Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Теоретические аспекты отличия бухгалтерского от налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время существует проблема определения целей дальнейшего развития реформы бухгалтерского учета и ориентация на стандарты МСФО через «Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», указывают на направленность процесса завершения разделения двух систем бухгалтерского учета. Однако в данном случае важно не упустить специфику разделения налогового и бухгалтерского учета, заложенную в международных стандартах.

Важным моментом в создании методологической основы сближения является правильное понимание самого процесса. В данном случае речь идет не о полном синтезе с целью объединения изначально разных целей, а о поиске общих методов расчета и использовании одних и тех же методов для получения результатов в рамках своей направленности. Сближение бухгалтерского и налогового учета, в первую очередь, приводит к снижению затрат на ведение двух учетных систем.

В настоящее время каждая организация имеет законодательно определенную возможность сделать выбор в отношении учитываемых правил, а именно, будет ли осуществляться максимально возможное сближение бухгалтерского и налогового учета. Как правило, в этом случае Бухгалтерский учет корректируется по налоговым правилам. Это подразумевает линейный метод начисления амортизации, тот же срок полезного использования, определяемый по классификатору основных средств, первоначальная стоимость не уменьшается на величину амортизационной премии, поскольку такой возможности в бухгалтерском учете нет, а повышающие коэффициенты не используются. Таким образом, организация самостоятельно лишает себя возможности, на основе законодательно разрешенных механизмов, снизить налоговую нагрузку, в то же время, перестает выполняться основная цель бухгалтерского учета - формирование достоверной информации о реальном финансовом положении организации. Этот способ также имеет свои преимущества, так как нет необходимости поддерживать два типа учетных систем, а, следовательно, нет необходимости в дополнительных трудозатратах, а также в их оплате. Но этот плюс полностью покрывается минусом, выраженным в высоких налоговых платежах по сравнению с теми суммами, которые были бы обязательными, если бы налоговые альтернативы использовались в управлении двумя системами бухгалтерского учета.

Для небольших организаций, так же как и для крупных, часто возникает вопрос о снижении затрат, а поскольку в силу своих размеров малые компании не имеют достаточно денег и налоги недостаточно велики, то выбирается режим экономии, связанный с затратами труда на ведение бухгалтерского учета. Крупные компании, в свою очередь, располагая достаточными денежными средствами, обязаны платить налоги, суммы которых превышают десятки миллионов, и в этом случае экономия на налогах важнее, чем затраты на оплату труда сотрудников.


Наличие нескольких учетных систем приводит к появлению дополнительной нагрузки на их обслуживание. В этом случае расчет и мониторинг разницы в бухгалтерском и налоговом учете может быть ручным или автоматизированным. Как правило, компании разных отраслей и масштабов имеют свою специфику деятельности: так крупная транспортная компания имеет возможность создать собственную электронную систему, которая потребует минимальных трудозатрат для бухгалтера.

Единственным минусом являются высокие затраты на его создание и необходимость технического обслуживания, однако кратковременный срок окупаемости и значительные суммы экономии с лихвой компенсируют этот недостаток. В то же время срок окупаемости автоматической программы для небольшой компании значительно увеличивается, в то время как экономия не так велика. В приведенном выше случае процесс управления различиями усложняется как с точки зрения затрат труда, так и с точки зрения необходимости внимания.

Дополнительным плюсом в поддержании двух систем учета, при условии, что и Налоговый, и бухгалтерский учет максимально проработаны с точки зрения эффективности, является экономия на налоге на недвижимость. Используя все возможности, предусмотренные законодательством, организация, использующая средства амортизационного метода, имеет возможность увеличить амортизационные отчисления, тем самым снизив среднегодовую стоимость имущества. Другими словами, уменьшится налоговая база, что в свою очередь уменьшит сумму налога. Таким образом, достигается не только экономия на нескольких налоговых платежах, но и временная экономия на использовании заемных средств.

На наш взгляд, следует отметить, что современные тенденции в бухгалтерском учете указывают на тенденцию увеличения различий в бухгалтерском и налоговом учете, в связи с концепцией перехода на МСФО. Внедрение МСФО обусловлено повышением финансовой грамотности отечественных инвесторов, а также вовлечением российских компаний в международный бизнес и улучшением инвестиционной среды. Как можно сделать вывод из принятых правил бухгалтерского учета-многие из них адаптированы, а в некоторых случаях просто переведены на международные стандарты бухгалтерского учета.

Подводя итог всему вышесказанному, на наш взгляд, для организации с масштабом деятельности выше среднего целесообразно вести две системы учета в автоматизированном режиме. В то же время Бухгалтерский учет, исходя из своих целей, должен быть ориентирован на достоверное отражение информации, отчетность о финансово-экономическом положении и привлечение инвесторов. Ведение налогового учета, в свою очередь, направлено на достоверный расчет и своевременную уплату налоговых платежей, используя имеющиеся и законодательно разрешенные методы налоговой оптимизации.


2.3. Взаимосвязь формирования Отчета о финансовых результатах с налоговыми расчетами

При составлении годовой бухгалтерской отчетности в ООО «Вектор» наряду с балансом обязательно заполняют форму «Отчет о финансовых результатах». В ней формируется финансовый результат хозяйственной деятельности, а также сумма чистой прибыли (убытка), полученная организацией за отчетный период.

Образец формы «Отчет о финансовых результатах» утвержден Приказом Минфина России. Это рекомендованная форма. ООО «Вектор» утверждил ее в учетной политике.

Для заполнения этой формы бухгалтер ООО «Вектор» использует обороты по отдельным счетам. Показатели Отчета представляются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В Отчете представляются данные о доходах и расходах, прибыли и убытках организации как минимум за два года. С этой целью в форме, рекомендованной Минфином, введены две графы для формирования показателей. В графе 3 бухгалтер отражает данные за отчетный период, а в графе 4 - за аналогичный период предыдущего года.

Записи по субсчетам счета 99 «Прибыли и убытки» ведутся в течение года накопительно, что облегчает процесс составления отчета о прибылях и убытках (формы № 2).

Взаимосвязь показателей данного отчета с субсчетами показана в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей отчета о прибылях и убытках и субсчетов счета 99 «Прибыли и убытки»

Наименование показателя отчета о прибылях и убытках

Код строки отчета

Порядок определения показателя на конец отчетного года

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

Сальдо субсчета 99.5 плюс сальдо субсчета 99.6

Прочие доходы

170

Сальдо субсчета 99.3

Прочие расходы

180

Сальдо субсчета 99.4

Организация, получившая убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего налогового периода на всю сумму полученного убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Перенос этого убытка возможен в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором убыток получен. Однако при этом сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы.


Убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет.

Если ООО «Вектор» получило убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.

По строке 150 отражается сумма текущего налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Показатель строки 150 Отчета должен равняться сумме налога на прибыль, начисленной к уплате по счету 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

Ели по итогам отчетного периода исчислена сумма налога на прибыль к уменьшению (дебетовое сальдо по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»), то в строке Отчета проставляется 0 (ноль). Если остаток по дебету счета 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" образовался в результате переплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, его можно оставить в виде сальдо либо списать на отдельный субсчет счета 09 «Отложенные налоговые активы». Но эта сумма переплаты по налогу не учитывается при формировании строки Отчета.

Заполнив строку 150 Отчета по данным бухгалтерского учета, бухгалтер сравнивает полученный показатель с суммой налога на прибыль, начисленной за отчетный период по налоговой декларации. Данные бухучета и налоговой декларации в части суммы налога на прибыль должны совпадать.

Если на счете 99 начислены иные обязательные платежи в бюджет (кроме налога на прибыль), то в Отчет после строки 150 потребуется ввести дополнительные строки. К иным обязательным платежам относятся, например, суммы пеней за несвоевременную или неполную уплату налогов и штрафные санкции, начисленные налоговыми органами за совершение налоговых правонарушений.

Такие платежи отражаются на счете 99 (а не на счете 91), потому что они не участвуют в формировании финансового результата деятельности организации, но влияют на величину чистой прибыли (убытка). Именно поэтому суммы налоговых санкций и пеней приводятся в Отчете не в разделе "Прочие доходы и расходы", а непосредственно перед строкой 190, в которой рассчитывается чистая прибыль (убыток) за отчетный период.

К категории "Иные дополнительные платежи в бюджет" относятся также суммы доначисления или уменьшения платежей по налогу на прибыль за прошлые периоды. Суммы, полученные в результате перерасчета налога на прибыль за прошлые годы, отражаются на отдельном субсчете счета 99. А в Отчете их следует показать в отдельной строке, введенной после строки 150.


Н счете 99 отражается сумма доначисления или уменьшения только по налогу на прибыль. Результаты перерасчетов по другим налогам за прошлые годы показываются на счете 91 в составе внереализационных расходов (доходов) как убытки (прибыль) прошлых лет. Эти суммы участвуют в формировании финансового результата. В Отчете они указываются по строке 120 (при пересчете налогов за прошлые годы в сторону уменьшения) или по строке 130 (при доначислении налогов за прошлые годы).

Заключение

Современное бухгалтерское и налоговое законодательство требует ведения бухгалтерского и налогового учета на всех предприятиях.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый учет как систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе этих первичных документов.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Согласно Федеральному закону учетная политика для целей налогообложения выбирается налогоплательщиком совокупностью методов (способов), допускаемых настоящим Кодексом для определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учет других налогов, необходимых для целей налогообложения улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика организации должна раскрывать ее подходы к решению вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирования налоговых обязательств перед бюджетом, распределения убытков между налоговыми периодами, формирования налоговой отчетности. В процесс формирования учетной политики необходимо включить установление и обоснование организационных, технических и методологических аспектов налогового учета.

Подводя итоги работы, важно отметить, что в современных экономических условиях и бухгалтерский и налоговый учет является важным элементом деятельности хозяйствующего субъекта.

Следовательно, развитие их эффективности, недостаток рабочей силы обеспечит экономное использование материальных ресурсов, снижение издержек обращения, что в свою очередь также крайне важно для субъектов малого и среднего бизнеса.

Организация оптимального бухгалтерского и налогового учета позволит эффективно управлять задолженностью перед бюджетом и внебюджетными фондами, избежать налоговых рисков и нежелательных финансовых последствий.