Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Результаты опытно – экспериментальной работы).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе
1.1. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема
1.2. Психологические особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Педагогические условия формирования межличностных отношений в группе детей
2.1. Изучение характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
2.2 Содержание деятельности по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ
- развитие коммуникативно-речевых навыков, навыков общения и взаимодействия (развитие речи осуществляется при непосредственном участии взрослого);
- организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, например, сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, которые усиливают контакты детей и создают общие эмоциональные переживания.
Выводы по 1 главе
В ходе теоретического изучения проблемы были сделаны следующие выводы, что рассмотрев понятие межличностных отношений детей в группе детского сада в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, и определили, что определение А.А Бодалева более полно раскрывает суть данного явления. Под межличностными отношениями определяются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Также необходимо отметить, что межличностные отношения у детей не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания ребенка. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.
Гуманизация межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается созданием следующих педагогических условий:обеспечение взаимопонимания в отношениях «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети» (отношения строятся на основе взаимных симпатий, умении детей оценивать поведение сверстников и свое, научить детей не допускать грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника); развитие коммуникативно-речевых навыков, а так же навыков общения и сотрудничества (развитие речи осуществляется при непосредственном участии взрослого); организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, например, сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, которые усиливают контакты детей и создают общие эмоциональные переживания.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации
2.1. Изучение характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе МБДОУ детский сад №6 «Солнышко», г.Лукоянов, Нижегородской области. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Экспериментальная работа проходила в период с сентября 2018 года по ноябрь 2018 года.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа.
На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий, способствующих формированию доброжелательных межличностных отношений.
На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация занятий по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ.
Третий этап – контрольный эксперимент, был связан с анализом динамики уровня сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Основная задача констатирующего этапа заключалась в изучении характера межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В оценки уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе работы использовались следующие критерии:
1. Выбор партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.
2. Понимание и проявление интереса к своим сверстникам. готовность к преодолению антигуманного поведения.
3. Сочувствие и оказание помощи при взаимодействии с группой.
4. Осознание прочных взаимных отношений в своей группе.
Для этого нами были использованы следующие методы: наблюдение деятельности детей, беседа и педагогический эксперимент: методика В. Петровского «Проблемная ситуация», методика «Оценка действий», методика социометрическая «Два домика» Т.Д. Марцинковская.
В диагностическую методику входило наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в ситуациях.
Результаты наблюдений заносились в специальный дневник. Данные наблюдений дополнялись с помощью методики В. Петровского, включающей ситуации игрового выбора, который подразумевал проявление межличностных отношений в группе детей.
Ситуативные задачи, поставленные перед детьми, должны были отвечать следующим условиям:
– должно существовать несколько вариантов их решения;
– моральный способ решения ситуации, должен задевать интересы ребенка.
Для выявления уровня межличностных отношений старших дошкольников, разработано три уровня (сформирован, частично сформирован, не сформирован).
К достаточному уровню отнесены дети, выстраивающие свое поведение, в большинстве случаев, как реальных, так и игровых. Межличностные отношения происходят у них по собственному желанию, не требуя дополнительных напоминаний, и не зависимо от наличия или отсутствия внешнего контроля.
К среднему уровню отнесены дети, которые демонстрируют свое положительное поведение, лишь в отношении близкого окружения и проявляется нестабильное поведение в других случаях. Детям этого уровня требуются дополнительные напоминания и поощрения.
К низкому уровню нами отнесены дети, которые в большинстве случаев не в состоянии придерживаться положительных межличностных отношений к своим сверстникам.
Используя методику В. Петровского, было предложено задание «проблемная ситуация», для оценки выбора партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.
Цель: выявление характера межличностных отношений в группе детского сада.
Детям предлагалось несколько ситуаций. В процессе наблюдения, внимание было сосредоточено на том, как много детей, быстро выполнивших свое задание, обратят внимание на затруднения партнера, и помогут ли ему.
Результаты, полученные на основе исследования, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты методики В. Петровского «Проблемная ситуация» на констатирующем этапе исследования
Уровни |
Констатирующий этап |
|
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
Частично сформирован |
6 человек |
30 % |
Не сформирован |
11 человек |
55% |
Таким образом, у 55% (11 чел.) данный критерий не сформирован. Это дети, проявившие нестабильное поведение, выраженное в переходе от безразличия к желанию что-то сделать. Попытки помочь, в свою очередь, были вызваны у дошкольников призывами о необходимости быстрее заканчивать дело или благодаря предоставлению помощи со стороны воспитателя. Около трети детей шестилетнего возраста, как в первом, так и во втором случае не считали нужным обращать внимание на трудности товарищей.
В процессе наблюдения за поведением детей старшего дошкольного возраста в проблемных ситуациях выявилось, что многие дошкольники не выбирают положительный способ разрешения конфликтов или проявляют выборочность, например, помогают только другу, а другим – нет. Межличностные отношения со многими детьми в группе не сформированы.
Частично сформированный уровень межличностных отношений у 30% (6 чел). Сформированный уровень выявлен у 15% (3 чел).
Далее была проведена проблемная ситуация «Учусь сочувствовать» В. Петровского. Цель: изучить межличностные отношения детей в сочувствии и оказанию помощи.
Полученные результаты предложены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты проблемной ситуации «Учусь сочувствовать» В. Петровского на констатирующем этапе исследования.
Уровень |
Констатирующий этап |
|
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
Частично сформирован |
7 человек |
35% |
Не сформирован |
10 человек |
50% |
По результатам наблюдений, среди участников эксперимента, преобладают дети с не сформированным уровнем межличностных отношений у 50% (10 чел). Частично сформированный уровень выявлен у 35% (7 чел.) и сформированный уровень отмечен у 15% (3 чел).
Далее была проведена методика «Оценка действия», которая была направлена на выявление понимания и проявления интереса к своим сверстникам и готовность к преодолению антигуманного поведения
Педагог усаживает детей и берёт в руки персонажей кукольного театра, с помощью которых изображает различное поведение. В завершение проводится обсуждение и подводятся итоги поведения детей.
На следующем этапе предлагается игра «Добро и Зло». Педагог предлагает детям определить характер музыки и назвать эмоции, возникающие во время её прослушивания. После этого, детям включают еще один отрывок музыкального произведения, но уже противоположного характера, мрачную, «сердитую». По мере прослушивания музыки, мимика у детей меняется, они сдвигают брови, начинают хмуриться. Взрослый отмечает, что музыка, может быть разной, как и настроение у человека. Педагог просит описать, какое настроение передает музыка, что чувствуют дети, когда слушают веселую и грустную музыку, какая из них нравится больше и почему.
Затем, в гости к детям приходят два волшебника. Один добрый, а другой злой. Также, можно использовать и просто рисунки с изображением волшебников, а дети должны определить по мимике их лица, какой из волшебников добрый, а какой – злой.
С помощью указанной игровой атрибутики, воспитатель начинает беседу о настроении. Затем, педагог переходит к беседе о добрых и злых людях. Детям задаются вопросы о том, кого называют добрым и кого называют злым. Они должны подумать и ответить, как себя ведут добрые люди и злые люди, кого из своих знакомых они могут назвать добрыми людьми и почему.
В таблице 3 представлены результаты, полученные в ходе исследования.
Таблица 3
Результаты методики «Оценка действия» на констатирующем этапе исследования
Уровни |
Констатирующий этап |
|
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
4 человека |
20% |
Частично сформирован |
6 человек |
30% |
Не сформирован |
10 человек |
50% |
Полученные результаты свидетельствуют, что в группе преобладают дети с низким уровнем сформированности межличностных отношений. Частично сформированный уровень сформированности межличностных отношений выявлен у 30% (6 чел). Сформированный уровень межличностных отношений находится лишь на последнем месте и на нем выявлено 20% (4 чел).
Далее была проведена социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская. Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к ее членам.
Дошкольникам предлагалось два домика. Один красочный и яркий, а другой черный и невзрачный. Ему надо было сказать, в какой домик он поселит детей из своей группы. Так как в группе более 15 человек, то ребенку предлагалось выбрать только по 3 человека и сделать положительный и отрицательный выбор.