований государства перестраивается и государственная власть, которая выполняет ведущую роль в социуме. Однако в целях стабильного развития государственно-правового пространства функционирующие политические и правовые институты не только лишь должны соответствовать решаемым общенациональным целям и задачам, но и иметь духовно-нравственную и социокультурную обоснованность и оправданность. И кстати эффективность режима законности и правопорядка, бесспорно, зависит от того, насколько его требования одобряемы и поддерживаемы населением страны. В противном случае принципы правовой регуляции общественных отношений обращаются в формальное долженствование, которое не основанное на национально-культурных доминантах, духовно-нравственных и национально-культурных интересах и потребностях народа.


Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти. Объектом исследования является понятие государственной власти и ее признаки. Предмет исследования - основания государственной власти (легитимность и легальность государственной власти).

Глава 1. Понятие «власть» и сущность политической власти

Понятие "власть" имеет отношение к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. И тем не менее, при всей разнородности и неоднозначности этих понятий, все же можно, отметить одну объединяющую их характеристику: они все отображают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. [11]

Власть выступает основным объек­том вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть выражается наиболее таинствен­ным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Ведь если вдуматься, что такое «власть» - это что абстракция, символ или реальное действие? Поскольку можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновремен­но и о власти идей, слов, законов. Что же заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо - это боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть еще никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхища­лись и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втап­тывали в грязь».

Государственная власть - это фундаментальная категория государство ведения и самый трудно постижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» искажаются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отображается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Она имеет немало качественных особенностей. Основная особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» как правило отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, но все же допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. [4]


Особенностью государственной власти является то, что ее субъект и объект как правило не совпадают, властвующий и подвластные зачастую отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами владычествующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – это отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает предпосылки сближения субъекта и объекта власти, которые ведут к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и обязан активно участвовать в формировании выборных органов власти, выставлять и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина - обязательно участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Одним словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются в то же время, и объектом, и субъектом власти. [1]

Еще одна существенная особенность государственной власти состоит в том, что она выражается в деятельности государственных органов и учреждений, образующих аппарат этой власти. Она потому то и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Наверное, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. Но с научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать только сам властвующий субъект. К примеру, народ через референдум и другие институты непосредственной демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, ведь политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а или элите, или классу, или народу. Господствующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Следовательно, государственная власть есть сконцентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает, и стабильность, и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств с помощью использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. [11]


Власть выступает центральным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций.

Политическая власть - это способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих ее организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Основополагающим элементом существования и функционирования власти, а также закрепления ее в обществе, является легитимность.

Глава 2. Легитимность власти

Сам термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Бонапарта Наполеона. А ведь уместно сказать, что в те времена в России Наполеона называли узурпатором. [1]

Легитимность – это сущностное свойство государственной власти.

Легитимность выражается в форме поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Средневековые учения о власти аргументировали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам.

Идея законопослушания, безоговорочного подчинения власти красной чертой проходит через богословские учения Средневековья. [8]

Ф. Аквинский – один из крупнейший представитель средневековой мысли, призывает граждан к законопослушанию, к повиновению государственной власти. Но в тоже время если власть приобретена и используется в нарушение божественной воли, то этой власти можно не повиноваться. Более того, народ имеет право на открытое неповиновение, восстание, если правитель недостойный, злоупотребляет властью или узурпирует ее.

Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом. [7]

Заявка легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дни является непременным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права теми, кто властвует предписывать нормы поведения другим людям. Однако легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. Ведь в любом обществе есть правонарушители, анархисты.


Также легитимность не означает, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда найдутся критики власти, несогласное меньшинство.

Также легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются существенной частью общества. А такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания. [7]

К первичным критериям легитимности относятся два подхода:

Либерально-демократический. Сторонники данной позиции считают легитимной только власть, которая сформировалась в результате демократических процедур.

Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что важнейшее не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если же в результате революции или переворота устанавливается власть, которая способна поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Ведь так было в СССР после Октябрьской революции, с хунтой Пиночета в Чили и т.п. [3]

К признакам легитимности власти относятся:

убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя;

свобода выражения гражданами своей воли.

В жизни любого общества все имеет начало. Есть такое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, во многом зависит в дальнейшей ее судьбе. Зачастую политическая власть может образоваться в результате свобод­ных демократических выборов, но может образоваться и в результате военного переворота или политической революции, которая станет страшной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней, а также до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, которые тесно связанны с установлением власти, народ не забывает и помнит. Ведь проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, которое незаконно возглавило страну, остается неискоренимым, и отношение между властвующими и народными массами держится, обычно, на страхе последних. [3]

Другие отношения у народа к власти, изначально законной, которое официально признано самим обществом и зарубежными госу­дарствами. Такое первоначальное правомочное становление власти содействует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо обозначить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть полностью оправдает доверие народа. Нам известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, в особенности в последние годы. [9]