Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (История развития института государственных гарантий гражданских служащих).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных гражданских служащих
1.1 История развития института государственных гарантий гражданских служащих
1.2 Социальная защищенность в системе функционирования государственной гражданской службы
2. Система государственных гарантий гражданских служащих на современном этапе
2.1 Принципы реализации государственных гарантий гражданских служащих
2.2 Система и виды государственных гарантий гражданских служащих
– ответственность государства как нанимателя за состояние правового поля формирования системы гарантий, за соблюдение обеспечения гарантий и компенсаций государственных гражданских служащих Российской Федерации;
– ответственность представителя нанимателя за обеспечение и реализацию гарантий и компенсаций гражданских служащих.
Решение задач, направленных на достижение базовых принципов социально ориентированного государства, определение основных направлений стратегического развития системы государственных гарантий гражданских служащих связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовных благ через установление эффективно функционирующей системы налогов, формирование консолидированного государственного бюджета, рост финансирования социальных программ.
Основной стратегической целью развития защиты государственной гражданской службы выступает устойчивый рост инвестиций в социально-экономические значимые проекты на базе усиления правовой защищенности, обеспечения равных условий прохождения государственной службы, снижения избыточных административных барьеров, повышения финансовой устойчивости предприятий и организаций. Разумеется, при разработке и реализации стратегических ориентиров системы социальных гарантий и компенсаций необходимо учитывать специфику экономического развития Российской Федерации. В первую очередь, это связано с особенностью изменений экономических потребностей граждан страны в целом, в том числе и государственных гражданских служащих[26].
Основным стратегическим направлением развития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурных составляющих системы управления государственной гражданской службы должна выступать система государственных гарантий всех категорий гражданских служащих в случае возникновения различных ситуаций, например таких, как несчастные случаи при прохождении гражданской службы и в быту, болезни, в том числе профессиональные заболевания, инвалидность, выход на пенсию и др.
Разработка основных направлений развития системы государственных гарантий гражданских служащих должна осуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системе социального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России, а также корректировки и уточнения содержания состава социальных гарантий и целевых социальных нормативов.
В целях стабилизации и уменьшения социального расслоения российских граждан необходимо реализовать стратегию сближения различий в доходах посредством достижения приемлемого уровня жизни для всех, в том числе и для государственных гражданских служащих. Поэтому в систему основных направлений развития гарантий и компенсаций необходимо включить поэтапную программу соотнесения денежного содержания государственного гражданского служащего к величине прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета в процентном отношении.
Основные направления реализации системы гарантий и компенсаций и социального развития таких основных структурных составляющих защиты государственных гражданских служащих, как медицинское и социальное страхование, пенсионное обеспечение, денежное содержание, дополнительное профессиональное образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищный, телекоммуникационный комплексы, должны быть основаны на формировании и реализации обобщающей и функциональной стратегий.
Данные стратегии направлены на разработку и достижение необходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнения набора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной, научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой и социальной направленности.
Разработка основных направлений и дальнейшая реализация системы государственных гарантий и компенсаций гражданских служащих создадут условия для повышения престижа и стабильности государственной гражданской службы, ее эффективности и результативности в интересах государства, каждого гражданина и общества в целом[27].
Комплексная профессиональная и социальная защищенность выступает как совокупность необходимых и достаточных трудовых, социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших профессиональных, социально-экономических прав и свобод и является важнейшим фактором трудовой деятельности.
Система государственных гарантий гражданских служащих в своей основе предполагает следующие направления деятельности: обеспечение государством гарантии возможностей успешного поступления на службу, прохождения государственной гражданской службы; удовлетворение потребностей государственных служащих и их интересов; стимулирование эффективного решения служебных задач и закрепление на государственной гражданской службе.
Государственные гарантии как результат реализации защитных мер во многом зависят от деятельности органов государственного управления по воплощению в жизнь целей и задач государственной административной политики.
Одной из главных задач современного этапа формирования системы государственных гарантий как фактора повышения эффективности государственной службы в Российской Федерации является формирование новой системы работы государственных гражданских служащих. Узловым вопросом ее функциональности в общей профессионально-трудовой деятельности государственной службы является способность данной системы обеспечить необходимое состояние профессиональной и социально-правовой защищенности государственных служащих [28].
Таким образом, при работе над формированием основ современной системы государственных гарантий гражданских служащих необходимо добиться повышения научности анализа всего комплекса проблем, связанных с обеспечением профессиональной и социально-правовой защищенности государственных служащих в настоящее время, определения на этой основе приоритетных направлений приложения организаторских усилий и повышения оптимальности выделения ресурсов.
Проведенный в рамках настоящего исследования анализ проблем социально-правовой защищенности гражданских служащих и основных направлений совершенствования системы государственных гарантий на гражданской службе позволяет сделать следующие выводы:
- Современная система государственных гарантий гражданских служащих нуждается в серьезной корректировке и изменении с перспективой создания специального института, который будет непосредственно заниматься вопросами организации и нести ответственность за практический уровень защищенности данной категории граждан.
- Для повышения эффективности государственной гражданской службы в Российской Федерации и в целях обеспечения высокого уровня государственных гарантий гражданских служащих необходимо разработать и принять соответствующую федеральную целевую программу, направленную на совершенствование системы государственных гарантий на гражданской службе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя развитие системы гражданской службы, одно из центральных мест следует уделить кадровому потенциалу. При этом личностно-профессиональное развитие государственных служащих должно сосредоточиваться, главным образом, на развитии их способностей и профессионально важных качеств.
Современная государственная служба России находится в стадии реформирования, когда активно идет процесс принятия нормативных правовых актов, поиск эффективных механизмов и технологий управленческой деятельности, борьба с коррупционными проявлениями. Развитие системы гарантий государственной гражданской службы на принципах эффективности и целостности связано с необходимостью определения факторов и механизмов, способствующих реализации целей государственно-служебной деятельности.
В зарубежных государствах существуют системы государственных служб, в рамках которых предоставляются гарантии государственным служащим. Некоторые из них правомерно применять и в России в соответствии с ее географическими, геополитическими, экономическими и национальными особенностями. При этом практика предоставления гарантий государственным служащим в Российской Федерации аналогична зарубежной. Можно выделить общие подходы в этом вопросе: во всех странах существует специфический подход к оплате труда госслужащих, не ограничивающийся размером оклада, но применяется система надбавок, специальных выплат и др.
Одним из важных условий становления эффективной государственной гражданской службы является формирование системы государственных гарантий гражданских служащих как комплекса государственных гарантий, закрепленных в нормативных правовых актах, обеспечивающих реализацию прав гражданских служащих и эффективное исполнение ими своих должностных обязанностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 152.
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
- Анохина, С. Л. Реформы в России XVIII—XX вв.: опыт и уроки. — М.: Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2013. – 310 с.
- Архипова Т.Г. История государственной службы в России XVIII–XX века / Т.Г. Архипова, М.Ф. Румянцева, А.С. Сенин. – М. : Изд-во РГГУ, 2001. – 230 с.
- Бабелюк Е. Г. О видах государственной службы Российской Федерации // Правоведение. 2004. № 1. – 200 с.
- Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2014. - 416 c.
- Волкова, В. В. Государственная служба. — М. : Юнити-Дана ; Закон и право, 2012. – 320 с.
- Граждан В.Д. Государственная служба: соотношение политики и права / В.Д. Граждан // Власть. – 2000. – № 7. – С. 70–76
- Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации : учеб. курс / А.А. Гришковец. – М. : Дело и Сервис, 2003. – 464 с.
- Дейч И.А. Проблема реализации субъективных публичных прав и их гарантий государственными гражданскими служащими России / И.А. Дейч, В.А. Федосенко // Право и политика. – 2007. – № 3. – С. 39–53.
- Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. - М.: ИВЭСЭП, 2017. - 240 c.
- Зотова Е. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе / Е. Зотова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2007. – № 4. – С. 27–31.
- Миннигулова, Д. Б. Государственная гражданская служба на основе служебного контракта / Д.Б. Миннигулова. - М.: КноРус, 2014. - 152 c.
- Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации : учеб.пособие. - М., 2007. – 310 с.
- Охотский, Е. В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е.В. Охотский. - М.: Экономика, 2016. - 704 c.
- Панин И.Н. Кадровая политика в сфере государственной службы / И.Н. Панин // Государственная служба в современной России : сб. статей РАН. – М., 2003. – 259 с.
- Старилов Ю.Н. Курс общего административного права : в 3 т. – М. : Норма, 2002. – Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – 600 с.
- Холопов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Холопов. - М.: Феникс, 2013. - 368 c.
- Черепанов, В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. — М. : Юнити-Дана, 2010. – 250 с.
- Шамарова, Е. М. Государственная и муниципальная служба. — М.: ИНФРА-М, 2014.
-
Анохина, С. Л. Реформы в России XVIII—XX вв.: опыт и уроки. — М.: Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2013. – 310 с. ↑
-
Анохина, С. Л. Реформы в России XVIII—XX вв.: опыт и уроки. — М.: Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2013. – 310 с. ↑
-
Бабелюк Е. Г. О видах государственной службы Российской Федерации // Правоведение. 2004. № 1. – 200 с. ↑
-
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215. ↑
-
Конституция Российской Федерации// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 152 ↑
-
Черепанов, В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. — М. : Юнити-Дана, 2010. – 250 с. ↑
-
Холопов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Холопов. - М.: Феникс, 2013. - 368 c. ↑
-
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права : в 3 т. – М. : Норма, 2002. – Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – 600 с. ↑
-
Панин И.Н. Кадровая политика в сфере государственной службы / И.Н. Панин // Государственная служба в современной России : сб. статей РАН. – М., 2003. – 259 с. ↑
-
Охотский, Е. В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е.В. Охотский. - М.: Экономика, 2016. - 704 c. ↑
-
Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации : учеб.пособие. - М., 2007. – 310 с. ↑
-
Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2014. - 416 c. ↑
-
Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации : учеб.пособие. - М., 2007. – 310 с. ↑
-
Черепанов, В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. — М. : Юнити-Дана, 2010. – 250 с. ↑
-
Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. - М.: ИВЭСЭП, 2017. - 240 c. ↑
-
Шамарова, Е. М. Государственная и муниципальная служба. — М.: ИНФРА-М, 2014. ↑
-
Волкова, В. В. Государственная служба. — М. : Юнити-Дана ; Закон и право, 2012. – 320 с. ↑
-
Бабелюк Е. Г. О видах государственной службы Российской Федерации // Правоведение. 2004. № 1. – 200 с. ↑
-
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права : в 3 т. – М. : Норма, 2002. – Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – 600 с. ↑
-
Панин И.Н. Кадровая политика в сфере государственной службы / И.Н. Панин // Государственная служба в современной России : сб. статей РАН. – М., 2003. – 259 с. ↑
-
Миннигулова, Д. Б. Государственная гражданская служба на основе служебного контракта / Д.Б. Миннигулова. - М.: КноРус, 2014. - 152 c. ↑
-
Зотова Е. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе / Е. Зотова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2007. – № 4. – С. 27–31. ↑
-
Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. - М.: ИВЭСЭП, 2017. - 240 c. ↑
-
Дейч И.А. Проблема реализации субъективных публичных прав и их гарантий государственными гражданскими служащими России / И.А. Дейч, В.А. Федосенко // Право и политика. – 2007. – № 3. – С. 39–53. ↑
-
Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации : учеб. курс / А.А. Гришковец. – М. : Дело и Сервис, 2003. – 464 с. ↑
-
Граждан В.Д. Государственная служба: соотношение политики и права / В.Д. Граждан // Власть. – 2000. – № 7. – С. 70–76 ↑
-
Волкова, В. В. Государственная служба. — М. : Юнити-Дана ; Закон и право, 2012. – 320 с. ↑
-
Шамарова, Е. М. Государственная и муниципальная служба. — М.: ИНФРА-М, 2014. ↑