Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Результаты опытно – экспериментальной работы).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе
1.1. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема
1.2. Психологические особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Педагогические условия формирования межличностных отношений в группе детей
2.1. Изучение характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
2.2 Содержание деятельности по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ
Обязательным условие данной игры: дети должны самостоятельно попробовать распределиться, кто и что рисует, постараться не ругаться и не делить лист между собой.
После проведения формирующего этапа получили определённый результат: дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, проблемные дети меньше требовать внимания к себе. Кроме того, немного снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, предпочитавшие играть в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Следовательно, работая по данной программе необходимо учитывать возраст детей, игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров и работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.
2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы
После проведения методики были проведены повторно ранее подобранные методики.
Используя методику В. Петровского, было предложено задание «проблемная ситуация», для оценки выбора партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.
Динамика результатов исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Динамика результатов методики В. Петровского «Проблемная ситуация»
Уровни |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||
Количество |
Процент |
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
10 человек |
50% |
Частично сформирован |
6 человек |
30 % |
6 человек |
30% |
Не сформирован |
11 человек |
55% |
4 человека |
20% |
Таким образом, у 20% (4 чел.) данный критерий не сформирован. Это дети, проявившие нестабильное поведение, выраженное в переходе от безразличия к желанию что-то сделать. Попытки помочь, в свою очередь, были вызваны у дошкольников призывами о необходимости быстрее заканчивать дело или благодаря предоставлению помощи со стороны воспитателя. Около трети детей шестилетнего возраста, как в первом, так и во втором случае не считали нужным обращать внимание на трудности товарищей. Данный уровень был снижен на 35%.
Частично сформированный уровень межличностных отношений у 30% (6 чел). Данный уровень остался неизменным. Сформированный уровень выявлен у 50% (10 чел), данный уровень увеличен на 35%
Далее была проведена проблемная ситуация «Учусь сочувствовать» В. Петровского. Цель: изучить межличностные отношения детей в сочувствии и оказанию помощи. Полученные результаты предложены в таблице 7.
Таблица 7
Динамика результатов проблемной ситуации «Учусь сочувствовать» В. Петровского
Уровни |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||
Количество |
Процент |
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
11 человек |
55% |
Частично сформирован |
7 человек |
35% |
7 человек |
35% |
Не сформирован |
10 человек |
50% |
2 человека |
10% |
По результатам наблюдений, среди участников эксперимента, преобладают дети с не сформированным уровнем межличностных отношений у 10% (2 чел). Данный уровень был снижен на 40%
Частично сформированный уровень выявлен у 35% (7 чел.), данный уровень не изменился и сформированный уровень отмечен у 55% (11 чел). Данный уровень увеличен на 40%
Далее была проведена методика «Оценка действия», которая была направлена на выявление понимания и проявления интереса к своим сверстникам и готовность к преодолению антигуманного поведения
В таблице 8 представлена динамика результатов исследования.
Таблица 8
Динамика результатов методики «Оценка действия»
Уровни |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||
Количество |
Процент |
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
4 человека |
20% |
9 человек |
45% |
Частично сформирован |
6 человек |
30% |
10 человек |
50% |
Не сформирован |
10 человек |
50% |
1 человек |
5% |
Полученные результаты свидетельствуют, что в группе преобладают дети со средним уровнем сформированности межличностных отношений. Частично сформированный уровень сформированности межличностных отношений выявлен у 50% (10 чел). Данный показатель увеличился на 20%. Сформированный уровень межличностных отношений выявлен у 45% (9 чел), данный показатель увеличился на 25% и на не сформированном уровне осталось 10% (2 чел). Данный уровень был снижен на 45%.
Далее была проведена социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская. Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к ее членам.
По окончанию методики были выделены социометрические статусы выбранных детей: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые». Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9
Обобщенные результаты методики «Два домика» на констатирующем этапе
Уровни |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Звезды |
1 человек |
2 человека |
Предпочитаемые |
3 человека |
11 человек |
Пренебрегаемые |
5 человека |
5 человек |
Изолированные |
4 человека |
1 человек |
Отвергаемые |
7 человек |
1 человек |
Таким образом, в группе было выявлено, что 2 человека являются звездами. 11 человек предпочитаемые в группе, данный статус был увеличен на 8 человек. Пренебрегаемых выявлено 5 человек, статус не изменился. И изолированных, отвергаемых выявлено по 1 человеку.
Следовательно, группа находится на высоком уровне межличностных отношений, так как отмечается преобладание в группе лиц с первым и вторым статусом. В результате исследования на контрольном этапе удалось определить, что межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста стало достаточно сформировано, оно часто реализуется детьми в жизненной практике. Анализ результатов работы со старшими дошкольниками, подтвердил, что гуманизация межличностных отношений необходимо формировать последовательно и системно, подкрепляя практическим опытом.
Таким образом, в результате опытно – экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, что деятельность по формированию гуманизации межличностных отношений на занятиях в ДОУ будет эффективна при условии привлечения внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение межличностных отношений между детьми в группе.
Выводы по 2 главе
Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе МБДОУ детский сад №6 «Солнышко», г.Лукоянов, Нижегородской области. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для этого нами были использованы следующие методы: наблюдение деятельности детей, беседа и педагогический эксперимент: методика В. Петровского «Проблемная ситуация», методика «Оценка действий», методика социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская и проблемные ситуации.
Исходя из данных, большинство участников диагностического эксперимента (дети старшего дошкольного возраста) показали низкий уровень сформированности межличностных отношений. В основную массу входят дети с частично сформированным и не сформированным уровнем межличностных отношений. Следовательно, результаты доказали необходимость гуманизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и засвидетельствовали важное значение проведения дальнейшей формирующей работы.
На формирующем этапе с детьми были проведены мероприятия на формирование межличностных отношений на занятиях в ДОУ.
Главной задачей содержания нашей деятельности является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе.
Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определённую структуру. Работая по данной программе необходимо учитывать возраст детей, игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров и работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.
После проведения методики были проведены повторно ранее подобранные методики.
В результате исследования на контрольном этапе удалось определить, что межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста стало достаточно сформировано, оно часто реализуется детьми в жизненной практике. Анализ результатов работы со старшими дошкольниками, подтвердил, что формирование межличностных отношений необходимо формировать последовательно и системно, подкрепляя практическим опытом.
Таким образом, в результате опытно – экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, что деятельность по формированию гуманизации межличностных отношений на занятиях в ДОУ будет эффективна при условии привлечения внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение межличностных отношений между детьми в группе.
Заключение
Актуальность исследования обусловлена тем, что совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения взаимодействий и взаимоотношений. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять, начиная с дошкольного возраста.
Для достижения цели мы решили наши задачи:
Для решения первой задачи в начале нашего исследования мы рассмотрели проблему межличностных отношений в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Определение «межличностных отношений» А.А Бодалева более полно раскрывает суть данного явления. Под межличностными отношениями определяются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
В дошкольном возрасте особенностью межличностных отношений является овладение социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Межличностные отношения у детей не всегда выражаются во внешних действиях и бывают стороной сознания ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже воспринимает себя и другого как целостную личность, которая не сводится к отдельным качествам, посредством чего становится возможным личностное отношение к сверстнику.
В ходе решения второй задачи мы подобрали и апробировали содержание деятельности по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ.
Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе МБДОУ детский сад №6 «Солнышко», г.Лукоянов, Нижегородской области. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.