Файл: Облачные сервисы (классификация облачных сервисов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу (англ. Pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру. [6,с.6]

Объект исследования данной курсовой работы – облачные вычисления, как относительно новые технологии, являющиеся интересной перспективой развития прикладных информационных бизнес-систем.

На сегодняшний день технология предоставления программного обеспечения как некой услуги (Software as a Service — SaaS) пользуется большой популярностью. [7, с.30]

Предмет исследования – новейшие технологические разработки на рынке специализированных программных продуктов для малого бизнеса, в частности – система TeamLab.

Цель работы – анализ облачных сервисов и организация их использования в деятельности малого предприятия (количество работников до 50 человек). Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

• выполнить классификацию облачных сервисов;

• выявить и проанализировать возможности облачных сервисов, предлагаемых для использования в малом бизнесе;

• оценить программные продукты и перспективы их развития на российском рынке информационных услуг.

• сравнить стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии (количество работников 7 человек) и аналогичного облачного решения за три года (на примере решений 1С[19]).

• реализовать практически совместную работу группы студентов (сотрудников предприятия) в облаке на базе решения www.teamlab.com

• проанализировать исследуемый программный продукт на предмет его применимости в управлении бизнесом.

В качестве инструментария, использован бесплатный онлайн сервис для бизнеса TeamLab[14].

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области информатики материалы периодических изданий и сети Интернет.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

1.1 История и эволюция облачных сервисов

Облачные вычисления как термин приобрели известность лишь в середине 2000-х гг., однако они имеют довольно долгую историю. Облачные вычисления основаны на старых технологиях, но долгое время сфера применения этих технологий оставалась ограниченной, а потенциал — нераскрытым. Практически все технологии, которые сегодня входят в состав облачной парадигмы (рисунок 1), существовали и раньше, однако на рынке не было предложений, которые бы объединяли перспективные технологии в едином коммерчески привлекательном решении. И только в последние годы появились публичные облачные сервисы, благодаря которым эти технологии стали, с одной стороны, доступны разработчику, а с другой — предельно понятны для бизнеса. [3,с.220]

Рисунок 1 Технологии и подходы, лежащие в основе облачных вычислений

Одной из наиболее существенных технологических новаций, лежащих в основе облачных вычислений, являются технологии виртуализации. Эта новация насчитывает уже более 40 лет: впервые виртуализация была предложена в мейнфреймах IBM еще в середине 1960-х годов. Однако после поворота компьютерных технологий от дорогих мейнфреймов в сторону ПК и недорогих серверов, основанных на процессорной архитектуре x86, о виртуализации на долгое время забыли: о ней продолжали помнить лишь те немногие привилегированные пользователи, которые могли позволить себе платить за мощности и возможности мейнфреймов. [6,с.9]

Мейнфрейм (от англ. mainframe) — высокопроизводительный компьютер со значительным объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для организации централизованных хранилищ данных большой ёмкости и выполнения интенсивных вычислительных работ. [12,с.316]

Среди других технологий, послуживших переходом к современным облачным вычислениям, можно назвать сервис- ориентированную архитектуру (англ. Service-Oriented Architecture, SOA), предоставление приложений в режиме услуг (англ. Application Service Provider, ASP), ITIL / ITSM и др. Некоторые из этих концепций заключали в себе вполне конкретные технологические подходы, в то время как другие употреблялись преимущественно в маркетинговых целях (например, ASP).[3,с.221]

Распространение высокоскоростных каналов интернет-связи сделало возможным интенсивный обмен данными с компьютерами, находящимися в облаке. Развитие технологий веб 2.0 позволило выполнять функционально насыщенные веб-приложения непосредственно в окне веб-браузера, не запуская их на локальном компьютере или в локальной сети. Успеху облачных вычислений, в какой-то мере содействовало развитие интернет-сервисов, предоставляющих доступ к своим данным посредством специальных программных интерфейсов (API). Действительно, когда разработчик создает приложение, которое обслуживает удаленных пользователей на основе данных из удаленного источника (например, из Facebook), то логично, что и промежуточный этап — обработка данных — также может осуществляться на удаленной облачной площадке. [6,с.10]


Облачные вычисления вобрали в себя много идей из предшествующих концепций, и потому изначально они носят более разносторонний характер: их можно понимать и как техническую парадигму, и как маркетинговый термин, и как перспективное направление для НИОКР и академических исследований. По сути, в облачные вычисления вложили все те идеи, которые накапливались в отрасли в течение предыдущих полутора десятилетий. [6,с.10]

Таблица 1 - Этапы развития рынка Cloud Computing по Gartner

п/п

Этап

Продолжительность

Особенности

I

Время

первопроходцев

2007–2011 гг.

Облачные вычисления внедряют компании, готовые идти на риски

II

Консолидация

рынка

2010–2013 гг.

Консервативные пользователи начинают обращать внимание на облачные вычисления. Растет конкуренция и снижается общее число поставщиков.

III

Массовое

распространение

2012–2015 гг.

Облачные вычисления становятся мейнстримом. На рынке доминирует ограниченное число поставщиков.

облачный сервис бизнес автоматизация

Согласно модели, предложенной компанией Gartner, развитие облачных вычислений проходит в три этапа (таблица 1). Первый этап (2007–2011) — время первопроходцев и период формирования рынка. Облачные вычисления в этот период развиваются за счет компаний, которых привлекает возможность быстрого выхода на рынок и радикального повышения эффективности разработки. На этом этапе облачные вычисления наиболее эффективны в рамках IT-проектов, предусматривающих возврат инвестиций в перспективе (от 18 до 24 месяцев). [6,с.14]

Основная черта второго этапа (2010–2013) — консолидация рынка. Количество облачных предложений превосходит потребности рынка, борьба за пользователей среди различных облачных вендоров достигает своего пика, что ведет к серии слияний и поглощений. В то же время зрелость облачных предложений повысится и консервативные пользователи начнут всерьез рассматривать возможность использования облачных вычислений. Продолжительность облачных проектов увеличится, и компании будут инициировать проекты, предусматривающие возврат инвестиций в перспективе от 3 до 5 лет. К 2013 г. облачные вычисления станут предпочтительным выбором при разработке простых в архитектурном отношении приложений среди 2000 ведущих глобальных компаний. [3,с.222]

По прогнозам Gartner, к 2015 году ожидается увеличение объема мирового рынка ИТ-аутсорсинга с 313,2 (2011 год) до 367,1 млн. долларов. Максимальные среднегодовые темпы роста прогнозируются в странах юго-восточной Азии и Японии. По рейтингам Everest Group в двадцатку лидеров входят Accenture, ACS Xerox, Atos Origin, Capgemini, Convergys, CSC, AON Hewitt, HP Enterprise Services, IBM, Dell Services, Unisys, Genpact, HCL, Infosys, Satyam Mahindra, Tata Consultancy Services, Wipro и WNS[1]. Одной из существенных мировых тенденций стало увеличение количества сделок со стоимостью контракта 1 млрд. долл. и более. [8,с.106]


На рисунке 2 и 3 представлена структура российского рынка ИТ-аутсорсинга за 2011 год по видам услуг и отраслям. Среди видов услуг преобладают услуги дата-центров, service desk, поддержка ИТ-инфраструктуры, разработка ПО, сетевые и телекоммуникационные услуги. Основными потребителями услуг ИТ-аутсорсинга в России выступают нефтегазовая, финансовая, телекоммуникационная сферы, органы государственной власти, торговля, энергетика и транспорт. [8,с.107]

Рисунок 2 - Структура российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2011 году по видам услуг

К 2014 г. также возрастет понимание рисков, связанных с зависимостью от облачных технологий конкретных вендоров, что приведет к всплеску популярности облачных платформ с открытым кодом. [3,с.222]

На российском рынке крупных игроков пока немного ("Техносерв", "Оптима", "Инфосистемы Джет", "Россервис", "Микротест", ЛАНИТ и IBS), более 70% рынка составляют мелкие компании. Средняя цена сделки в 1 полугодии 2011 года составила 20,3 млн. долл. Одним из наиболее динамичных сегментов рынка ИТ-аутсорсинга является сегмент аутсорсинга информационной безопасности. [8,с.107]

1.2. Основные характеристики и классификация облачных сервисов

Сегодня сложно найти человека, связанного со сферой ИТ и ничего не слышавшего про облачные вычисления. Эта тема одна из самых обсуждаемых в последнее время. Такой ажиотаж объясняется просто: появилось решение, способ, позволяющий существенно сократить расходы на IT-услуги, отказаться от инвестирования в инфраструктуру и расходов, связанных с ее сопровождением и модернизацией, свести время развертывания приложения к минимуму. [3,с.223]

Переход к электронной форме услуг стал достаточно распространенным явлением в мировой практике. По данным исследования «VMware», перевели часть своей ИТ-инфраструктуры в облако 60% малых и средних европейских предприятий, а виртуализацию отдельных элементов ИТ-инфраструктуры выполнили около 73%. Россия по этим показателям значительно отстаёт. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, Федеральной службы государственной статистики и Высшей школы экономики в 2009 году только 78,3 % российских компаний использовали глобальные информационные сети, при этом среди компаний с численностью до 50 человек этот показатель еще ниже – 68,1%. Наличием веб-сайта (необходимый элемент виртуализации услуг) могут похвалиться в среднем 24,1 % организаций, а среди организаций с численностью до 50 человек – только 13,1 %.[8,с.109]


Термин «облачные» возник из способа представления Интернета как облака на различных диаграммах, иллюстрациях и схемах. Облачные вычисления (Cloud Computing) — это гибкая, экономически эффективная и проверенная технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные вычисления — это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа (по мере необходимости) к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг (сервис-провайдером). На рисунке 4 схематично представлена суть облачных вычислений. [3,с.222]

Облачная модель поддерживает высокую доступность сервисов и описывается пятью основными характеристиками (Essential Characteristics), тремя моделями предоставления услуг (Service Models) и четырьмя моделями развертывания (Deployment Models). [3,с.222]

Рисунок 4. Технология Cloud Computing

Основные характеристики облачных вычислений:

● Самообслуживание позволяет потребителям запросить и получить требуемые ресурсы за считанные минуты.

● Универсальный доступ по сети. Услуги доступны потребителям по сети передачи данных вне зависимости от используемого терминального устройства. [3,с.223]

● Объединение ресурсов. Поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей в единый пул для динамического перераспределения мощностей между потребителями в условиях постоянного изменения спроса на мощности; при этом потребители контролируют только основные параметры услуги (например, объем данных, скорость доступа), но фактическое распределение ресурсов, предоставляемых потребителю, осуществляет поставщик (в некоторых случаях потребители все-таки могут управлять некоторыми физическими параметрами перераспределения, например, указывать желаемый центр обработки данных из соображений географической близости).[3,с.224]

● Эластичность. Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса — одна из характеристик успешного бизнеса. Эластичность позволяет быстро нарастить мощность инфраструктуры без необходимости проведения начальных инвестиций в оборудование и ПО. Эластичность связана с масштабируемостью приложений, так как решает задачу моментального изменения количества вычислительных ресурсов, выделяемых для работы информационной системы. [3,с.224]