Файл: Легальность и легитимность (Понятие «власть» и сущность политической власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это базисная ее характеристика.

В истории политической мысли высказывалось много разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, ибо в человеческом обществе наличествуют такие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть.

Вместе с тем немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в разнородном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Например, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивные, а потому все свободны и в построении своей жизни, и в отношении к власти. Наряду с этим сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционировании политического режима.

Другой подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который поделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он рассматривал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его представлению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному построению легитимности. [2]

На сегодняшний день в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, концентрируя значительно более широкий круг ее источников и форм. В частности, в качестве основных источников легитимности, обычно, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, какая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, и является самой заветной целью всех политических режимов. Как раз она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, устройствами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений. [4]


Население, так же, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо правят государством. Поэтому такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Благодаря этому при такой форме легитимности в основу ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплимент арность граждан к существующему режиму,

Вместе с тем легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), стимулирующие массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Таковая легитимность, основывается уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она прямо зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. [1]

Для развития такой легитимности колоссальное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может определяться и внешними политическим и центрами – это дружественными государствами, международными организациями. Подобная разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.

Другими словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Или же, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться нападкам, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. К примеру, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и отрицательно относиться к деятельности правительственных органов. Следовательно, легитимность может давать возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти. [11]

2.1. Типы легитимности власти


Наиболее популярная классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы: [5]

1) Традиционная легитимность, которая формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Такая разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, скажем, в монархических государствах;

2) Рациональная (демократическая) легитимность, которая возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Этот тип поддержки формируется с помощью понимания человеком наличия сторонних интересов, а это предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. По-другому говоря, рациональный тип легитимности имеет по сущности дела нормативную основу, которая характерна для организации власти в сложно организованных обществах.

3) Харизматическая легитимность, которая складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот такой образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Беспрекословно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Это чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди уже не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. В результате этого харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается вождизмом и культом личности.

Обрисованные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно и взаимно дополняя друг друга. [6]

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Это неспособность системы обеспечить такое участие подрывает ее легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

- рост степени принуждения;

- ограничение прав и свобод;


- запрещение политических партий и независимой прессы;

- рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

- низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) это самый существенный показатель делегитимизации власти;

Предпосылками поддержания легитимности власти являются:

- совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.

- образование такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.

- личные харизматические черты политического лидера.

- благополучное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.

3. Легальность государственной власти

Государственная власть играет центральную роль в жизни современного общества. Так как ее социальное значение очевидно: в силу специфики государственно-властных полномочий, власть, в лице государственно-властных органов располагает не только правом издания предписаний, но и правом использования принуждения за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. С помощью данных полномочий, власть осуществляет многочисленные механизмы взаимодействия между государством и личностью. Эти механизмы имеют разнообразные направления. С одной стороны, это процесс самоограничения власти, с помощью установления компетенции государственных органов, а с другой - это гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, при помощи их провозглашения и закрепления в законодательных актах.

По мнению С. Алексеева, с одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов с помощью своих правоохранительных учреждений и институтов. А с другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, как обрисовывает С. Алексеев, особенно власть политическая, государственная, которая и делает „право правом“ наряду с этим явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде воюющего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора». Началом этой враждебности власти праву скрываются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время располагает имманентными качествами, какие в процессе утверждения и упрочнения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта сила способна создавать «неправовую» реальность.


Одной из главных функций государственной власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений. Для осуществления этой функции власть может использовать и как средства убеждения, и так средства принуждения.

С этой точки зрения государственная власть это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Государственность власти обозначает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как характерные средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, какие в совокупности и составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к вероятным антисоциальным действиям граждан, следовательно, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность. [6]

Термин «легализация» происходит от латинского, что в переводе означает законный, т. е. основано на законе, что естественно связано с правом. Но право - это не нормы закона и не их осознание уже оттого что, ряд норм и текстов закона практически неосуществимы из-за их абстрактности без установления конкретизирующих их норм и правил. Легальность власти - это ее нормативно-правовая закрепленность и узаконенность. Легализация государственной власти как юридическое понятие обозначает установление, признание, поддержку данной власти законом. Легализация - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Такое узаконение может исполняться различными путями. К примеру, в средние века, чтобы выглядеть законным преемниками власти своих предшественников, императоры, короли и другие царствующие особы вели, а время от времени и придумывали или подделывали родословные. Государственная власть и ее высшие субъекты освящались, а это придавало им статус, якобы данный от Бога. На сегодняшний день, одной из наиболее распространенной формой приобретения легальности власти должностных лиц являются их выборы гражданами. Но чтобы это выполнить, сами выборы должны быть легальными, т. е. они должны проводится в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства, это и является проявлением и легитимности. Можно обозначить три эволюционных формы легальности: протогосударственная, государственная и конституционная. [4]