Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (История развития института государственных гарантий гражданских служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных гражданских служащих

1.1 История развития института государственных гарантий гражданских служащих

1.2 Социальная защищенность в системе функционирования государственной гражданской службы

2. Система государственных гарантий гражданских служащих на современном этапе

2.1 Принципы реализации государственных гарантий гражданских служащих

2.2 Система и виды государственных гарантий гражданских служащих

3. Пути совершенствования правового регулирования системы государственных гарантий гражданских служащих

3.1 Основные направления улучшения деятельности по реализации государственных гарантий гражданских служащих

3.2 Совершенствование системы государственных гарантий гражданских служащих как фактор повышения эффективности гражданской службы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В конце XX в. глобальные изменения, которые происходили во всех сферах общественной жизни России, привели к значительным, но часто совершенно не контролируемым и не прогнозируемым результатам. К их числу относится количественный рост органов государственной власти. Многочисленные реорганизации в сфере управления нередко осуществлялись исключительно в целях структурных преобразований и без учета потребности качественного обновления кадров.

Сформировались уровни государственной службы – федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось разделение федеральной государственной службы по видам – гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных органах. Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения.

С развитием дальнейшего правового регулирования института государственной службы в России основные и дополнительные государственные гарантии гражданским служащим предусмотрены ст. 52 и 53 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»[4] и включают в себя гарантии служебно-правовой защиты, гарантии социально-экономического и социально-бытового характера, а также иные гарантии.

1.2 Социальная защищенность в системе функционирования государственной гражданской службы

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[5]. Из постулата, провозглашенного Конституцией Российской Федерации, следует, что Российская Федерации в сфере социальной политики государства берет на себя следующие обязательства: охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


Социальное государство – это характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Субъектами социальной политики выступают органы государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, профессиональные коллективы, социальные институты, общественные организации, все заинтересованные члены общества[6].

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения и нацелена на ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды.

В России немаловажное значение имеет такое направление социальной политики, как социальная защищенность государственных гражданских служащих.

Признаком обретения государственной службой профессионального характера можно считать ее особую ответственность, постоянную востребованность высокого качества управленческого труда, необходимость поиска во все периоды истории адекватных времени путей и способов обеспечения государственного управления людьми, подготовленными и способными решать задачи государства.

Наличие профессиональных знаний и навыков является необходимым, но не единственным требованием к современным гражданским служащим. В рамках определенной профессии дополнительно возникает необходимость в специфических требованиях, выражающихся в определенном уровне правовой культуры, правосознания, моральных качествах гражданских служащих. С другой стороны, особая государственная роль гражданских служащих вызывает необходимость их адекватной социальной поддержки. В современных условиях функционирование современного государственного аппарата невозможно представить без рационально разработанной, твердо установленной системы социальных норм, регулирующих профессиональную деятельность гражданских служащих[7].


Данные нормы, регулируя отношения внутри института гражданской службы, обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность отношений. Иными словами, нормы социальной защищенности поддерживают определенную системность государственной гражданской службы, выявляют своеобразную государственную заботу и создают условия существования данного института как единого организма.

Социальная защита государственных служащих – это своеобразный социальный институт, включающий деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по созданию и обеспечению комплекса мер, гарантирующих реализацию законных прав чиновников, обеспечение их нормальной жизнедеятельности и поддержание профессионального статуса в новых социально-политических реалиях.

Социальная защищенность государственных гражданских служащих выступает как конкретно-личностный аспект наличия и эффективности функционирования в его интересах системы социальной защиты, а также его подготовленность к защите своих законных прав и свобод[8].

Социальная защищенность государственных гражданских служащих реализуется:

  1. во-первых, в достаточной обеспеченности материальными, социальными и культурными благами, всеми видами довольствия, жильем, в обеспечении им на этой основе высокого качества жизни;
  2. во-вторых, в высоком уровне организации условий и оплаты труда, создания условий для самообразования, повышения культурного уровня и отдыха;
  3. в-третьих, в справедливом характере взаимоотношений, перспективе роста, прочных гарантиях прав и уважения достоинства личности;
  4. в-четвертых, в предоставлении особых гарантий государственному гражданскому служащему в результате получения им увечья (травмы) или членам его семьи в случае его гибели (смерти).

Закрепленная на законодательном уровне социальная защищенность гражданских служащих является фактором повышения эффективности государственного управления и отражает качественные характеристики профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.

Общественная потребность в профессиональной деятельности трудоспособных граждан, в интересах государства и общества вынужденных подвергать риску свою жизнь и здоровье или ограниченных в возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для поддержания своего благосостояния или его повышения, обусловливает создание системы социальной защиты.


Социальная защита соответствующих категорий лиц обеспечивается гарантиями государства в плане достаточной для жизни материальной компенсации невозможности самостоятельного получения доходов, а также обеспечения бытовых услуг. Общество, которое не в состоянии это обеспечить, находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса.

Под социальной защитой следует понимать систему контролируемых государством экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих гражданам общества соблюдение и реализацию прав и свобод, достойные современного человека и необходимые для его развития уровень и качество жизни.

Механизм социальной защиты должен включать систему мер по реализации общих социальных задач государства, в первую очередь гарантий в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, компенсации потерь населения от инфляции, помощи многодетным семьям, престарелым и инвалидам и другим социально уязвимым категориям лиц[9].

Государственному служащему гарантируется также возмещение расходов и предоставление иных компенсаций в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных законодательством государства, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Оплата труда, пенсия и иные выплаты государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном законодательными и нормативно-правовыми актами государства. Кроме того, законодательством государств – участников СНГ могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего[10].

Таким образом, социальные гарантии государственных гражданских служащих являются объективно востребованным институтом на современном этапе развития общества и реформирования государственной гражданской службы. В связи с этим под социальной защищенностью государственных гражданских служащих следует понимать направление социальной политики государства, обеспечивающее реализацию социальных прав гражданских служащих.


2. Система государственных гарантий гражданских служащих на современном этапе

2.1 Принципы реализации государственных гарантий гражданских служащих

Принципы правового регулирования – это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права, но в последнее время взгляды специалистов стали меняться. В частности, появилась точка зрения, что определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, так как идеи – это категория правосознания или правовой науки. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из содержания[11].

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в государственно-служебных отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Другими словами, установление специальных требований и ограничений к лицам, проходящим государственную службу либо претендующим на замещение должности государственной службы, является прерогативой законодателя.

В качестве критерия обоснованности законодательного регулирования порядка и условий реализации тех или иных прав (в том числе и ограничений этих прав) в российском конституционном правосудии выступает сформулированный в целом ряде определений и постановлений Конституционного Суда принцип справедливости. В частности, согласно данному принципу установление таких специальных правил, требований должно быть обусловлено целями и задачами государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Вводимые в рамках такого законодательного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина должны быть соразмерными правомерной цели их установления и не должны посягать на само существо права.