Файл: Психологический контракт и приверженность сотрудников к организации.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое основание изучения понятия психологического контракта
1.1. Понятие и типы психологического контракта
1.2. Эволюция психологического контракта
Глава 2. Приверженность организации
Глава 3. Проблема достижения приверженности сотрудников
3.1. Механизмы достижения приверженности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующим. Современные тенденции развития организаций предполагают проявление усиленного внимания к субъективным факторам развития. Посредством взаимоотношений, которые существуют между субъектом труда и организацией, можно описать трудовые отношения различного уровня. Основой трудовых отношений является официальный юридический договор, отсутствие которого не означает отсутствия договорных отношений. Любое социальное взаимодействие предполагает наличие у работодателей и работников определенных прав и обязательств, которые подкреплены не только юридическим, но и имплицитным соглашением (признание сторонами обязанностей, не подкрепленных юридической защитой). Одним из наиболее распространенных видов такого имплицитного соглашения, который возникает в отношениях занятости, выступает так называемый психологический контракт.
Концепцию психологического контракта западные ученые активно изучают на протяжении нескольких десятков лет. За это время было накоплено множество теоретических и практических исследований, однако для российской науки данная тема является относительно новой, так как социальные ожидания и обязательства упоминались в практических исследованиях либо в контексте изучения удовлетворенности трудом, либо лояльности.
В настоящее время такому феномену, как приверженность организации, уделяют все больше внимания. Это связано с тем, что персонал рассматривают как фактор конкурентоспособности, а верность работников компании выступает в качестве конкурентного преимущества. При этом укрепление приверженности персонала рассматривается как действенный механизм, обеспечивающий повышение эффективности организации. Однако до сих пор отсутствует единое понимание приверженности организации, как в России, так и за рубежом.
Кроме этого, в последнее время наблюдается переход от патерналистского взаимодействия с работниками к партнерскому. Теперь сотрудники ожидают более справедливого и уважительного отношения, возможностей профессионального развития, интересной, увлекательной работы. Взамен они зачастую готовы помочь работодателю в развитии бизнеса, выдвижении новых идей, активно принимать участие в трансформации организации. В связи с этим становятся важными, с точки зрения формирования приверженности, взаимные ожидания работника и организации, а так же их реализация.
Объектом исследования является – психология труда.
Предмет исследования – психология организаций.
Цель исследования – изучение понятия психологического контракта и приверженности организации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и типы психологического контракта;
- исследовать эволюцию психологического контракта;
- определить понятие приверженности;
- выявить структуру приверженности;
- определить механизмы достижения приверженности;
- рассмотреть факторы достижения приверженности.
Глава 1. Теоретическое основание изучения понятия психологического контракта
1.1. Понятие и типы психологического контракта
Психологический контракт как таковой может быть определен как индивидуальные верования, которые формирует организация, и которые рассматриваются в рамках обменных отношений между каждым конкретным работником и организацией. В качестве основы этих отношений выступает так называемая взаимность между индивидом и организацией по отношению к воспринимаемым социальным обязательствам и ожиданиям[1]. Таким образом, можно сказать, что концепция психологического контракта связана с индивидуальными верованиями и ожиданиями, которые могут иметь значительные отличия у разных людей и включать гораздо больший набор элементов по сравнению с формальным трудовым контрактом, благодаря чему природа психологического контракта имеет крайне субъективный характер и является проблематичной для изучения. По этой причине исследователи вкладывают различный смысл в понятие и содержание психологического контракта[2].
Многими исследователями, в основном зарубежными, предпринимались попытки изучения структуры данного феномена и его включенности в организационную структуру. В ранних исследованиях психологический контракт рассматривали в качестве конструкта, описывающего взаимоотношения между работодателем и работником и включающего в себя ожидания и обязательства сторон[3].
В более поздних исследованиях он рассматривался в качестве феномена личностного, индивидуального уровня, основу которого составляют ожидания и представления, касающиеся условий соглашения, взаимного обмена обещаниями с работодателем (организацией) и веры в выполнение условий договора; представлений того, что обещания были даны и условия сделки приняты всеми сторонами взаимодействия[4].
На основании многих исследований многие авторы сделали вывод, что психологический контракт является наиболее полным отражением трудовых отношений в организации и выступает как их основа, так как его формирование происходит в любых типах социального взаимодействия. Результатом его нарушения является нарушение функционирования предприятия в целом. Также психологический контракт оказывает влияние на личностные установки и личностное благополучие на протяжении всей трудовой жизни субъекта труда, начиная с найма на работу и до отставки или увольнения. Такой контракт помогает найти точки соприкосновения для удовлетворения потребностей, как работника, так и работодателя[5].
Фактически, психологический контракт является непрописанным соглашением между работником и организацией, в основе которого лежат взаимно разделяемые обязательства и ожидания, где в качестве основных параметров этих отношений выступают следующие:
- представления организации: то, что организация обязуется предоставить, что подразумевает материальное вознаграждение и справедливое выполнение своих обязательств[6];
- ожидания организации от работников: добавленная стоимость, которую, в соответствии с ожиданиями организации, должны привнести работники, что подразумевает выполнение работы, проявление честности, лояльности, гибкости и т. п.;
- представления работников организации: то, что, по мнению работников, они обязаны дать организации (усилия, навыки, знания, приверженность и, конечно, выполнение своих обязательств);
- ожидания работников от организации: представления работников о том, что организация обязана им предоставить (заработная плата, защищенность труда, хорошие рабочие условия и т. д.)[7].
Таким образом, если формальный контракт имеет оговоренное содержание и фиксированные параметры, то психологический контракт является взглядом на реальную ситуацию в условиях субъективного восприятия сторон трудового взаимодействия друг другом, при этом он может быть намного более действенным с точки зрения определения поведения работников. Это обусловлено тем, что именно психологический контракт дает работникам информацию о том, что они обязаны сделать, чтобы выполнить свою часть соглашения, и что они, в свою очередь, могут ожидать от организации. Психологический контракт можно рассматривать как некую систему неформальных ожиданий, в условиях которой протекает реальный процесс трудового взаимодействия. Данный конструкт следует рассматривать как очень тонкий, переменчивый, он изменяется при условии изменений в трудовых отношениях, при этом требуется его осторожное и детальное рассмотрение[8].
Несмотря на субъективность и уникальность психологического контракта, ученые признают возможность дифференциации психологических контрактов субъектов в зависимости от выраженности его компонентов. При этом дифференциация психологических контрактов на деловые и дружеские рассматривается как признанная и базовая в рамках подавляющего большинства исследований. При этом первый тип контрактов предполагает наличие краткосрочных отношений, основанных на экономических стимулах, а второй тип – долгосрочные, он включает в себя более широкий спектр неформальных отношений[9].
Следует также обратить внимание, что ожидания рассматриваются и в качестве мотивационно-когнитивной системы, и в качестве интерпретационного процесса, который отражает субъективную оценку ситуации взаимодействия организации и индивида, несет в себе прогностическую функцию. Все это выражается в форме надежды как эмоционального переживания, которое возникает накануне определенного значимого события или результата[10].
Обязательства являются намерениями осуществить систему целей, будущие действия или наборы действий, позволяющих реализовать какую-либо задачу. При этом выделяют несколько положений, определяющих психологический контракт.
1. Субъекты труда в наибольшей степени ожидают от своей организации справедливости по отношению к протеканию организационных процессов, профессионального и личностного признания, хороших отношений в коллективе, и в меньшей степени активной организационной жизни и карьерного роста. При этом большое значение придается выполнению следующих обязательств сотрудников перед организацией: поддержанию хороших отношений в коллективе, добросовестному отношению к работе и выполнению всех пунктов официального трудового договора, в наименьшей степени субъекты ориентируются на приверженность своей организации и долгосрочные отношения с ней[11].
При этом отмечается отрицательная направленность психологического контракта субъектов труда, так как исследователи выявляют существенную разницу в оценке ожиданий респондентов от организации, которые измерялись в разных модальностях (при поступлении на работу и оценка их выполнения)[12].
С течением времени ожидания начинают оцениваться ниже, что, скорее всего, обусловлено опытом организационного взаимодействия, так как после работы в течение определенного времени в организации, субъекты лучше ориентируются в организационной специфике, лучше оценивают потенциальные изменения, отчетливее представляют перспективу своего дальнейшего социального взаимодействия, профессионального и личностного развития.
В процессе приобретения опыта работы субъекты в меньшей степени ориентируются на выполнение организационных норм, профессиональное развитие и долгосрочную занятость, однако при определенных обстоятельствах демонстрируют готовность к активной жизни и деятельности внутри организации. Кроме того, обязательствам, обусловленным долговременной занятостью в организации, отводится последнее место в иерархии на любом этапе работы на предприятии[13].
2. В качестве основных причин, оказывающих влияние на изменение ожиданий от организации, рассматриваются принятые в организации формы руководства, существующие в коллективе отношения, сложившаяся система вознаграждений и невозможность профессиональной самореализации[14].
3. Исследователи выделили четыре типа психологического контракта субъектов. Большинству таких контрактов свойственен отношенческий тип контракта, в меньшей степени -смешанный/недифференцированный, на третьем месте – деловой, и в наименьшей степени - карьерный тип имплицитного соглашения[15].
На основании анализа компонентов психологического контракта по типам возможно проведение качественной интерпретации каждого из них. Специфика отношенческого имплицитного соглашения заключается в том, что он является отражением стремления субъектов к установлению долгосрочного взаимодействия с компанией, основанного на партнерстве, дружеских контактах как с коллегами, так и с руководством.
Второй тип контракта (смешанный/недифференцированный) является отражением противоречивых намерений субъектов труда. С одной стороны, демонстрируются дружественные, долгосрочные отношения с компанией, желание быть преданным ей, а с другой - намерение строить карьеру не обязательно внутри организации[16].
Специфика третьего, делового, типа имплицитного соглашения выступает как отражение явной ориентации субъектов труда, в первую очередь на решение производственных задач за справедливое вознаграждение при условии предоставления хороших условий труда. Субъекты с этим типом соглашения в большей степени по сравнению с остальными ориентированы на качественное выполнение производственных заданий, профессиональное развитие, построение плановой карьеры внутри компании, но только в том случае, если будут выполняться все пункты официального трудового договора и на удовлетворяющих их условиях[17].