Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности земельного налога и его уплаты
1.2 Налоговая база земельного налога
1.3 Налоговые льготы и порядок уплаты земельного налога
Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу
2.1. Выявление трудностей, возникающих при расчете земельного налога для физических лиц
2.2 Анализ расчета земельного налога для юридических лиц
2.3 Расчета земельного налога по кадастровой стоимости участка
Введение
Роль земельного рынка в большинстве стран мира поистине огромна. Изначально земля рассматривалась в качестве основного фактора производства, и многие экономические учения обосновывали существование чистого дохода лишь от земли (физиократы). В этой связи они считали, что доход от земли фактически является единственным источником обложения, и требовали, чтобы земельная рента была единственным объектом налогообложения. Этот единый и прямой налог должен был определяться на основании специального кадастра и соразмеряться с производительностью земли.
Земля как объект налогообложения действительно имеет ряд преимуществ. Многие из них объединяют землю с имуществом, однако существует и ряд специфических черт, отличающих землю от всех других объектов налогообложения, что позволяет говорить о ее высоком налоговом потенциале.
С фискальной точки зрения земля, так же как и имущество, указывает на платежеспособность ее собственника, а главное — обладает свойством дорожать. По земельному налогу плательщикам не требуется вести сложный и длительный бухгалтерский учет, как, например, при исчислении НДС или налога на прибыль. Кроме того, оценить доход от земельной собственности намного легче, чем от какого-либо другого объекта. Наконец, землю как объект обложения нельзя безвозвратно утратить.
Все эти свойства земли как объекта обложения использовались еще с древнейших времен в виде десятины. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно появился и развивался поземельный налог, выступавший в двух формах — десятины и налога на доход. В России для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо, которое предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дво-рами в городах, а затем перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов.
В настоящее время данный объект налогообложения также не утратил своего фискального и регулирующего значения. Даже в Российской Федерации, где земельные отношения находятся лишь на стадии становления, доля обязательной платы за землю достигала 3—5 % в консолидированном бюджете РФ.
Объектом курсового исследования является земельный налог.
Предметом курсового исследования это теоретические аспекты и практические применения земельного налога в системе налогообложения Российской Федерации.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов механизма взимания и расчета земельного налога для субъектов налогообложения.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическую сущность земельного налога и особенности его уплаты. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть понятие земельного налога;
- рассмотреть элементы земельного налога;
- изучить порядок уплаты земельного налога и налоговые льготы.
Во второй главе планируется рассмотреть и проанализировать практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога в Российской Федерации. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть расчет земельного налога для физических лиц в России в 2016 году;
- рассмотреть расчет земельного налога для юридических лиц в России в 2016 году;
- рассмотреть особенности расчета земельного налога по кадастровой стоимости участка;
- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.
Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского – при совершении сделок с земельными участками. А так же семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; налогового – при земельном налогообложении; аграрного – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.
Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского – при совершении сделок с земельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; налогового – при земельном налогообложении; аграрного Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами.
Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность земельного налога и особенности его уплаты», «Практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога в Российской Федерации»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Особенности земельного налога и его уплаты
1.1. Объект налогообложения
Объектом обложения земельным налогом согласно статье 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге — в пределах города), на территории которого введен налог.
Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст.1 Земельного кодекса РФ)[1].
Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Более же полно географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка закреплены в документах государственного земельного кадастра.
Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В Едином государственном реестре земель содержатся следующие сведения о земельном участке[2]:
— кадастровый номер;
— местоположение (адрес);
— площадь;
— категория земель и разрешенное использование земельного участка;
— зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
— описание границ земельного участка, его отдельных частей;
— экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
— качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
— наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
В силу пункта 2 статьи 6 ЗК РФ для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения он должен быть индивидуально определен[3]: иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все эти данные учитываются в системе земельного кадастра.
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п.3 ст.14 Закона N 28-ФЗ).
Следовательно, если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном статьей 70 ЗК РФ и Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", то, по мнению автора, объектом налогообложения он признаваться не может[4].
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не все, а только[5]:
— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
— предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
— в пределах лесного фонда;
— занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами).
Это означает, что, например, земли, предоставленные для нужд связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или земли, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли, хоть и ограничены в обороте согласно подпунктам 8 и 12 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, все равно признаются объектом налогообложения, поскольку они не указаны в пункте 2 статьи 389 НК РФ.
Или, например, земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода. Они не указаны в пункте 2 статьи 389 НК РФ, следовательно, признаются объектом обложения земельным налогом (письмо ФНС России от 20 января 2005 года N 21-4-04/32).
К землям, изъятым из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами[6]:
— государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
— объектами организаций федеральной службы безопасности;
— объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
— объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
— объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
— объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
— воинскими и гражданскими захоронениями;
— инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
1.2 Налоговая база земельного налога
В отличие от Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым налоговой базой является площадь земельного участка, данные о площади занимаемого земельного участка, на основании которых исчисляется плата за землю. Они отражены в свидетельстве о государственной регистрации, налоговая база по нормам главы 31 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается как процент от этой кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка — это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).