Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ
1.1 История и эволюция облачных сервисов
1.2. Основные характеристики и классификация облачных сервисов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ
2.1 Модели и анализ возможностей облачных сервисов, предлагаемых для использования в малом бизнесе
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.3 Анализ результатов практической работы и выводы
Если в области корпоративных коммуникаций на российском рынке используются в целом те же решения, что и на Западе, то в сфере автоматизации бизнеса специфика российского бизнеса проявляется более ощутимо. Присутствие Salesforce.com — признанного мирового лидера в области CRM — на российском рынке ограниченно, что создало возможности для появления здесь нескольких независимых малых поставщиков, предлагающих аналогичные решения, оптимизированные для российских пользователей: Asoft CRM, qCRM, On-crm и др. Кроме того, в России довольно популярны системы с открытым кодом SugarCRM и ее форк vTiger CRM. [3,с.228]
Существенный интерес представляют решения для автоматизации бизнеса, изначально созданные для удовлетворения специфических потребностей российских пользователей. Таковы, например, онлайн-сервисы от «СКБ Контур», системы «Мое дело», «Мойсклад» и др. Если использование электронной почты по модели SaaS позволяет сэкономить на заработной плате системного администратора, то перечисленные сервисы позволяют малым компаниям экономить на зарплате бухгалтера и сотрудников, занимающихся учетом. Хотя эти системы и не могут конкурировать в полной мере с тяжеловесным бухгалтерским ПО, они позволяют решать большую часть повседневных задач, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели, а также оказывают существенное подспорье бухгалтерам, работающим по совместительству. [6,с.44]
Общая черта популярных отечественных SaaS-решений — их направленность на удовлетворение потребностей малого бизнеса: подавляющее большинство их пользователей составляют компании с числом сотрудников 10–20 человек. [6,с.44]
По словам Петра Диденко, директора по стратегическому развитию «СКБ Контур», коммерчески выигрышные программные продукты должны быть связаны с решением распространенных, но никем не решенных задач: «Чем сложнее проблема, тем больше в ней денег», — считает Петр Диденко. В своих SaaS-продуктах — «Контур-Экстерн», «Эльба» и других — «СКБ Контур» старается следовать именно этому пути, автоматизируя рутинные задачи, которые год от года отнимают десятки и сотни часов времени у десятков тысяч российских компаний. [6,с.79]
Вероятно, в будущем эта беспроигрышная стратегия будет подхвачена новыми поставщиками, и разнообразие предложений на рынке SaaS-сервисов, ориентированных на нужды российских пользователей, будет возрастать. При этом в основном выигрыше будут малые и средние компании, которые с точки зрения разработчиков более платежеспособны, чем индивидуальные предприниматели. [6,с.80]
Таким образом, среди достоинств облачных вычислений обычно выделяют следующие:
• снижение требований к вычислительной мощности персональных компьютеров (непременным условием является только наличие доступа в Интернет);
• отказоустойчивость;
• безопасность;
• высокую скорость обработки данных;
• снижение затрат на аппаратное и программное обеспечение, обслуживание и электроэнергию и другие экономические факторы. [2,с.149]
Однако наряду с такими оптимистичными прогнозами, рынок облачных услуг сталкивается и со многими сложностями и болезнями роста. Во-первых, это сложности самого процесса перехода от используемых программных средств к облачной модели. Изначальное облачное внедрение приложений, с точки зрения затрат, является наиболее выгодным вариантом, однако этот вариант встречается достаточно редко, так как чаще всего компании уже используют какие-либо программные продукты в своей деятельности, а значит требуется либо перевод этих приложений в облако либо разработка облачных приложений по традиционным моделям, что требует значительных затрат на этапе разработки и усовершенствования программного обеспечения. [8,с.108]
Во-вторых, следует отметить, что расчеты выгодности использования облаков, на основании методики, предложенной исследователями из Беркли, показали максимальную экономическую эффективность облачных приложений при их неравномерной или низкой загрузке. При достаточно высокой и равномерной загрузке (около 60-70 %) более выгодным является вариант использования собственного центра обработки данных. [8,с.108]
Некоторые из перечисленных достоинств не очевидны, а некоторые вообще проблематичны. В первую очередь проблематичным достоинством представляется безопасность. Понятно, что конфиденциальность должна обеспечиваться по всей цепочке, включая провайдера облачного решения, потребителя услуги и связывающие их коммуникации. [2,с.150]
Проблема защиты информации достаточно актуальна во всем мире не только для облачных, но и для всех технологий распределенных вычислений, таких как кластерные вычисления, RPC, DCE, ORB CORBA, P2P и гридтехнологии. Аналитики информационного рынка выделяют следующие проблемы и сдерживающие факторы в этой области:
1) несовершенство управления идентификацией контроля доступа;
2) слабость и отсутствие стандартов для облачных вычислений, в том числе и стандартов безопасности;
3) скрытность провайдеров и непрозрачность облачных технологий с технической и юридической точек зрения;
4) отсутствие защиты при возможности доступа к облачному сервису с любого компьютера;
5) низкая квалификация ИТ-сотрудников;
6) невозможность сохранить данные внутри страны или организовать их территориальную привязку по желанию клиента из-за перемещения виртуальных машин. [8,с.108]
Аналитики информационного рынка рассматривают угрозы информационной безопасности, связанные с распространением услуг мобильного банкинга и управления счетами, доступностью средств связи (смартфоны, коммуникаторы, планшеты) и персональных данных, накоплением электронных ресурсов, широким использованием облачных вычислений, стремлением российских компаний сохранить коммерческую тайну и нежеланием приглашать соответствующих специалистов и необходимостью доработки и настройки универсальных «коробочных» решений. [8,с.111]
Проведенные исследования показывают, что основными потребителями услуг информационной безопасности в России являются субъекты крупного, среднего и малого бизнеса.
Наиболее сложным для поставщиков услуг информационной безопасности (ИБ) является сегмент среднего и малого бизнеса. Основными специфическими особенностями его являются:
● непредсказуемость спроса, что связано с отсутствием системного подхода к ИБ и реакцией на уже произошедшие инциденты;
● недостаток денежных средств и квалифицированных кадров для внедрения аппаратных средств обеспечения (ИБ);
● малочисленность и несовершенство готовых технических решений для субъектов малого и среднего бизнеса. [8,с.111]
Все механизмы для уменьшения рисков ИБ сводятся к ликвидации рисков утечки информации путем сокращения не декларированных возможностей или их отслеживания:
● ИТ-консалтинг – передача функций обеспечения ИБ специализированным организациям, обладающим большими финансовыми и аппаратными возможностями в этой области;
● предотвращение рисков утечки информации на стадии разработки включает распределенный цикл разработки программного продукта и сканирование программного кода;
● сертификация программных продуктов – недостатком данного метода является длительность и высокая стоимость процесса сертификации (особенно если версии программного продукта часто обновляются в связи, например, с изменением законодательства);
● информационный аудит - имеет смысл проводить только после проведения адаптации программного продукта к потребностям клиента, т. е. является кратковременной мерой, к тому же обладает теми же недостатками, что и сертификация. [8,с.112]
Задача провайдера заключается в обеспечении физической и программной неприкосновенности данных. С целью реализации отмеченной задачи облачные центры обработки данных проектируются с ориентацией на самые современные стандарты безопасности, включая шифрование, антивирусную защиту и защиту от хакерских атак. [2,с.150]
Массовое распространение средств связи порождает риски утечки коммерческой и личной информации и соответственно, необходимость разработки методов для снижения вероятности наступления данных угроз. Наименее защищенным оказывается сегмент малого и среднего бизнеса в силу своей неоднородности и низкого запаса финансовой устойчивости. Многообразие и усложнение используемых технологий и программных средств, требует наличия квалифицированных специалистов, нехватка которых остро ощущается в настоящее время. Данное требование может быть выполнено как путем привлечения специализированных организаций (ИТ-аутсорсинг, как более дешевый вариант для малого бизнеса), так и с помощью найма или «выращивания» собственных специалистов, что более актуально для крупных корпоративных пользователей и государственных структур. [8,с.113]
Очевидно, что перед началом проектов, связанных с выносом тех или иных ИТ-сервисов в облака, заказчикам следует оценить возможные риски, провести тщательную инвентаризацию приложений, зафиксировать критически важные из них для деятельности организации и только затем принимать решение о том, как выстраивать ее облачное ИТ-будущее. При этом альтернативный интернет-провайдер, находящийся в «горячем резерве», альтернативный провайдер облачного решения, прозрачное поддержание архивных копий данных, страхование, жесткие условия ответственности в отношениях с провайдером представляют собой необходимые, но далеко не достаточные элементы «облачной» безопасности. Они обеспечиваются современной архитектурой баз данных, системами резервного копирования, алгоритмами проверки целостности данных и другими индустриальными решениями. [2,с.150]
Оценивая достоинства облачных технологий, следует отметить одно из главных заблуждений, которое заключается в том, что «облако» обеспечит экономию затрат на ИТ. Хотя в действительности экономия возможна, она не является обязательным атрибутом облака. Внедрение облачной технологии во многих случаях может потребовать внушительных инвестиций. Специалисты подчеркивают, что основной выигрыш от облачных технологий заключается в возможности более эффективно распределять ресурсы. Другими словами, главным стимулом к внедрению облачной технологии должна быть не экономия, а возможность быстрой адаптации и динамической масштабируемости, позволяющих повысить скорость внедрения новых сервисов. [2,с.150]
Сегодня облачные сервисы находятся еще в стадии становления. «Разношерстная» команда больших и мелких провайдеров готова предоставлять множество не менее «разношерстных» облачных сервисов: от полнофункциональных приложений до сервисов хранения данных и фильтрации спама. Если организации потребуется несколько видов таких услуг, то, скорее всего, каждую из них придется подключить отдельно, и возможно, у разных провайдеров. Крупных провайдеров, агрегаторов и интеграторов облачных сервисов пока немного. [2,с.151]
Облачные вычисления — это новый подход к ИТ-архитектуре, при котором информационные технологии становятся доступными для организаций в необходимом объеме и в нужное время. Это ускоряет время вывода товаров на рынок, снимает традиционные входные барьеры и позволяет использовать новые коммерческие возможности. Прямой эффект от применения облачных вычислений заключается в усилении конкуренции. Оно оказывает огромное влияние на структуру рынка во многих секторах экономики. [2,с.151]
2.2. Анализ стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии и аналогичного облачного решения
В предыдущем разделе курсовой работы были рассмотрены основные возможности, принципы работы, недостатки и преимущества работы систем в «облаке».
Как указывалось выше, наиболее известный экономический аргумент, в пользу облачных вычислений - это экономия средств на приобретении дополнительного оборудования и программного обеспечения.
Для того, чтобы согласиться либо опровергнуть данный аргумент необходимо провести анализ стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии (количество работников 7 человек) и аналогичного облачного решения (на примере решений «1С» [19]).
В качестве наиболее подходящего решения для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта в коммерческих организациях рассматривается новая версия популярной программы "1С: Бухгалтерия 8 КОРП". Версия КОРП программы "1С:Бухгалтерия 8" обладает наиболее широким функционалом. В данной версии предусмотрен сквозной учет в разрезе подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс. По каждому обособленному подразделению ведется учет доходов и расходов, а также фактической прибыли.