Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические основы организационного стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая и политическая нестабильность, быстрое изменение рынка, динамичное развитие и внедрение новых технологий выступают в качестве факторов, обуславливающих необходимость постоянных преобразований современных российских организаций.

Зачастую наблюдаются существенные трудности у специалистов к изменяющимся новым условиям труда, содержанию деятельности, организационным преобразованиям и часто это является основной причиной развития и обострения профессионального и организационного стресса сотрудников. Поэтому проблема организационного стресса в условиях внедрения инноваций является актуальной.

Разработанность в науке. Проблему организационного стресса изучали такие авторы как: Т. Ю. Базаров, И. П. Вагин, Дж. Гринберг, Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова, А. В. Калуев, О. Н. Полякова и др.

Цель исследования: изучить организационный стресс в условиях внедрения инноваций.

Объект исследования: организационный стресс.

Предмет исследования: организационный стресс в условиях внедрения инноваций.

Гипотеза исследования: изменение условий труда способствуют развитию организационного стресса сотрудников организации.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие организационного стресса.

2. Описать причины возникновения организационного стресса.

3. Рассмотреть особенности управления и профилактики стресса на уровне организации.

4. Провести исследование организационного стресса сотрудников.

Методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, качественный анализ полученных показателей.

Методика исследования:

1. Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лина.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования в практической деятельности менеджеров, руководителей и штатных психологов.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.

1. Теоретические основы организационного стресса


1.1. Понятие организационного стресса

Стресс является как физическим, так и психическим напряженным состоянием организма индивида. Присутствие стрессовых импульсов в жизни и труде индивида, бесспорно, представляется неотделимым компонентом. Стресс может отрицательно воздействовать на здоровье сотрудников.[1]

Стресс является итогом взаимодействия индивида и внешней среды. Необходимо отметить, что стресс захватывает не лишь эмоциональную и психологическую, но и физическую область индивида.

Стрессовые факторы находятся как в находящейся вокруг индивида реальности, так и в его психологическом окружении. Выделяют трудовые и нетрудовые факторы, которые могут быть причиной стресса. Как правило, стресс появляется из-за присутствия целей, исполнение которых затрудняет какая-либо преграда, неосуществленных потребностей и желаний, воздействия находящейся вокруг обстановки и разных жизненных обстоятельств.[2]

Стресс может по-разному выражаться, сказываться как на жизни индивида, так и на его работе. Он воздействует на настроение, здоровье, удовлетворённость жизнью и трудом, персональными итогами и итогами находящихся вокруг людей.

Вопрос стресса интересен широкому кругу индивидов, в том числе и управляющим организаций. Стресс зачастую характеризуют как только отрицательный феномен, в то время как в реальности во многих ситуациях он имеет возможность положительно влиять на эффективность деятельности и его итоги.

Но управляющим и работникам организаций нужно пристально следить за этим явлением. Потому как оно может быть причиной неоправданной потери энергии сотрудников, воздействовать на отношения в коллективе и на здоровье работников. Следовательно, стресс представляется фактором, который воздействует на эффективность деятельности организации и его финансовый успех.

Положительное воздействие стрессовой реакции в том, что она имеет возможность спасти индивиду жизнь. Однако при обстоятельстве, что угрожающий жизни вопрос возможно разрешить при помощи физических (мышечных) стараний. Стресс является реакцией битвы либо бегства. И он может предоставить индивиду сверхсилу в процессе битвы либо сверхскорость при бегстве от опасности.

В «мирных» же границах, позитивное воздействие стресса состоит в образовании хорошего трудового настроя, прилива энергии, которые помогают индивиду осуществить работу, к примеру, в ограниченных временных границах. Далее стресс, будет анализироваться как негативный фактор, который воздействует на труд и деятельность организации и индивида.


Для того, чтобы понизить либо совсем исключить негативное воздействие стресса на работу организации, нужно понимать его потенциальные источники. Работая в управленческой деятельности, управляющий обязан наблюдать за выражениями стресса у трудового персонала, чтобы не допустить его полноценного воздействия и по возможности нацелить на увеличение результативности деятельности.

Стрессовые факторы имеют разные источники. Есть некоторое количество систематизаций стресса и стрессовых факторов. В систематизации стресса В. А. Бодров выделил 7 видов стресса.

1. Психологический. К нему причисляются внутриличностный стресс, касаемый самой персоны. Он вызывается неудовлетворенностью трудом, дефицитом самореализацией и т.д. Личностный стресс сопряжен с вопросами в персональной жизни, переживанием болезни, горя и т.д. Межличностный стресс возникает при наличии проблем во взаимодействии с находящимися вокруг персонами, непростыми отношениями в трудовм коллективе и т.д.

2. Физиологический. К этому типу следует причислить шум, вибрацию, температуру, качество атмосферы и другие схожие факторы. К стрессу ведут характерные черты труда, которые противоречат физиологическим установкам организма. К подобным причинам следует отнести неудобный график труда (к примеру, деятельность посменно либо в ночь), отсутствие постоянного и здорового графика питания на работе. Подобные характеристики деятельности, как высокий темп, строгие и сложные сроки исполнения и монотонность тоже следует причислить к стрессовым характеристикам труда либо специальности.

3. Профессиональный. При присутствии каких-либо трудностей, которые беспокоят индивида в его профессиональном труде, появляется этот вид стресса. Подобные трудовые трудности имеют разный характер, сопряженный с физическими обстоятельствами работы, отношениями в трудовом коллективе, особенностью труда в разных отношениях.

Обычно, индивиды, которые занимаются монотонным трудом, наиболее подвержены злости, недовольству, депрессии и усталости, чем индивиды, которые занимаются творческим трудом. Деятельность на вредном производстве отрицательно отражается на здоровье и самочувствии индивида и представляется сильнейшим стрессовым фактором. Специальности, которые сопряжены с высоким уровнем риска, увеличенной ответственностью и самоконтролем тоже представляются сильным стрессором.

4. Финансовый. Сопряжен с финансовыми сложностями и кризисами.

5. Экологический. Появляется при неудачном воздействии находящейся вокруг среды на индивида. Может появляется из-за плохих природных условий, сильного загрязнения, экологических аварий, эпидемии и прочего.


6. Природный. Причинами представляются стихийные происшествия.

7. Общественный. Этот тип стресса появляется у больших групп индивидов, которые подвержены воздействию экономических, экологических вопросов, войн, безработицей и т.д.[3]

Организационный стресс представляется психическим напряжением, сопряженным с одолением неидеальных организационных обстоятельств деятельности, с высокими нагрузками при исполнении профессиональных функций на трудовом месте в определенной организационной структуре (в организации либо в ее отделе, фирме, корпорации), а кроме того, с поиском новейших нестандартных решений при форс-мажорных ситуациях.

Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными факторами трех ступеней: персональные черты сотрудников, коллективное взаимодействие, организационная среда, а кроме того, внешними (макросредовыми) стресс-факторами.

Иными словами, организационный стресс выражается в напряжении адаптационных процессов человека в ответ на конкретное организационно-производственное обстоятельство.[4]

Стресс, который появляется из-за воздействия конкретных факторов, имеет зависимость от персональных характеристик индивида. Далее необходимо рассмотреть эти факторы.

Уязвимость перед стрессом зачастую сопряжена с персональными чертами индивида (так именуемый А и В поведенческий тип).

Люди с поведенческим типом А являются наиболее сильными, склонными к конкуренции, нетерпеливыми по отношению к себе и другим. Это люди агрессивные, легко раздражаются, стремятся к установленной цели и стараются все делать за небольшой промежуток времени.

Люди с типом А предоставляют повышенные требования к себе даже на отдыхе и не понимают того, что давления, которые они ощущают, формируют они сами, а не внешняя среда.

Тип В является противоположностью типу А. Индивиды типа В, менее агрессивны, менее склонны к конкуренции, более расслабленны и покладисты. Они скорее принимают сложившиеся ситуацию, адаптируясь к ней, чем стремятся «плыть против течения».

Тип А наиболее склонен к физиологическим реакциям на стресс и восстанавливается медленнее, чем тип В. Индивиды типа А больше склонны к ишемическим болезням сердца, у них учащается пульс и поднимается кровяное давление, когда они встречаются с давлением извне. Они наименее способны справляться с инцидентами, больше курят, наиболее нетерпеливы, агрессивны и чувствуют дефицит времени.


Однако когда люди типа А встречают неудачи, они снова и снова пытаются разрешить вопрос. Если попытки неудачны, они полагают, что мало трудились.[5] Итак, индивиды различных типов подвержены воздействию стресса в различной степени.

Имеется также список ошибок мыслительных процессов, которые могут привести к неоправданно сильному стрессу. Чаще всего встречаются следующие ошибки:

- «Чёрно-белое мышление». Мир смотрится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Индивид думает категориями «всё» либо «ничего» и полагает себя полным неудачником при маленьком несовпадении ожиданий с действительностью.

- Чрезмерные обобщения. На базе одноразовых фактов формулируют глобальное (и ничем не подтверждённое) заключение. Зачастую применяют слова «никогда, никто, ничего, все, всё, всегда».

- Катастрофизация. Это особое «раздувание из мухи слона». Осуществляется преувеличение отрицательного события до тех пор, пока оно не становится в голове индивида до размеров катастрофы. Могут применяться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.

- Субъективизация. Иной вариант «превращения мухи в слона», когда индивид настроен на конкретное разъяснение событий и настойчиво старается отыскать этому подтверждение. Если же соответствующих фактов не найдено, «подтверждения» создаются из всего, что находится под рукой, в том числе из своих эмоций.

- Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором уменьшаются положительные новости и увеличиваются негативные. Индивид обращает внимание лишь на отрицательные стороны жизни, при этом старательно игнорирует положительные стороны жизни.

- Мечтательность и отрицание реальности. Индивид полон ярких, но совсем недействительных ожиданий насчёт себя, иных индивидов, труда, специальности, находящегося вокруг мира и т.д. При этом зачастую не наблюдает настоящей проблемы либо убеждает себя, что проблемы нет, однако на самом деле она очень актуальна.

- Чрезмерная требовательность. Индивид предъявляет к себе, иным индивидам и миру в целом неадекватные, завышенные запросы и прилаживает невероятные старания к исполнению данных запросов. Зачастую применяются слова «должен, обязан».

- Осуждение и ярлыки. Индивид занимает роль жесткого судьи и выносит умственный приговор себе либо иному. К примеру: «я неудачник», «он плохой индивид», и т.д.

- Гедонистическое мышление. Мышление, которое направлено на наибольшее удовольствие и полное самоустранение мучений и любых ограничений. Зачастую используются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».