Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические основы организационного стресса).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организационного стресса
1.1. Понятие организационного стресса
1.2. Причины возникновения организационного стресса
2. Исследование организационного стресса в условиях внедрения инноваций
2.1. Организация, методы и интерпретация результатов исследования
2.2. Управление и профилактика стресса на уровне организации
- обеспечение доступной для сотрудников психологической помощь (при необходимости);
- обеспечение эффективной обратной связи.
Соблюдение руководителем требований к своим профессиональным качествам. Сложно отрицать, что образование и наличие организационного стресса не зависит от профессиональных качеств руководителя. Существует множество различных концепций, содержащие качества, которыми необходимо обладать человеку с профессией менеджера.
Менеджер должен быть вежливым, соблюдать правила этикета, быть тактичным. В нём должны проявляться характерные качества, такие как понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать, продумывать риск. Он должен быть настроен позитивно по отношению к окружающим, уметь контролировать и регулировать свои эмоции.
Также необходимы качества гибкости и контактности, необходимые как для работы с сотрудниками предприятия, так и с внешними лицами. Менеджер должен проявлять способность и инициативу к руководству, стремление достигать поставленных задач, ответственность.
Также желательно наличие способности просчитывать ситуации наперед, видеть ситуацию в перспективе. Необходимо уметь находить индивидуальный подход к людям.
Руководителю желательно вести диалог с окружающими с самим собой на проактивном языке (язык действия). Менеджер должен быть спокойным, умеющим выслушать собеседника, уметь воспринимать и давать критику. Поведение менеджера должно быть деловым - регламентированным, подчинено формальным и неформальным нормам.
Наличие как можно большего числа подобных качеств делает менеджера более приемлемым в коллективе, приятным в общении, способным выполнять необходимые задачи и принимать эффективные управленческие решения, устанавливать контакты и многое другое.
Все это влияет отношения с персоналом, авторитет руководителя и уверенность в нем коллектива, что значительно снижает вероятность образования организационного стресса.
Выводы по главе 2.
В рамках эмпирического исследования было выявлено, что у доминирующего числа работников мебельной организации зафиксирован средний уровень организационного стресса, который проявляется в том, что сотрудники мебельной организации расстраиваются, когда дело не получается так, как им хочется.
Сотрудники часто не знают, как настоять на своем в спорных вопросах. Зачастую не соглашаются с начальником или коллегами. Многие работают в данной организации, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что они получают удовольствие от своей работы
В управлении стрессом можно выявить два основополагающих направления: преодоление стресса и профилактика стресса.
Под преодолением подразумевается выход из стрессового состояния или ситуации, возникшей в жизни человека или организации.
Методы профилактики стресса в первую очередь направлены на формирование и развитие стрессоустойчивости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических источников по проблеме организационного стресса позволил составить следующие выводы.
Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Наличие стресса является обязательным условием жизнедеятельности человека. Влияние, оказываемое стрессом на деятельность сотрудника и организации, может быть как положительным, так и отрицательным. Стресс может иметь весьма разнообразную природу происхождения. Образование стресса у человека зависит от его восприятия ситуации, психологических особенностей, окружающих условий и отношений в обществе.
Организационный стресс - это стресс, образующийся в рамках предприятия. Он относится к отдельным сотрудникам, руководителям и рабочему коллективу в целом. Для того чтобы выявить стресс и предотвратить его негативное влияние на деятельность организации, необходимо рассмотреть источники данного явления, его влияние на жизнедеятельность и работу, признаки наличия, а также определенные стратегии по борьбе и профилактике.
Организационный стресс является следствием наличия в организации определенных факторов, включающих в себя условия и особенности работы, разного рода неопределенность в процессе её выполнения, сложные, напряженные отношения в коллективе, неудовлетворенности работой и наличия каких-либо стрессогенных событий.
Руководителю необходимо вести наблюдение за рабочим коллективом и выявлять в нем стрессовые признаки. Это необходимо для того, чтобы определить источники стресса в конкретном коллективе или организации и определить возможные пути их устранения.
Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия, добавить необходимую физическую нагрузку и занятия, доставляющие удовольствие. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.
Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей.
В управлении стрессом можно выявить два основополагающих направления: преодоление стресса и профилактика стресса.
Под преодолением подразумевается выход из стрессового состояния или ситуации, возникшей в жизни человека или организации.
Методы профилактики стресса в первую очередь направлены на формирование и развитие стрессоустойчивости.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.
У работников мебельной организации зафиксирован средний уровень организационного стресса, который проявляется в том, что сотрудники мебельной организации расстраиваются, когда дело не получается так, как им хочется.
Сотрудники часто не знают, как настоять на своем в спорных вопросах. Зачастую не соглашаются с начальником или коллегами. Многие работают в данной организации, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что они получают удовольствие от своей работы.
Наличие организационного стресса сотрудников обусловлено тем, что у специалистов изменились условия труда, содержание деятельности, т.е. произошли организационные преобразования. Такие изменения условий труда способствуют развитию организационного стресса сотрудников организации, что и подтверждает теоретически гипотезу исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Апчел А. Н., Цыган В. И. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : ВИФК, 1999. – 86 с.
- Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. – М. : АНО «ИПЭВ». 2007. – 224 с.
- Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М. : ИПК ГС, 1996. – 423 с.
- Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. М. : ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
- Вагин И. П. Стресс-менеджмент. - М. : АРДИС, 2006. - 256 с.
- Волгина М. Ю., Редькина М. В. Профессиональное поведение менеджера: деловая этика и управление конфликтами, часть 2. - СПб: Питер, 2010. -112 с.
- Волкова И. А. Основы менеджмента. - Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005. - 292 с.
- Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб. : Политехника, 2000. – 356 с.
- Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб. : Питер, 2002. - 240 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. - Питер, 2004. - 496 с.
- Давила Т., Шелтон Р., Эпштейн М. Работающая инновация: Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. – М. : Баланс Бизнес Букс, 2007. - 320 с.
- Зайцев Л. Г, Соколова М. И. Организационное поведение. - М: . «Экономистъ», 2006. – 665 с.
- Золотова Т. Н. Психология стресса. - М. : Книголюб, 2009. - 329 с.
- Иванов С. В. Основы менеджмента. - М. : Дрофа, 2007. - 384 с.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 238 с.
- Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – СПб. : Питер, 1999. - 133 с.
- Каплан С., Фостер Р. Эффективная компания. Построение гибкого и инновационного предприятия. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 737 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - Смык - М. : Наука, 1983. - 944 с.
- Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. М. : Гуманитарный центр. 2007. – 336 с.
- Моргунов Е.Б. Психологизация организаций: адаптивность, обучаемость, креативность... Что на очереди? // Управление персоналом. 2001. № 4.
- Полякова О. Н. Стресс - Причины, Следствия, Преодоление. - М. : Речь, 2008. - 144 с.
- Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. Учебное пособие. СПб., 2000.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2009.
- Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. - СПб. : Питер, 2005. - 350 с.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лина
Шкала организационного стресса.
- При возникновении проблем я начинаю активно действовать
- После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах
- Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения
- Я осознаю и понимаю свои собственные слабости и сильные качества
- Существует довольно много людей, которых я могу назвать хорошими друзьями
- Я получаю удовольствие, используя свои знания и навыки на работе и в жизни
- На работе мне часто неинтересно
- Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения
- Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время
- В выходные дни я активно отдыхаю
- Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня
- Я работаю, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы
- В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи)
- На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я
- Я испытываю беспокойство по поводу своей работы
- Кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество...)
- Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу
- Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах
- Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (профессионально трудных) ситуаций, мешающих мне достичь важной цели
- Я часто не соглашаюсь с моим начальником или коллегами
Таблица 1
Ключ методики «Шкала организационного стресса» Мак-Лина
Утверждения |
Верно (всегда) |
Скорее верно |
Нечто среднее |
Скорее неверно |
Неверно (никогда) |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
19 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Показатели организационного стресса сотрудников
№ сотрудника |
Баллы |
Уровень развития |
1 |
55 |
высокий |
2 |
65 |
высокий |
3 |
35 |
низкий |
4 |
45 |
средний |
5 |
60 |
высокий |
6 |
42 |
средний |
7 |
56 |
высокий |
8 |
44 |
средний |
9 |
47 |
средний |
10 |
40 |
средний |
11 |
58 |
высокий |
12 |
43 |
средний |
13 |
41 |
средний |
14 |
37 |
низкий |
15 |
45 |
средний |
16 |
56 |
высокий |
17 |
45 |
средний |
-
Апчел А. Н., Цыган В. И. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : ВИФК, 1999. – 86 с. – С. 15 ↑
-
Золотова Т. Н. Психология стресса. - М. : Книголюб, 2009. - 329 с. – С. 56 ↑
-
Вагин И. П. Стресс-менеджмент. - М. : АРДИС, 2006. - 256 с. – С. 69 ↑
-
Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. М. : Гуманитарный центр. 2007. – 336 с. – С. 102 ↑
-
Зайцев Л. Г, Соколова М. И. Организационное поведение. - М: . «Экономистъ», 2006. – 665 с. – С. 148 ↑
-
Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. – М. : АНО «ИПЭВ». 2007. – 224 с. – С. 69 ↑
-
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - Смык - М. : Наука, 1983. - 944 с. – С. 245 ↑
-
Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. - СПб. : Питер, 2005. - 350 с. – С. 116 ↑
-
Полякова О. Н. Стресс - Причины, Следствия, Преодоление. - М. : Речь, 2008. - 144 с. – С. 65 ↑
-
Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб. : Политехника, 2000. – 356 с. – С. 185 ↑
-
Иванов С. В. Основы менеджмента. - М. : Дрофа, 2007. - 384 с. – С. 108 ↑
-
Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – СПб. : Питер, 1999. - 133 с. – С. 44 ↑
-
Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М. : ИПК ГС, 1996. – 423 с. – С. 194 ↑
-
Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. М. : ЮНИТИ, 1996. – 560 с. – С. 185 ↑
-
Гринберг Дж. Управление стрессом. - Питер, 2004. - 496 с. ↑
-
Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2009. – С. 142 ↑
-
Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 238 с. – С. 68 ↑