Файл: Налоги и налообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое определение содержится в п.9.1.2 Временных методических рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков, утвержденных заместителем председателя Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству (письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14 июня 1996 года N 1-16/1240)[7].

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст.70 ЗК РФ).

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Кадастровая стоимость земли согласно Земельному кодексу РФ должна использоваться в основном для целей налогообложения (п.5 ст.65 ЗК РФ). Кадастровая стоимость исчисляется по категориям и видам функционального использования с применением методов массовой оценки недвижимости[8].

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с методиками, разработанными по отдельным категориям земель. В настоящее время утверждены и используются на практике методики по кадастровой оценке земель поселений, земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, земель промышленности и иного специального назначения.

Кроме того, здесь хотелось бы отметить один очень важный момент.

Некоторые специалисты считают, что если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения применяется его нормативная стоимость.

По мнению автора, это не так, поскольку показатель нормативной цены земли может использоваться только для целей определения выкупной стоимости земельного участка, но никак не для исчисления налога на землю.


Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст.25 Закона РФ N 1738-1). Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 года N 319 "О порядке определения нормативной цены земли").

Согласно статье 25 Закона N 1738-1 нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей, указанных в статье 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли. Однако, по мнению автора, это не относится к налогообложению, поскольку в пункте 5 статьи 65 ЗК РФ четко указано, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительно кадастровой стоимостью земельного участка[9].

Кроме того, в пункте 1 статьи 390 НК РФ прямо указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, то есть никаких иных вариантов оценки земли, в том числе и по нормативной цене, Налоговый кодекс РФ не содержит.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п.2 ст.390 НК РФ). Это означает, что кадастровая стоимость земли должна быть определена. Случай, когда она не определена, Налоговым кодексом РФ вообще не предусмотрен.

Если кадастровая стоимость земельного участка на территории муниципального образования не определена, то местные власти просто не могут вводить новый порядок исчисления земельного налога, поэтому повсеместное введение уплаты земельного налога по правилам главы 31 НК РФ и отложено до 1 января 2006 года. Планируется, что в течение 2005 года в стране будет полностью завершена кадастровая оценка всех земель.

И еще. Совершенно очевидно, что если для целей налогообложения использовать нормативную цену земельного участка, то сумма земельного налога возрастет для налогоплательщика в несколько раз, поскольку нормативная цена земли значительно выше ее кадастровой стоимости.


Гражданин Боровик М.Н., ветеран боевых действий, имеет в собственности земельный участок в г.Москве, предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2005 года составляет 800 000 рублей.

Сумма земельного налога за 2005 год со стоимости этого участка при условии, что гражданин Боровик М.Н. самостоятельно представил в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом:

(800 000 руб. — 10 000 руб. — 500 000 руб.) х 0,3% = 870 руб.

1.3 Налоговые льготы и порядок уплаты земельного налога

Земельный налог уплачивается один раз в год. Оплата должна производиться в налоговые органы по месту нахождения соответствующего земельного участка. Исчислением размера налога занимаются налоговые органы – ими же высылается налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление.

Обязанность по уплате земельного налога возникает не сразу. Она возникает тогда, когда получено налоговое уведомление о том, что необходимо уплатить земельный налог.

При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении[10]

В момент регистрации права субъекта на земельный участок он становится не только собственником земли, но и объектом налогообложения со стороны земельного налога. Однако в любом правиле есть исключения. В данном случае исключением может послужить случай наследования. Наследник имущества становится налогоплательщиком земельного налога в тот момент, когда он становится наследником фактически, то есть в момент смерти наследодателя. И не имеет значения, когда зарегистрировано право перехода наследства данному лицу. Земельный налог он обязан уплачивать в момент смерти наследодателя.

Пи анализе порядка исчислении и уплаты налога важно дать анализ налоговым льготам. Земельный налог, как и любой другой налог, обладает налоговыми льготами. Рассмотрим налоговые льготы для следующих категорий граждан. Налоговая база уменьшается на 10000 рублей на 1 налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, которое находится у него во владении, пользовании и пожизненном наследовании, для следующих категорий налогоплательщиков[11]:


-героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

-инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

-инвалидов с детства[12];

-ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий

-физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с некоторыми нормативными актами;

-физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

-физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику[13].

Налоговые льготы по земельному налогу устанавливаются федеральным законодательством. Однако, местные власти вправе также самостоятельно устанавливать льготы по уплате земельного налога. Информацию о дополнительных налоговых льготах можно получить в органах местной власти, относительно местоположения интересующего земельного участка в соответствующем регионе.

Для того, чтобы воспользоваться правом на уменьшение налоговой базы, лицу необходимо предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие его право на льготы. 

Налоговым периодом для земельного налога признается календарный год[14].

Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрены первый квартал, полугодие и третий квартал календарного года, но органы местного самоуправления и соответствующие органы городов федерального значения вправе не устанавливать отчетный период.

Бывает ситуация, когда для налогоплательщика установлена процедура уплаты земельного налога один раз в квартал. Тогда ставка земельного налога составляет ¼ от общей ставки земельного налога. Также органы местного самоуправления вправе устанавливать право субъекта налогообложения уплачивать земельный налог один раз в год.

Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов РФ[15].


Таким образом, в завершении главы можно прийти к следующему выводу:

- в данной главе была проанализирована теоретическая сущность земельного налога и особенности и порядок его уплаты.

- земельный налог является одной из форм платы за землю в Российской Федерации, так как пользование землей в Российской Федерации является платной.

- земельный налог является местным налогом, доход от взимания которого попадает в местный бюджет того региона, где расположен земельный участок.

- в основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость земельного участка. Если по каким-либо причинам кадастровую стоимость земельного участка невозможно определить, что расчет земельного налога производят на основании нормативной стоимости земли.

- земельный налог, хоть и составляет незначительную долю в бюджете, играет важную роль в формировании эффективной налоговой системы Российской Федерации.

- земельный налог, как и любой другой налог, имеет элементы, к которым относят объекты и субъекты налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога, налоговую базу, ставки по земельному налогу, налоговые льготы по земельному налогу.

- земельный налог, как и любой другой налог, обладает особенностями порядка исчисления и уплаты. В уплате земельного налога предусмотрены различные налоговые льготы. В частности – это вычитание 10000 рублей из налоговой базы для отдельных категорий налогоплательщика. Земельный налог уплачивается один раз в год, но может быть разбит по кварталам. В таком случае ставка земельного налога за 1 квартал составляет ¼ от общей ставки земельного налога. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов РФ.

Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу

2.1. Выявление трудностей, возникающих при расчете земельного налога для физических лиц