Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Теоретические основы организационного стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечение доступной для сотрудников психологической помощь (при необходимости);

- обеспечение эффективной обратной связи.

Соблюдение руководителем требований к своим профессиональным качествам. Сложно отрицать, что образование и наличие организационного стресса не зависит от профессиональных качеств руководителя. Существует множество различных концепций, содержащие качества, которыми необходимо обладать человеку с профессией менеджера.

Менеджер должен быть вежливым, соблюдать правила этикета, быть тактичным. В нём должны проявляться характерные качества, такие как понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать, продумывать риск. Он должен быть настроен позитивно по отношению к окружающим, уметь контролировать и регулировать свои эмоции.

Также необходимы качества гибкости и контактности, необходимые как для работы с сотрудниками предприятия, так и с внешними лицами. Менеджер должен проявлять способность и инициативу к руководству, стремление достигать поставленных задач, ответственность.

Также желательно наличие способности просчитывать ситуации наперед, видеть ситуацию в перспективе. Необходимо уметь находить индивидуальный подход к людям.

Руководителю желательно вести диалог с окружающими с самим собой на проактивном языке (язык действия). Менеджер должен быть спокойным, умеющим выслушать собеседника, уметь воспринимать и давать критику. Поведение менеджера должно быть деловым - регламентированным, подчинено формальным и неформальным нормам.

Наличие как можно большего числа подобных качеств делает менеджера более приемлемым в коллективе, приятным в общении, способным выполнять необходимые задачи и принимать эффективные управленческие решения, устанавливать контакты и многое другое.

Все это влияет отношения с персоналом, авторитет руководителя и уверенность в нем коллектива, что значительно снижает вероятность образования организационного стресса.

Выводы по главе 2.

В рамках эмпирического исследования было выявлено, что у доминирующего числа работников мебельной организации зафиксирован средний уровень организационного стресса, который проявляется в том, что сотрудники мебельной организации расстраиваются, когда дело не получается так, как им хочется.

Сотрудники часто не знают, как настоять на своем в спорных вопросах. Зачастую не соглашаются с начальником или коллегами. Многие работают в данной организации, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что они получают удовольствие от своей работы


В управлении стрессом можно выявить два основополагающих направления: преодоление стресса и профилактика стресса.

Под преодолением подразумевается выход из стрессового состояния или ситуации, возникшей в жизни человека или организации.

Методы профилактики стресса в первую очередь направлены на формирование и развитие стрессоустойчивости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических источников по проблеме организационного стресса позволил составить следующие выводы.

Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Наличие стресса является обязательным условием жизнедеятельности человека. Влияние, оказываемое стрессом на деятельность сотрудника и организации, может быть как положительным, так и отрицательным. Стресс может иметь весьма разнообразную природу происхождения. Образование стресса у человека зависит от его восприятия ситуации, психологических особенностей, окружающих условий и отношений в обществе.

Организационный стресс - это стресс, образующийся в рамках предприятия. Он относится к отдельным сотрудникам, руководителям и рабочему коллективу в целом. Для того чтобы выявить стресс и предотвратить его негативное влияние на деятельность организации, необходимо рассмотреть источники данного явления, его влияние на жизнедеятельность и работу, признаки наличия, а также определенные стратегии по борьбе и профилактике.

Организационный стресс является следствием наличия в организации определенных факторов, включающих в себя условия и особенности работы, разного рода неопределенность в процессе её выполнения, сложные, напряженные отношения в коллективе, неудовлетворенности работой и наличия каких-либо стрессогенных событий.

Руководителю необходимо вести наблюдение за рабочим коллективом и выявлять в нем стрессовые признаки. Это необходимо для того, чтобы определить источники стресса в конкретном коллективе или организации и определить возможные пути их устранения.

Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия, добавить необходимую физическую нагрузку и занятия, доставляющие удовольствие. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.


Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей.

В управлении стрессом можно выявить два основополагающих направления: преодоление стресса и профилактика стресса.

Под преодолением подразумевается выход из стрессового состояния или ситуации, возникшей в жизни человека или организации.

Методы профилактики стресса в первую очередь направлены на формирование и развитие стрессоустойчивости.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

У работников мебельной организации зафиксирован средний уровень организационного стресса, который проявляется в том, что сотрудники мебельной организации расстраиваются, когда дело не получается так, как им хочется.

Сотрудники часто не знают, как настоять на своем в спорных вопросах. Зачастую не соглашаются с начальником или коллегами. Многие работают в данной организации, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что они получают удовольствие от своей работы.

Наличие организационного стресса сотрудников обусловлено тем, что у специалистов изменились условия труда, содержание деятельности, т.е. произошли организационные преобразования. Такие изменения условий труда способствуют развитию организационного стресса сотрудников организации, что и подтверждает теоретически гипотезу исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апчел А. Н., Цыган В. И. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : ВИФК, 1999. – 86 с.
  2. Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. – М. : АНО «ИПЭВ». 2007. – 224 с.
  3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М. : ИПК ГС, 1996. – 423 с.
  4. Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. М. : ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
  5. Вагин И. П. Стресс-менеджмент. - М. : АРДИС, 2006. - 256 с.
  6. Волгина М. Ю., Редькина М. В. Профессиональное поведение менеджера: деловая этика и управление конфликтами, часть 2. - СПб: Питер, 2010. -112 с.
  7. Волкова И. А. Основы менеджмента. - Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005. - 292 с.
  8. Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб. : Политехника, 2000. – 356 с.
  9. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб. : Питер, 2002. - 240 с.
  10. Гринберг Дж. Управление стрессом. - Питер, 2004. - 496 с.
  11. Давила Т., Шелтон Р., Эпштейн М. Работающая инновация: Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. – М. : Баланс Бизнес Букс, 2007. - 320 с.
  12. Зайцев Л. Г, Соколова М. И. Организационное поведение. - М: . «Экономистъ», 2006. – 665 с.
  13. Золотова Т. Н. Психология стресса. - М. : Книголюб, 2009. - 329 с.
  14. Иванов С. В. Основы менеджмента. - М. : Дрофа, 2007. - 384 с.
  15. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 238 с.
  16. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – СПб. : Питер, 1999. - 133 с.
  17. Каплан С., Фостер Р. Эффективная компания. Построение гибкого и инновационного предприятия. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 737 с.
  18. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - Смык - М. : Наука, 1983. - 944 с.
  19. Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. М. : Гуманитарный центр. 2007. – 336 с.
  20. Моргунов Е.Б. Психологизация организаций: адаптивность, обучаемость, креативность... Что на очереди? // Управление персоналом. 2001. № 4.
  21. Полякова О. Н. Стресс - Причины, Следствия, Преодоление. - М. : Речь, 2008. - 144 с.
  22. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. Учебное пособие. СПб., 2000.
  23. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2009. 
  24. Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. - СПб. : Питер, 2005. - 350 с.
  25. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лина

Шкала организационного стресса.

  1. При возникновении проблем я начинаю активно действовать
  2. После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах
  3. Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения
  4. Я осознаю и понимаю свои собственные слабости и сильные качества
  5. Существует довольно много людей, которых я могу назвать хорошими друзьями
  6. Я получаю удовольствие, используя свои знания и навыки на работе и в жизни
  7. На работе мне часто неинтересно
  8. Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения
  9. Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время
  10. В выходные дни я активно отдыхаю
  11. Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня
  12. Я работаю, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы
  13. В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи)
  14. На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я
  15. Я испытываю беспокойство по поводу своей работы
  16. Кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество...)
  17. Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу
  18. Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах
  19. Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (профессионально трудных) ситуаций, мешающих мне достичь важной цели
  20. Я часто не соглашаюсь с моим начальником или коллегами

Таблица 1

Ключ методики «Шкала организационного стресса» Мак-Лина

Утверждения

Верно

(всегда)

Скорее

верно

Нечто

среднее

Скорее

неверно

Неверно

(никогда)

1

1

2

3

4

5

2

5

4

3

2

1

3

1

2

3

4

5

4

1

2

3

4

5

5

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

7

5

4

3

2

1

8

1

2

3

4

5

9

5

4

3

2

1

10

1

2

3

4

5

11

5

4

3

2

1

12

5

4

3

2

1

13

1

2

3

4

5

14

5

4

3

2

1

15

5

4

3

2

1

16

1

2

3

4

5

17

5

4

3

2

1

18

5

4

3

2

1

19

1

2

3

4

5

20

5

4

3

2

1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

Показатели организационного стресса сотрудников

сотрудника

Баллы

Уровень развития

1

55

высокий

2

65

высокий

3

35

низкий

4

45

средний

5

60

высокий

6

42

средний

7

56

высокий

8

44

средний

9

47

средний

10

40

средний

11

58

высокий

12

43

средний

13

41

средний

14

37

низкий

15

45

средний

16

56

высокий

17

45

средний

  1. Апчел А. Н., Цыган В. И. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : ВИФК, 1999. – 86 с. – С. 15

  2. Золотова Т. Н. Психология стресса. - М. : Книголюб, 2009. - 329 с. – С. 56

  3. Вагин И. П. Стресс-менеджмент. - М. : АРДИС, 2006. - 256 с. – С. 69

  4. Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. М. : Гуманитарный центр. 2007. – 336 с. – С. 102

  5. Зайцев Л. Г, Соколова М. И. Организационное поведение. - М: . «Экономистъ», 2006. – 665 с. – С. 148

  6. Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. – М. : АНО «ИПЭВ». 2007. – 224 с. – С. 69

  7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - Смык - М. : Наука, 1983. - 944 с. – С. 245

  8. Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. - СПб. : Питер, 2005. - 350 с. – С. 116

  9. Полякова О. Н. Стресс - Причины, Следствия, Преодоление. - М. : Речь, 2008. - 144 с. – С. 65

  10. Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб. : Политехника, 2000. – 356 с. – С. 185

  11. Иванов С. В. Основы менеджмента. - М. : Дрофа, 2007. - 384 с. – С. 108

  12. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – СПб. : Питер, 1999. - 133 с. – С. 44

  13. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М. : ИПК ГС, 1996. – 423 с. – С. 194

  14. Базаров Т. Ю., Малиновский П. В. Управление персоналом в условиях кризиса. М. : ЮНИТИ, 1996. – 560 с. – С. 185

  15. Гринберг Дж. Управление стрессом. - Питер, 2004. - 496 с.

  16. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2009. – С. 142

  17. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 238 с. – С. 68