Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (История развития института государственных гарантий гражданских служащих).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных гражданских служащих
1.1 История развития института государственных гарантий гражданских служащих
1.2 Социальная защищенность в системе функционирования государственной гражданской службы
2. Система государственных гарантий гражданских служащих на современном этапе
2.1 Принципы реализации государственных гарантий гражданских служащих
2.2 Система и виды государственных гарантий гражданских служащих
Таким образом, государственный служащий, как и любой другой гражданин России, в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет право на социальную защиту. Государственному служащему в силу его профессиональной принадлежности обеспечиваются нормальные условия для жизни и труда, выражающиеся в виде государственных гарантий.
3. Пути совершенствования правового регулирования системы государственных гарантий гражданских служащих
3.1 Основные направления улучшения деятельности по реализации государственных гарантий гражданских служащих
В сложном комплексе происходящих в России перемен одно из ключевых мест принадлежит активизации роли государства в регулировании социальных процессов, усилении государственной гражданской службы в согласовании социальных интересов и обеспечении устойчивого взаимодействия между гражданским обществом и государством. В современных условиях перехода России к инновационному развитию данная роль государства находит свое выражение в необходимости определения нового качества жизни людей, создания условий для реализации образовательного и интеллектуального потенциала индивидов, что в целом способствует возрастанию эффективности деятельности государственных гражданских служащих[19].
Успех осуществляемых в России преобразований во многом будет определяться состоянием государственной службы, способностью государственного аппарата решать сложные и ответственные задачи социально-экономического развития страны, заинтересованностью государственных служащих осуществлять реформирование институтов власти и содействовать общественному прогрессу.
Повышение эффективности государственной гражданской службы является одним из приоритетных направлений происходящей в настоящее время реформы государственного управления. Реформирование этой системы в России является необходимым условием обеспечения высоких темпов социально-экономического развития страны. Основной целью дальнейшего реформирования государственной службы является ее развитие в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, повышения доверия гражданского общества к органам государственной власти, в том числе и за счет улучшения качества ее услуг.
Можно констатировать, что в настоящее время эффективность административной реформы в отношении государственной службы зависит от правильного нормативно-правового определения места и роли института государственной службы в системе государственного управления, от четких научно – обоснованных ориентиров, от выбора системы нравственно-правовых ориентиров профессиональной деятельности государственного аппарата[20].
При этом важным условием повышения эффективности работы государственных органов является усиление трудовой мотивации государственных гражданских служащих и создание на государственной службе эффективной системы гарантий, установленных федеральным законом. Социальные гарантии государственных служащих, по мнению Г.И. Осадчей, объективно стимулируют оптимизацию функционирования органов государственного управления в Российской Федерации. Именно поэтому социальные гарантии влияют на эффективность госслужбы и качество решения задач, возложенных на государственного служащего. В связи с этим значимым представляется использование позитивного российского и зарубежного опыта по усилению мотивации труда государственных гражданских служащих и выявление факторов, способствующих повышению результативности их профессиональной деятельности.
Система государственных гарантий гражданских служащих в политике государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей как внутри профессиональной корпорации, так и внутри общества, его целостность и единение на базе общих социальных интересов. Чем выше удельный вес общих социальных интересов в функциях государства, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средств достижения компромисса, стабилизации общественных связей.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что существующая система государственных гарантий гражданских служащих должна быть направлена на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности; на реализацию социальных ожиданий работника, которые легли в основу его профессионального выбора; на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности гражданского служащего.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время сохраняется тенденция значительного понижения статуса государственных гражданских служащих в связи с нарастающим отставанием размера их денежного содержания от уровня оплаты труда соответствующих по квалификации работников внебюджетного сектора экономики. Это вызывает отток высококвалифицированных специалистов, а следовательно, ослабление деятельности госаппарата.
Работа по повышению качества подготовки кадров для органов государственной власти требует увеличения объемов существующей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствования нормативной правовой базы, учебно-методического и материально-технического обеспечения[21].
Выявление ряда важных количественных и качественных параметров современного состава государственных гражданских служащих, наиболее существенных тенденций его развития позволяет более предметно оценить существующую систему государственных гарантий гражданских служащих, а также степень ее влияния на обеспечение стабильности кадров гражданской службы.
Для повышения престижности государственной гражданской службы и авторитета гражданских служащих необходимо повысить оплату их труда с возможным усилением дифференциации в оплате в зависимости от уровня замещаемых государственных должностей, поскольку обеспечение выполнения функций государственных органов требует от гражданских служащих различной профессиональной компетентности, ответственности и соответственно оплаты. При этом социально-правовая защита гражданских служащих наряду с материальным обеспечением должна учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства и общества в целом. В связи с этим возникает первоочередная задача создания положительного делового имиджа государственной гражданской службы, а также личностно-профессионального развития гражданских служащих, которое должно сосредоточиваться, главным образом, на развитии их способностей и профессионально важных качеств[22].
Совершенствование системы государственных гарантий гражданских служащих в своей основе предполагает следующие направления деятельности:
– обеспечение государством возможности поступления на государственную службу;
– обеспечение государством возможности успешного прохождения службы; – удовлетворение потребностей служащих и их интересов;
– стимулирование эффективного решения служебных задач и закрепление служащих на государственной гражданской службе.
Государственные гарантии гражданских служащих объективно востребованы современной практикой для оптимизации функционирования органов государственного управления в Российской Федерации. Именно поэтому государственные гарантии влияют на эффективность государственной гражданской службы и качество решения задач, возложенных на гражданских служащих. При этом оптимизация функционирования системы социально-правовой защиты чиновников должна опираться на имеющиеся наработки в различных отраслях знания и социальной практики.
К сожалению, в настоящее время законодательно закреплена только часть государственных гарантий гражданских служащих, в которых они нуждаются повседневно. Проблемность данного вопроса создает федерализм системы государственной службы, определяющий разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере социально-правовой защиты гражданских служащих. Кроме того, право социальной защиты, распространяющее свое действие и на гражданских служащих, имеет обширную нормативную базу, что затрудняет поиск и использование той или иной нормы, а также определение субъектов ее действия. Правовые нормы, направленные на реализацию социально-правовой защищенности государственных гражданских служащих, излишне децентрализованы и «разбросаны» по многочисленным нормативным правовым актам, что, вопреки принципам стабильности служебных отношений и повышения государственных гарантий гражданских служащих, не обеспечивает ни стабильности, ни соответствующих гарантий.
3.2 Совершенствование системы государственных гарантий гражданских служащих как фактор повышения эффективности гражданской службы
Современный этап государственного строительства и формирования гражданского общества в России непосредственно связан с решением вопросов социально-правовой защищенности государственных гражданских служащих[23].
Система государственных гарантий гражданских служащих в настоящее время находится в состоянии нестабильности, которое вызвано административными реформами, отсутствием единой государственной кадровой политики, федеральными и региональными особенностями развития системы государственных гарантий. Вместе с тем гарантии, предоставляемые через правовые нормы, важны для социального признания важности и ответственности труда государственных гражданских служащих. Система материально-финансовых гарантий сегодня – это действующая система, повышающая престиж государственной гражданской службы как социально-правового института.
Таким образом, государственные гарантии гражданских служащих являются одним из основополагающих элементов правового статуса гражданского служащего, поскольку от того, какие гарантии и как они исполняются, во многом зависит не только деятельность гражданского служащего, но и работа всего государственного аппарата, т.е. государственные гарантии гражданских служащих носят обеспечительный характер.
Для эффективного функционирования государственной службы необходимо обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения государственными гражданскими служащими своих должностных (служебных) обязанностей[24].
Этому могут способствовать внедрение в сферу государственной службы современных информационных технологий управления и совершенствование системы организации профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Следует разработать сбалансированную систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов.
Повышение уровня социально-правовой защищенности государственных служащих, совершенствование системы государственных гарантий, создание современной системы материального и нематериального стимулирования труда государственных служащих, оптимизация порядка оплаты труда на государственной службе – условия, необходимые для успешного развития системы государственной службы, эффективного достижения поставленных перед нею целей.
Одной из задач, решаемых в ходе реформы государственной службы, является создание механизма стимулирования служебной деятельности государственных гражданских служащих. Он представляет собой совокупность форм, методов, средств и воздействий, которые принимаются для решения задач безупречного и эффективного исполнения федеральными государственными гражданскими служащими должностных обязанностей в соответствии с регламентами федеральных органов исполнительной власти[25].
Совершенствование системы государственных гарантий гражданских служащих – одна из приоритетных задач в развитии государственной гражданской службы России. Для того чтобы государственные гарантии не оставались на бумаге, необходимо создать определенный комплекс организационных, социальных и правовых мер, обеспечивающих их реализацию в полной мере, т.е. механизм реализации государственных гарантий гражданских служащих, который обеспечивал бы исполнение гражданскими служащими своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, а также способствовал повышению мотивации гражданских служащих. В этом смысле значимым представляется повышение государственной ответственности, которую можно разделить на: