Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Результаты опытно – экспериментальной работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В концепции М.И. Лисиной общение представляет собой особую коммуникативную деятельность, направленную на формирование взаимоотношений» [27, с. 87].

Подобным образом понимается соотношение данных понятий и другими авторами такими, как Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский. Вместе с этим отношения представляют собой не только результат общения, но и его исходную предпосылку, побудитель, который вызывает определенный вид взаимодействия. Во взаимодействии людей отношения не только формируются, но и реализуются, находят свое проявление. В то же время, в отличие от общения, отношение в другому человеку далеко не всегда проявляется внешне. Отношение может выражаться и в отсутствии коммуникативных актов; оно может существовать относительно отсутствующего или даже вымышленного, идеального персонажа; его можно испытывать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.).

Когда общение реализуется в определенных формах взаимодействия через некоторые внешние средства, то отношение является аспектом внутренней, душевной жизни, характеристикой сознания, не предполагающая фиксированные средства выражения. Но в реальности отношение к другому человеку выражается, в первую очередь, через действия, которые на него направлены, в том числе и через общение. Таким образом, отношения могут рассматриваться как внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия людей.

В работах Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук мы видим, что избирательные привязанности и предпочтения детей появляются на основе общения. Дети предпочитают сверстников, адекватно удовлетворяющих их потребности в общении. Причем главной из них является потребность получать доброжелательное внимание и уважение сверстника.

По определению Г.А. Урунтаевой, дошкольная группа является первым своеобразным детским обществом, которое складывается в ходе совместных детских игр, где у детей имеется возможность самостоятельно объединяться друг с другом и общаться как внутри маленьких, так и внутри больших групп. Именно в таких играх ребенок получает социальный опыт, столь важный для развития у него качества общественности [48].

Т.А. Репиной особое внимание уделялось изучению того, как протекает общение мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А. Рояк направлена на изучение детей, имеющих особые трудности общения, зачастую приводящие таких детей к изоляции от коллектива. Т.В. Антоновой были исследованы возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения [41].


В зарубежной науке Дж. Морено рассматривал субъективно идеалистическую теорию, считающий, что отношения между людьми, в особенности, отношения симпатии и антипатии, обусловлены их врожденными качествами. Соответственно данным неизменным качеством каждый ребенок якобы обрекается на «непопулярность» и попадает в разряд «изолированный» или же становится «звездой» среди детей, т.е. в любой детской группе он будет обладать высокой «популярностью». Он пытался найти в ней объяснение существованию классовой структуры общества, считая, что разделение на классы является законом природы [28].

Исследования отечественных педагогов и психологов доказали обратное. Было установлено, что положительные взаимоотношения у детей складываются и тогда, когда они выполняют какое-то задание не лично для себя, а для кого-то другого. Как показывают педагогические и психологические исследования, игра может оказать значительное влияние на формирование отношений детей между собой, поскольку для маленького ребенка она является не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. В том числе определенный отпечаток на детские взаимоотношения накладывает образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности.

Таким образом, при рассмотрении проблемы развития межличностных отношений детей в группе детского сада в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, мы выявили, что определение А.А Бодалева [5] более полно раскрывает суть данного явления. Под межличностными отношениями определяются взаимосвязи между людьми, субъективно переживаемые, которые находят объективно проявление в характере и способах взаимных влияний людей в процессе совместной деятельности. Это является системой установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга.

1.2. Психологические особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом, в который фактически начинает складываться личность человека. Именно в данный период формируются основные личностные механизмы и образования. Происходит развитие тесно связанных друг с другом эмоциональной и мотивационной сферы, формируется самосознание. В старшем дошкольном возрасте осуществляется становление образа «Я» и самооценки, причем при формировании самооценка в некоторой степени опережает содержательный план образа «Я».


Старший дошкольный возраст так же является периодом познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к последующему, качественно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

В дошкольном возрасте находят свое проявление различные взаимоотношения, от дружеских до конфликтных, здесь выделяются дети, имеющие трудности в общении. По мере взросления дошкольники меняют свое отношение к сверстникам, они начинают оценивать их не только по деловым качествам, но и по личностным. Ребенок с удовольствием принимает участие в коллективных делах, способен к принятию общей цели и условий, стремится к согласованным действиям, у него есть неподдельный интерес к общему результату.

Развитие межличностных отношений у дошкольников напрямую связано с развитием самосознания ребенка и с тем, что на протяжении дошкольного возраста претерпевает изменения соотношение предметного и личностного начал.

Общение дошкольников выступало в качестве предмета изучения в работах таких авторов, как А.А. Люблинская, Е.Л. Агаева, М.М. Безруких, Е.О.Смирнова, Т.В. Гуськова. Формирование личности, которая способна к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечению ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве - представляет собой приоритетное направление в работе со старшими дошкольниками.

На развитии личности ребенка значительно отражаются межличностные отношения в группе сверстников. В детском саду отношения и связи являются относительно устойчивой системой, в которой у каждого ребенка существует определенное место.

По мнению А.Г. Рузской в группе детского сада можно выделить три вида межличностных отношений:

1. Межличностные отношения, при выявлении которых, проводится анализ объективных связей детей, которые устанавливатся в процессе взаимодействия в совместной деятельности и общении;

2. Межличностные отношения, которые вявляются при рассмотрении избирательных отношений, сложившихся в группе;

3. Вид отношений, проявляющихся в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга [40].

Рассмотрим более подробно особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения в детской группе являются весьма сложным социально-психологическим явлением, и они подчинены определенным закономерностям: первая представляет собой связь природы межличностных отношений с местом, занимаемым социальной группой в обществе; вторая - это их зависимость от совместной деятельности; третья - их уровневая природа.


В старшем дошкольном возрасте, ровесник для ребенка становится не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью [21]. В данных изменениях в отношении к сверстнику отражаются определенные сдвиги в самосознании дошкольника.

Как отмечает Ф.И. Кевля, к шести годам число просоциальных действий значительно увеличивается, а так же эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это обусловлено развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм [22].

Просоциальность действия старших дошкольников уже направленна не на положительную оценку взрослого и не на то, чтобы соблюдать моральные нормы, а непосредственно на другого ребенка. Со временем, для дошкольника ровесник становится не только предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, а, соответственно, повышается эмоциональная вовлеченность в его действия. Равенство сверстников дает ребенку возможность прямо сопоставлять свое отношение к воспринимаемому им миру с отношением партнера.

В старшем дошкольном возрасте, у детей над личностными преобладают общественно значимые мотивы. Постепенно противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности разрешается в пользу децентрации. При усвоении нравственных норм и правил происходит формирование активного отношения к собственной жизни, у дошкольника развивается эмпатия, сочувствие. Но поскольку они у него находятся только в первоначальном состоянии , предъявление высоких требований к произвольному управлению ребенком своей активностью является преждевременным.

Таким образом, происходит преобразование потребности в сверстнике от младшего дошкольного возраста к старшему. От потребности получать доброжелательное внимание и игровое сотрудничество в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст, когда доминируют потребность в доброжелательном внимании сверстника, в старшем дошкольном возрасте существует потребность не только в доброжелательном внимании, но и в стремлении разделять свои переживания с ровесниками.

По мнению А.А. Бодалева в старшем дошкольном возрасте, дети осознают не только свои определенные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которыми в отличие от действий, объединяется и консолидируется личность ребенка в целом. Это обусловлено развитием децентрации, с помощью которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого [5].

К шести годам многие дети начинают испытывать непосредственное и бескорыстное желание помочь в чем-то сверстнику, подарить или уступить ему что-то. «Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка целостной личностью» [5, c. 188].


Следует отметить, что ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Игровые объединения обладают общностью требований, согласованностью действия, совместным планированием. Дети осознают и дифференцируют реальные и игровые отношения. Для ребенка становятся значимыми интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником служит не только условием достижения общей цели, но и самой целью. Появляется умение оказывать взаимную поддержку, чувство товарищества, дети начинают сопереживать друг другу в успехах и неудачах. Дошкольники осознают, что деятельность, организованная в совместно взаимодействующей форме более эффективна и выстраивают в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, происходящей по типу «совместно-дружно-вместе», а не по типу «рядом, но не вместе», формируются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи, что служит фундаментом коллективизма и товарищества [17, с. 87].

Таким образом, сюжетно-ролевая игра у старших дошкольников становится действительно коллективной. Одному ребенку не по силам полноценно выполнить всю драматизацию замысла, ему требуется деловое сотрудничество, обеспечиваемое актуально-деловым общением по типу «здесь и сейчас». Ребенок стремиться к тому, чтобы привлечь к себе внимание. Он очень восприимчив к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. В то же время ребенок начинает замечать недостатки сверстника. Данная особенность восприятия переплетается с пристальным интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Так же у ребенка проявляется потребность самопознания и положительного самовосприятия.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что в старшем дошкольном возрасте, сверстник представляет для ребенка не только предпочитаемого партнера по общению и совместной деятельности, не только средство самопознания, но и неотъемлемую сторону его самосознания, субъект обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему становится внутренней общностью, которая позволяет складываться более глубоким межличностным отношениям у детей.

По мнению Н.О. Иванова внутри данного отношения могут быть различные индивидуальные варианты. Существуют и проблемные формы межличностных отношений. Наиболее типичными для дошкольников вариантами являются проявления: агрессивности, обидчивости, застенчивости, демонстративности. Выявление наличия таких проблем у ребенка способствует пониманию имеющихся особенностей в отношениях ребенка с другими детьми [17, с. 123].