Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Результаты опытно – экспериментальной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для этого нами были использованы следующие методы: наблюдение деятельности детей, беседа и педагогический эксперимент: методика В. Петровского «Проблемная ситуация», методика «Оценка действий», методика социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская и проблемные ситуации.

Исходя из данных, большинство участников диагностического эксперимента (дети старшего дошкольного возраста) показали низкий уровень сформированности межличностных отношений. В основную массу входят дети с частично сформированным и не сформированным уровнем межличностных отношений. Следовательно, результаты доказали необходимость формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и засвидетельствовали важное значение проведения дальнейшей формирующей работы.

На формирующем этапе с детьми были проведены мероприятия на формирования межличностных отношений на занятиях в ДОУ.

Главной задачей содержания нашей деятельности является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе.

Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определённую структуру. Работая по данной программе необходимо учитывать возраст детей, игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров и работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.

После проведения методики были проведены повторно ранее подобранные методики. В результате исследования на контрольном этапе удалось определить, что межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста стало достаточно сформировано, оно часто реализуется детьми в жизненной практике. Анализ результатов работы со старшими дошкольниками, подтвердил, что формирование доброжелательных межличностных отношений необходимо формировать последовательно и системно, подкрепляя практическим опытом.

Таким образом, в результате опытно – экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования, что деятельность по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ будет эффективна при условии привлечения внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение межличностных отношений между детьми в группе.


Список используемой литературы

    1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//www.infant-school/ru
    2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 624 с.
    3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 2010. – 565с.
    4. Азаров Ю. Гуманная педагогика. – М., 2013. – 648с.
    5. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. – 2014. - № 1. – С. 122-127.
    6. Баландина Л.Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушением и нормальным // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (часть 2).
    7. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: монография/ Л.А. Байкова. – Рязань: РГПУ, 2011.– 248 с.
    8. Вершловский С.Г. О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности / С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина. – Л.: НИИ ООВ, 2013. – 216с.
    9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 72 с.
    10. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
    11. Гуманистическая педагогика России середины XIX - XX веков: методология и метатеория: Монография. - М: Народное образование -Ставрополь: Сервисшкола, 2011. - 12, 6 пл.
    12. Гуманная педагогика: реком. список для педагогов, студентов и родителей / сост. Е. А. Спицына, Я. Б. Коломенская. – Киров, 2013. – 13 с.
    13. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учебное пособие (Гриф УМО). - М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2013. - 20,1/10,5.
    14. Гончарова Т.И. Гуманная педагогика как альтернатива авторитарному подходу и путь к воспитанию нравственности. – Кемерово, 2013. – 444с.
    15. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. П. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2010. – 255 с.
    16. Ежегодная научно-практическая межвузовская конференция «Философские основы гуманной педагогики» / сборник материалов № 2 часть 2. – Киров ВГГИ, 2011.
    17. Иванова Н.О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С.34-38.
    18. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 512 с.
    19. История и философия науки. Введение в специальность: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф., д.т.н. А.Д. Урсула. – М.: Изд-во РАГС, 2011. — 434 с.
    20. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 240 с.
    21. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке О. Скоролупова, Н.Федина // Дошкольное воспитание – 2012. - № 2
    22. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирования и поддержка личностного развития ребёнка / Ф.И.Кевля. – Вологда, 2011. – 173с.
    23. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания дошкольников. - Мн.: Полымя, 2010. - 208 с.
    24. Краткий философский словарь/ А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев; Под ред. А. П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 496 с.
    25. Кузьмина Н.В. Методы исследования межличностных отношений в педагогической деятельности / Н.В.Кузьмина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2011. – 195с.
    26. Краткий педагогический словарь / Г.А.Андреева, Г.С.Вяликова. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 426с.
    27. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии/ Пол ред. Л. Анцыферовой. – М.: Педагогика, 2013. – 168 с.
    28. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии/ Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.
    29. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 2013.-384с.
    30. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н. Новгород, 2012.-157с.
    31. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 272 с.
    32. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 320с.
    33. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 3 – изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 456 с.
    34. Павленко Т.К. Развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. – 2012. - № 5. – С. 88-94.
    35. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н. В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 400 с.
    36. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
    37. Проблема развития личности в контексте авторитарных и гуманистических педагогических традиций ХШХ - первой четверти XX века (Глава монографии) // Психология и педагогика развития личности: Монография /Под ред. Е.Н. Шиянова. - М.: Илекса, 2012. - 14,9 / 1,0 пл.
    38. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643.
    39. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Наука, 2010.
    40. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2012.- 240 с.
    41. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 2011. – 148 с.
    42. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада// Дошкольное воспитание. – 2010. - № 2. – С. 22-28.
    43. Смирнова Е.О., Калягина Е. А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников// Вопросы психологии. – 2013. - № 3. – С.14-19.
    44. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2013. – 160 с.
    45. Солдатова Е.Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология: Онтогенез и дизонтегенез. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 384 с.
    46. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2011. – 204 с.
    47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2011. – 304 с.
    48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4 – е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
    49. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций дошкольников: монография . – М. : Рос НОУ, 2015. – 416 с.
    50. Философские основы гуманной педагогики: науч.-практ. межвузовская конф.: сб. материалов. – Киров: ВГГИ, 2013. – 105 с.
    51. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая – Ростов н/Дону.: Феникс, 2015 – 256с.
    52. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-на-Дону, 2015.
    53. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
    54. Якобсон С.Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателя детского сада/ С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – М.: Дрофа, 2012. – 176 с.