Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические основы организационного стресса).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организационного стресса
1.1. Понятие организационного стресса
1.2. Причины возникновения организационного стресса
2. Исследование организационного стресса в условиях внедрения инноваций
2.1. Организация, методы и интерпретация результатов исследования
2.2. Управление и профилактика стресса на уровне организации
Для ряда так называемых коммуникативных профессий, в том числе и для менеджеров, характерно проявления синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, который может развиться в результате длительного действия факторов, вызывающих стресс.
Профессиональное выгорание возникает на фоне хронического стресса, истощения эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Этому способствует накопление отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них. [14]
Если рабочий коллектив или отдельные его участники находятся в состоянии упадка продолжительное время, то это наверняка является следствием влияния какого-либо стрессовых факторов. Невовлеченность в работу может присутствовать не только из-за влияний депрессивного характера.
Причиной может быть также и неудовлетворенность коллектива организацией, которая ведет к нежеланию работать, незаинтересованности и отсутствия мотивации. Внешне это может быть заметно по поведению сотрудников на рабочих местах и характеру их формального и неформального общения. Сотрудники, как правило, работают без энтузиазма и желания, из отношения в коллективе носят напряженный характер.
Следует заметить, что невовлеченность может являться лишь одним из индикаторов организационного стресса. Но её наличие не всегда означает присутствие влияния организационного стресса. Особенно, если она наблюдается у отдельного сотрудника на индивидуальном уровне, она может быть следствием временного плохого самочувствия, проблем в личной жизни и других подобных причин.
Одна из функций руководителя - вести наблюдение за поведением и состоянием коллектива. В ходе наблюдения следует выявлять признаки наличия стресса, подобные тем, что описаны в данном разделе. После выявления можно сделать вывод о наличии стресса в коллективе и принять меры по его предотвращению, используя методы и стратегии, описанные в следующем разделе.
В управлении стрессом можно выявить два основополагающих направления: преодоление стресса и профилактика стресса.[15]
1. Преодоление и профилактика стресса на уровне индивида.
Под преодолением подразумевается выход из стрессового состояния или ситуации, возникшей в жизни человека или организации. Чтобы вовремя заметить наличие стресса в организации, лучше всего отслеживать психологические, физические и поведенческие его проявления. Следует выделить несколько принципов, которые следует учитывать при преодолении стрессовой ситуации.
Прежде всего, необходимо:
- определить причины возникновения стресса. Лучше всего проследить и заметить, в каких ситуациях появлялись эмоции, приведшие к стресс;
- постараться устранить причины стресса, разрешить внутренние и межличностные конфликты;
- создать максимально комфортные условия и не перетруждаться;
- добавить в распорядок дня достаточный объем физической нагрузки, которая доставляла бы удовольствие;
- общаться с близкими друзьями, получать от них психологическую поддержку;
- Найти интересные занятия, которые вызывают положительные эмоции.[16]
Планирование времени и задач. У менеджеров проблема нехватки времени часто может быть причиной нарастающего беспокойства. Этого можно избежать, если осуществлять следующие принципы.
Вести ежедневник, записывать недельные задачи, планы, дела и цели. Совмещать дела с расписанием рабочего времени.
Расставлять приоритеты заданий в соответствии с их важностью.
Планировать дела в соответствии с энергетическим состоянием в течении дня.
Использовать делегирование. Осуществлять верное делегирование особенно важно для руководителей, ответственных за многочисленный ряд работ. При наличии объемного списка дел, выполнить все самостоятельно практически невозможно. Попытка делать самостоятельно всю работу с большой вероятностью ведет к образованию стресса.
Выполнять последовательно поставленные задания. Частой причиной образования стресса является попытка выполнять несколько задач одновременно. Следствием такой деятельности часто бывает невыполнение ни одного из них. Лучше не браться за следующее задание, если не выполнено предыдущее.
Уметь отказывать. Иногда необходимо отвечать отказом на просьбы людей. Кроме того, слишком частое оказание помощи ведет к резкому снижению свободного времени, а значит, является косвенной причиной образования стресса.
Планировать неожиданности. Необходимо делать временные резервы для дел и обстоятельств, которые не планировались заранее. Это позволит меньше беспокоиться о том, как все успеть выполнить.
Управление отношением к стрессорам и повышение стрессоустойчивости. Поскольку стрессоры - неотъемлемая часть жизни любого человека, ведущего какую-либо жизнедеятельность, то для управления стрессорами необходимо работать над отношением к ним и стрессоустойчивостью.
Стрессоустойчивость зависит от установок, которые сформировались у человека. Эти установки, фактически, определяют реакцию человека на ту или иную ситуацию. Некоторые из таких установок отнюдь не помогают бороться с трудностями, а напротив, усугубляют её образованием лишнего стресса.
Также существуют так называемые стрессогенные стили мышления, которые ведут к образованию или усугублению стресса. Ниже приведены примеры подобных убеждений, которые чаще всего встречаются:
- просто ужас, когда все не так, как хотелось бы;
- причина всего плохого в моей жизни - другие люди или внешние обстоятельства;
- я ничего не могу сделать со своими эмоциями, и есть чувства, с которыми невозможно справиться;
- как ни старайся, все равно ничего не получится;
- если собеседник со мной спорит или повышает тон - он не уважает меня или угрожает мне;
- окружающие обязательно должны одобрять каждый мой шаг;
- нужно непременно все знать, все уметь и во всем добиваться успеха;
- я не имею права ошибаться. Каждая ошибка - это полный провал.
При наличии подобных установок в мышлении, лучше всего стремиться изменить их с помощью наблюдения и анализа ситуаций, в которых они проявляются и поиска альтернативных реакций на них.
Существуют стратегии, которые могут помочь изменить отношение к стрессовым ситуациям таким образом, чтобы их влияние на образование стресса было минимальным. Например, позитивная переоценка предполагает поиск в сложившейся трудной ситуации положительных моментов. На основании этих моментов человек стремится дать ситуации положительную оценку, даже если в ней большое число негативного содержания.[17]
2. Управление и профилактика стресса на уровне организации.
Подбор, расстановка и работа с кадрами. Разные типы работ имеют соответствующее влияние на сотрудников организации. Характер этого влияния обусловлен спецификой работы или задания, а также индивидуальными особенностями сотрудников. Поэтому при расстановке кадров и назначению заданий следует учитывать такие особенности персонала. Эти особенности включают в себя характер, темперамент, склонности, способности и потребности человека.
Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических свойств человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая определенный отпечаток на его проявления.
Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении и составляющих его органическую основу.
При назначении работника на должность или поручении ему задания, следует обратить внимание как на сильные черты (мужество, самообладание, целеустремленность, смелость) его характера, так и на слабые (неряшливость, трусость, упрямство).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Каждый из них имеет свои особенности проявления черт характера. Помимо основных типов темперамента, есть еще смешанные типы. При создании рабочей группы желательно рассмотреть темпераменты потенциальных участников, так как от них зависит характер из взаимодействия и манера работы.
При расстановке кадров следует наблюдать и учитывать потребности сотрудников. Существует несколько типов иерархий потребностей людей, которые влияют на удовлетворенность работой. К таким можно отнести потребности в самоактуализации, в уважении, принадлежности, в безопасности и защите (экзистенциальные), физиологические. (иерархия по Маслоу).
В процессе управления следует стараться замечать или интересоваться, у кого из сотрудников какие потребности требуют большего удовлетворения. Если какая-либо потребность не удовлетворена, то это, как можно предположить, может выражаться в недовольстве работой, отсутствием к ней интереса.
Кроме того, как правило, за потребностями человека стоят некоторые способности, которые остаются неиспользованными в то время, как они могут приносить пользу. И то, и другое совершенно невыгодно для организации. Именно поэтому руководитель должен внимательно относиться к потребностям подчиненных и по возможности реализовывать их в рамках работы в организации.
Для того, чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой. Они имеют название гигиенических факторов и мотиваторов.
К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус.
По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности.
Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста.
Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Постановка конкретных и выполнимых задач. Как мы уже выяснили, нечеткая постановка цели и неопределенность являются одним из основных источников стресса. Поэтому следует определять цели максимально точно.
Взаимодействие и групповое принятие решений. К стрессовым факторам относятся случаи, когда работник не знает, что от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений.
Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении.
Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека. Поэтому их неудовлетворение может вести к недовольству работой. А это прямой стрессовый фактор в организации.
Программы оздоровления сотрудников. Как известно, физиологически тяжелый образ жизни на работе неизбежно ведет к стрессу. Поэтому, можно сделать вывод, что желательно организовывать на предприятии программы по оздоровлению сотрудников.
В такие программы может входить:
- формирование у сотрудников понимания того, что бережное отношение к здоровью - необходимое условие их благополучия и успеха организации;
- проведения консультаций и мероприятий, направленных на приобретения сотрудниками знаний и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья;
- обеспечение сотрудникам условий работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению трудовой нагрузки;
- обеспечение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление сотрудников;
- создание условий для адаптации сотрудников к психологическим и эмоциональным нагрузкам;