Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Результаты опытно – экспериментальной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательным условие данной игры: дети должны самостоятельно попробовать распределиться, кто и что рисует, постараться не ругаться и не делить лист между собой.

После проведения формирующего этапа получили определённый результат: дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, проблемные дети меньше требовать внимания к себе. Кроме того, немного снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, предпочитавшие играть в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.

Следовательно, работая по данной программе необходимо учитывать возраст детей, игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров и работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.

2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы

После проведения методики были проведены повторно ранее подобранные методики.

Используя методику В. Петровского, было предложено задание «проблемная ситуация», для оценки выбора партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.

Динамика результатов исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Динамика результатов методики В. Петровского «Проблемная ситуация»

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество

Процент

Количество

Процент

Сформирован

3 человека

15%

10 человек

50%

Частично сформирован

6 человек

30 %

6 человек

30%

Не сформирован

11 человек

55%

4 человека

20%

Таким образом, у 20% (4 чел.) данный критерий не сформирован. Это дети, проявившие нестабильное поведение, выраженное в переходе от безразличия к желанию что-то сделать. Попытки помочь, в свою очередь, были вызваны у дошкольников призывами о необходимости быстрее заканчивать дело или благодаря предоставлению помощи со стороны воспитателя. Около трети детей шестилетнего возраста, как в первом, так и во втором случае не считали нужным обращать внимание на трудности товарищей. Данный уровень был снижен на 35%.


Частично сформированный уровень межличностных отношений у 30% (6 чел). Данный уровень остался неизменным. Сформированный уровень выявлен у 50% (10 чел), данный уровень увеличен на 35%

Далее была проведена проблемная ситуация «Учусь сочувствовать» В. Петровского. Цель: изучить межличностные отношения детей в сочувствии и оказанию помощи. Полученные результаты предложены в таблице 7.

Таблица 7

Динамика результатов проблемной ситуации «Учусь сочувствовать» В. Петровского

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество

Процент

Количество

Процент

Сформирован

3 человека

15%

11 человек

55%

Частично сформирован

7 человек

35%

7 человек

35%

Не сформирован

10 человек

50%

2 человека

10%

По результатам наблюдений, среди участников эксперимента, преобладают дети с не сформированным уровнем межличностных отношений у 10% (2 чел). Данный уровень был снижен на 40%

Частично сформированный уровень выявлен у 35% (7 чел.), данный уровень не изменился и сформированный уровень отмечен у 55% (11 чел). Данный уровень увеличен на 40%

Далее была проведена методика «Оценка действия», которая была направлена на выявление понимания и проявления интереса к своим сверстникам и готовность к преодолению антигуманного поведения

В таблице 8 представлена динамика результатов исследования.

Таблица 8

Динамика результатов методики «Оценка действия»

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество

Процент

Количество

Процент

Сформирован

4 человека

20%

9 человек

45%

Частично сформирован

6 человек

30%

10 человек

50%

Не сформирован

10 человек

50%

1 человек

5%

Полученные результаты свидетельствуют, что в группе преобладают дети со средним уровнем сформированности межличностных отношений. Частично сформированный уровень сформированности межличностных отношений выявлен у 50% (10 чел). Данный показатель увеличился на 20%. Сформированный уровень межличностных отношений выявлен у 45% (9 чел), данный показатель увеличился на 25% и на не сформированном уровне осталось 10% (2 чел). Данный уровень был снижен на 45%.


Далее была проведена социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская. Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к ее членам.

По окончанию методики были выделены социометрические статусы выбранных детей: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые». Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: высокий, средний и низкий.

Полученные результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9

Обобщенные результаты методики «Два домика» на констатирующем этапе

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Звезды

1 человек

2 человека

Предпочитаемые

3 человека

11 человек

Пренебрегаемые

5 человека

5 человек

Изолированные

4 человека

1 человек

Отвергаемые

7 человек

1 человек

Таким образом, в группе было выявлено, что 2 человека являются звездами. 11 человек предпочитаемые в группе, данный статус был увеличен на 8 человек. Пренебрегаемых выявлено 5 человек, статус не изменился. И изолированных, отвергаемых выявлено по 1 человеку.

Следовательно, группа находится на высоком уровне межличностных отношений, так как отмечается преобладание в группе лиц с первым и вторым статусом. В результате исследования на контрольном этапе удалось определить, что межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста стало достаточно сформировано, оно часто реализуется детьми в жизненной практике. Анализ результатов работы со старшими дошкольниками, подтвердил, что гуманизация межличностных отношений необходимо формировать последовательно и системно, подкрепляя практическим опытом.

Таким образом, в результате опытно – экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, что деятельность по формированию гуманизации межличностных отношений на занятиях в ДОУ будет эффективна при условии привлечения внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение межличностных отношений между детьми в группе.

Выводы по 2 главе

Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе МБДОУ детский сад №6 «Солнышко», г.Лукоянов, Нижегородской области. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.


В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для этого нами были использованы следующие методы: наблюдение деятельности детей, беседа и педагогический эксперимент: методика В. Петровского «Проблемная ситуация», методика «Оценка действий», методика социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская и проблемные ситуации.

Исходя из данных, большинство участников диагностического эксперимента (дети старшего дошкольного возраста) показали низкий уровень сформированности межличностных отношений. В основную массу входят дети с частично сформированным и не сформированным уровнем межличностных отношений. Следовательно, результаты доказали необходимость гуманизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и засвидетельствовали важное значение проведения дальнейшей формирующей работы.

На формирующем этапе с детьми были проведены мероприятия на формирование межличностных отношений на занятиях в ДОУ.

Главной задачей содержания нашей деятельности является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе.

Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определённую структуру. Работая по данной программе необходимо учитывать возраст детей, игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров и работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.

После проведения методики были проведены повторно ранее подобранные методики.

В результате исследования на контрольном этапе удалось определить, что межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста стало достаточно сформировано, оно часто реализуется детьми в жизненной практике. Анализ результатов работы со старшими дошкольниками, подтвердил, что формирование межличностных отношений необходимо формировать последовательно и системно, подкрепляя практическим опытом.

Таким образом, в результате опытно – экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, что деятельность по формированию гуманизации межличностных отношений на занятиях в ДОУ будет эффективна при условии привлечения внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение межличностных отношений между детьми в группе.


Заключение

Актуальность исследования обусловлена тем, что совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения взаимодействий и взаимоотношений. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять, начиная с дошкольного возраста.

Для достижения цели мы решили наши задачи:

Для решения первой задачи в начале нашего исследования мы рассмотрели проблему межличностных отношений в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Определение «межличностных отношений» А.А Бодалева более полно раскрывает суть данного явления. Под межличностными отношениями определяются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

В дошкольном возрасте особенностью межличностных отношений является овладение социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Межличностные отношения у детей не всегда выражаются во внешних действиях и бывают стороной сознания ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже воспринимает себя и другого как целостную личность, которая не сводится к отдельным качествам, посредством чего становится возможным личностное отношение к сверстнику.

В ходе решения второй задачи мы подобрали и апробировали содержание деятельности по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ.

Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе МБДОУ детский сад №6 «Солнышко», г.Лукоянов, Нижегородской области. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.