Файл: Общая совместная собственность супругов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, семья, материнство, отцовство и детство обеспечиваются государственной поддержкой и являются одной из основ Конституционного строя Российской Федерации. Повышение социального потенциала семьи, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны.

Во-вторых, на данном этапе свои семьи начинает создавать поколение 1990‑х годов, т.е. поколение того времени, когда спад рождаемости был не просто глубоким, а катастрофическим. И потому необходимы особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.

В-третьих, на сегодняшний день в России сложилась непростая ситуация: кризис, из-за которого люди массово теряют работу, что в свою очередь негативно влияет на имущественный режим супругов. Этим обусловлено огромное число расторгнутых браков, а также набирающая обороты тенденция на заключение брачных договоров.

Цель – исследовать теоретические положения по проблемам правового регулирования имущественных отношений супругов.

Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

  1. Проследить динамику развития законного режима имущества супругов.
  2. Определить субъектный состав имущественного правоотношения супругов.
  3. Раскрыть правовое регулирование имущественного режима супругов российским законодательством.
  4. Выявить проблемы правового регулирования имущества режима супругов.
  5. Сделать анализ судебной практики, касающейся имущественного режима супругов
  6. Внести предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Объект исследования – отношения супругов, возникающие на законной и/или договорной основе по поводу их общего имущества.

Предметом исследования выступает российское законодательство, правоприменительная практика и научные работы в области семейного и гражданского права.

Методологическая основа: методы анализа, синтеза, логический метод, формально-юридический, методы сравнительного правоведения и технико-юридического анализа.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Глава 1. Понятие и структура правоотношения, возникающего по поводу законного режима имущества супругов

1. 1. Динамика развития законного режима имущества супругов как объекта правоотношения

Понятие законного режима имущества супругов дается в п.1 ст.33 СК[1]. Законный режим имущества супругов – это режим их совместной собственности. Он действует, если брачным договором не предусмотрено иное.

Однако, изучая историю возникновения института законного режима имущества супругов, можно обнаружить, что до 19 века его как такового в России не было. До этого имущество вступающих в брак супругов считалось раздельным, а каждый из них владел и распоряжался исключительно лично принадлежавшим ему имуществом. При разводе супруги оставались только при своем.

Кодексом РСФСР об актах гражданского состояния 1918 г. закреплялось, что «брак не создает общности имущества супругов». То есть приобретаемое супругами в период брака имущество переходило в собственность того супруга, на средства которого оно было приобретено, или того, чей заработок был потрачен на приобретение вещи (ст.105). Создавались неравные условия супругов: если жены не могли работать (например, занимались воспитанием детей, вели домашнее хозяйство), то, соответственно, не имели законного права на средства мужа, а иногда вообще не имели средств к существованию.

Норма права представляет собой государственно-обязательную «модель», «типовой масштаб», «образец» человеческого поведения в определенных, фиксированных законодательством условиях жизни. При этом моделирование поведения людей в содержании нормы осуществляется путем формализации их прав и обязанностей в правовых отношениях. Результатом этого является осуществление регулятивной функции нормы преимущественно на основе ее императивного, а не информационно-оценочного элемента. Это не означает, что содержащаяся в правовой норме информация и оценка действительности не играют существенного значения. Они в значительной мере «оттеняют», создают наиболее благоприятные условия для реализации государственного веления. Норма права в этом смысле - не совет, пожелание, рекомендация, а безусловный государственный императив, опираю­щийся на возможность публично-властного принуждения. Поэтому невозможно, на наш взгляд, согласиться с А.А. Ушаковым, отрицающим императивность правовой нормы. По его мнению, «норма права не есть веление, приказ, команда, императив. Это лишь правило поведения, которое государство признает необходимым для охраны интересов господствующего класса...». Имеются все основания полагать, что норма права как раз и отличается от всех иных правил социального поведения тем, что содержащееся в ней требование является приказом, а не объективно сложившимся на основе неоднократного повторения типичным и целесообразным стандартом. А.М. Яковлев, привлекший внимание юридической науки к так называемым «объективным социальным нормам», регулирующим привычные, повторяющиеся отношения в обществе, справедливо заметил, что правовая норма в обычных условиях призвана регулировать поведение, расходящееся с объективной нормой, призвана воздействовать на «аномалии», отрицательные «отклонения» от типов поведения, образующих данную социальную норму. И это воздействие правовая норма может эффективно оказывать только будучи государственным императивом, а не простой констатацией действительности 25. Как верно отмечает В.Н. Кудрявцев, фактическое поведение - всегда сущее, но может быть и должным (как эталон поступка). Правовая норма - всегда должное, но может быть и сущим, когда она реализуется в адекватном поведении. Это означает, что понятие нормы, например, в медицине (знаменитое клише «сердце и легкие в норме») не совпадает с понятием нормы в праве. Правовая норма - это прежде всего вид и мера должного, необходимого поведения, и в качестве такового она выступает как единство сущего и должного.


Нормы права как особая часть правовой реальности обладают особыми признаками.

1. Правовая норма является разновидностью социальных норм. Это роднит ее с иными социальными регуляторами: нормами обычаев, традиций и т. д., но вместе с тем требует, особенно от юриста, умения отграничивать и учитывать специфику правовой нормативности. Правовые нормы выступают стабилизирующим и «цементирующим» стержнем всей системы нормативного регулирования общественных отношений. Как и другие социальные нормы, они являются продуктом волевой сознательной деятельности людей, обусловленной их материальными, духовными, бытовыми и прочими потребностями. Будучи центральным стержнем системы социальных норм, они не терпят конкуренции с дру­гими правилами общественного поведения, организуя социальный порядок в соответствии с государственной волей. Взаимосвязь правовых норм с иными социальными нормами достаточно сложна и обусловлена историческими, политическими, нравственными и другими факторами. Правовые нормы могут возникать и существовать как результат юридического оформления и закрепления

Понятие режима имущества супругов было узаконено только после Гражданской войны. В Кодексе законов РСФСР о браке, семье и опеке 1926 г. появилось положение, что имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. То имущество, что принадлежало супругам до брака, является их собственностью и остается раздельным имуществом. При возникновении между супругами спора касаемо имущества, размер доли, принадлежащей каждому супругу, определялся судом[2].

Проводимые в современной России реформы в политической и экономической сферах не могли не оставить свой след на семейно-брачных правоотношениях.

СК РФ от 29.12.1995 г. привнес значительные изменения в действовавшее ранее законодательство о браке и семье, основным из которых явилось закрепление сформировавшегося еще в Кодексе о браке и семье (КоБС) от 30.07.1969 г. обособления отрасли семейного права от гражданского права при соблюдении необходимого баланса между нормами этих отраслей. Но привнесенные СК РФ изменения не лишили его недостатков, порой отрицательно сказывающихся на практике.

К примеру, многие проблемы обусловлены отсутствием законодательных формулировок понятий «брак» и «семья», определяющих специфику отрасли семейного права. Также определенные сложности вызваны применением понятий и категорий гражданского права без учета их специфики при регулировании брачно-семейных отношений.


Норма права представляет собой государственно-обязательную «модель», «типовой масштаб», «образец» человеческого поведения в определенных, фиксированных законодательством условиях жизни. При этом моделирование поведения людей в содержании нормы осуществляется путем формализации их прав и обязанностей в правовых отношениях. Результатом этого является осуществление регулятивной функции нормы преимущественно на основе ее императивного, а не информационно-оценочного элемента. Это не означает, что содержащаяся в правовой норме информация и оценка действительности не играют существенного значения. Они в значительной мере «оттеняют», создают наиболее благоприятные условия для реализации государственного веления. Норма права в этом смысле - не совет, пожелание, рекомендация, а безусловный государственный императив, опираю­щийся на возможность публично-властного принуждения. Поэтому невозможно, на наш взгляд, согласиться с А.А. Ушаковым, отрицающим императивность правовой нормы. По его мнению, «норма права не есть веление, приказ, команда, императив. Это лишь правило поведения, которое государство признает необходимым для охраны интересов господствующего класса...». Имеются все основания полагать, что норма права как раз и отличается от всех иных правил социального поведения тем, что содержащееся в ней требование является приказом, а не объективно сложившимся на основе неоднократного повторения типичным и целесообразным стандартом. А.М. Яковлев, привлекший внимание юридической науки к так называемым «объективным социальным нормам», регулирующим привычные, повторяющиеся отношения в обществе, справедливо заметил, что правовая норма в обычных условиях призвана регулировать поведение, расходящееся с объективной нормой, призвана воздействовать на «аномалии», отрицательные «отклонения» от типов поведения, образующих данную социальную норму. И это воздействие правовая норма может эффективно оказывать только будучи государственным императивом, а не простой констатацией действительности 25. Как верно отмечает В.Н. Кудрявцев, фактическое поведение - всегда сущее, но может быть и должным (как эталон поступка). Правовая норма - всегда должное, но может быть и сущим, когда она реализуется в адекватном поведении. Это означает, что понятие нормы, например, в медицине (знаменитое клише «сердце и легкие в норме») не совпадает с понятием нормы в праве. Правовая норма - это прежде всего вид и мера должного, необходимого поведения, и в качестве такового она выступает как единство сущего и должного.


Нормы права как особая часть правовой реальности обладают особыми признаками.

1. Правовая норма является разновидностью социальных норм. Это роднит ее с иными социальными регуляторами: нормами обычаев, традиций и т. д., но вместе с тем требует, особенно от юриста, умения отграничивать и учитывать специфику правовой нормативности. Правовые нормы выступают стабилизирующим и «цементирующим» стержнем всей системы нормативного регулирования общественных отношений. Как и другие социальные нормы, они являются продуктом волевой сознательной деятельности людей, обусловленной их материальными, духовными, бытовыми и прочими потребностями. Будучи центральным стержнем системы социальных норм, они не терпят конкуренции с дру­гими правилами общественного поведения, организуя социальный порядок в соответствии с государственной волей. Взаимосвязь правовых норм с иными социальными нормами достаточно сложна и обусловлена историческими, политическими, нравственными и другими факторами. Правовые нормы могут возникать и существовать как результат юридического оформления и закрепления

Попытаемся дать определение понятию «брак», опираясь на семейное законодательство РФ: брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Также в неюридической сфере широкое распространение получил термин «гражданский брак» как синоним незарегистрированных, неоформленных законом отношений мужчины и женщины. Истоки его происхождения берут начало с конца 19 – начала 20 века, когда некоторые в знак неприятия церкви и вмешательства церкви и государства в личную жизнь не желали венчаться. Такие союзы стали называть «гражданским браком» в отличие от «церковного брака».

В Советском государстве первый декрет о гражданской форме брака был издан 18 декабря 1917 г. Теперь по сути официальный брак в СССР как раз был тем, что первоначально понималось под термином «гражданский брак» – брак, оформленный без участия церкви, но зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти[3].

Норма права представляет собой государственно-обязательную «модель», «типовой масштаб», «образец» человеческого поведения в определенных, фиксированных законодательством условиях жизни. При этом моделирование поведения людей в содержании нормы осуществляется путем формализации их прав и обязанностей в правовых отношениях. Результатом этого является осуществление регулятивной функции нормы преимущественно на основе ее императивного, а не информационно-оценочного элемента. Это не означает, что содержащаяся в правовой норме информация и оценка действительности не играют существенного значения. Они в значительной мере «оттеняют», создают наиболее благоприятные условия для реализации государственного веления. Норма права в этом смысле - не совет, пожелание, рекомендация, а безусловный государственный императив, опираю­щийся на возможность публично-властного принуждения. Поэтому невозможно, на наш взгляд, согласиться с А.А. Ушаковым, отрицающим императивность правовой нормы. По его мнению, «норма права не есть веление, приказ, команда, императив. Это лишь правило поведения, которое государство признает необходимым для охраны интересов господствующего класса...». Имеются все основания полагать, что норма права как раз и отличается от всех иных правил социального поведения тем, что содержащееся в ней требование является приказом, а не объективно сложившимся на основе неоднократного повторения типичным и целесообразным стандартом. А.М. Яковлев, привлекший внимание юридической науки к так называемым «объективным социальным нормам», регулирующим привычные, повторяющиеся отношения в обществе, справедливо заметил, что правовая норма в обычных условиях призвана регулировать поведение, расходящееся с объективной нормой, призвана воздействовать на «аномалии», отрицательные «отклонения» от типов поведения, образующих данную социальную норму. И это воздействие правовая норма может эффективно оказывать только будучи государственным императивом, а не простой констатацией действительности 25. Как верно отмечает В.Н. Кудрявцев, фактическое поведение - всегда сущее, но может быть и должным (как эталон поступка). Правовая норма - всегда должное, но может быть и сущим, когда она реализуется в адекватном поведении. Это означает, что понятие нормы, например, в медицине (знаменитое клише «сердце и легкие в норме») не совпадает с понятием нормы в праве. Правовая норма - это прежде всего вид и мера должного, необходимого поведения, и в качестве такового она выступает как единство сущего и должного.