Файл: Акцизы (Ставки акцизов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также большой интерес представляют собой налогообложение акцизами таких товаров, как алкогольная продукция и этиловый спирт. В предыдущей главе были рассмотрены ставки акциза на алкогольную продукцию. Было выяснено, что ставка акциза на алкогольную продукцию, объем этилового спирта в котором составляет более 9%, составляет 500 рублей за один литр безводного этилового спирта, который содержится в данном подакцизном товаре, то есть в том или ином виде алкогольной продукции. Обычно это ликероводочные изделия, коньячные изделия. А ставка акциза на алкогольную продукцию, объем этилового спирта, в котором составляет менее 9%, составляет 400 рублей за один литр безводного этилового спирта, который содержится в данном подакцизном товаре, то есть в том или ином виде алкогольной продукции[40].

Особое послабление в виде акцизов сделано для вин. Если вина защищены географическим названием, то акциз для таких вин составляет 5 рублей за 1 литр. А если такая географическая защищенность отсутствует, что стоимость акциза составляет 9 рублей за литр. Это сделано с той целью, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественным винам, чтобы переключить интерес потребителя от крепких алкогольных напитков к некрепким, а также, чтобы была возможность вывести отечественные вина на международный рынок[41].

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что сумма акциза, взимаемого с алкогольной продукции должна зависеть от содержания в готовом продукте чистого спирта (кроме вермутов, различных видов вин и пива). Предлагаемая в проекте Налогового Кодекса система ставок на алкогольную продукцию, содержащую этиловый спирт является отражением подобного подхода[42].

Экспертами по данному вопросу предлагается к рассмотрению метод, который дает возможность оптимизировать данную систему. Он заключается во введении единой ставки акциза на 1 литр стопроцентного этилового спирта, независимо от его объемной доли в готовой продукции.

Данный метод в значительной степени упростит управление и администрирование данного вида налога. Также подобный метод позволит ликвидировать еще одно довольно распространенное налоговое правонарушение. Оно состоит в том, что налогоплательщики нередко занижают объемную долю этилового спирта алкогольной продукции до пограничного значения[43]. Это делается с целью снизить ставку акциза. Например, алкогольная продукция содержит не 9% этилового спирта, а 8,99% этилового спирта. В первом случае ставка акциза для алкогольной продукции составила бы 500 рублей за литр безводного этилового спирта, который содержится в данном подакцизном товаре. А во втором случае, ставка акциза уже составит 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, который содержится в данном подакцизном товаре[44].


Производство алкогольной продукции в России имеет специфическую особенность: зачастую предприятия, производящие спирт, производящие из спирта водку и разливающие водку по бутылкам являются различными юридическими лицами, связанными друг с другом лишь коммерческими отношениями. В этой связи введение единой ставки на литр стопроцентного этилового спирта позволит избежать необходимости вычитать на всех последующих стадиях производства алкогольной продукции, использующих данный спирт, сумму уплаченного акциза. Данная мера, также позволит увеличить эффективность физического контроля за правильностью уплаты акциза, так как требует надзора лишь за производством и импортом этилового спирта и правильностью уплаты акциза с них[45].

Применение акцизных марок в этой связи позволит контролировать правильность уплаты акциза. Предприятия, производящие алкогольную продукцию из собственного сырья, будут уплачивать налог в полном объеме при приобретении марок. Налоговым событием в этом случае будет служить производство конечного продукта, содержащего этиловый спирт. Предприятия, использующие спирт, произведенный другими предприятиями, с которого ранее был уплачен акциз будут иметь право получить налоговый кредит (зачет) при приобретении акцизных марок на готовую продукцию в размере уплаченного налога. В случае, если со спирта, использованного при производстве алкогольной продукции, акциз ранее по какой-то причине не уплачивался или производитель не может доказать факт уплаты; акциз с готовой продукции уплачивается в полном объеме, путем приобретения акцизных марок[46].

Важную роль, при этом, должна играть дифференциация вида акцизных марок в зависимости от вида алкогольной продукции.

Оптимальным подходом в реализации политики применения акцизов является следующее мероприятие: необходимо применять различные акцизные марки для таких категорий алкогольной продукции, как[47]:

- алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 35% (по фиксированной ставке за литр этилового спирта),

- алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 10%, кроме вин и вермутов (по фиксированной ставке за литр этилового спирта);

натуральные вина и алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 10% (по фиксированной ставке за литр продукции)[48].

Таким образом, в данном разделе были проанализированы особенности обложения акцизами табачной и алкогольной продукции. Высокие ставки акцизов на данный вид продукции призван снизить интерес потребителей к данной категории товаров, так как они оказывают пагубное воздействие на здоровье человека.


2.2. Особенности обложения акцизом горюче-смазочных материалов и автомобилей

Особый интерес также представляют особенности обложения акцизами горюче-смазочным материалов и автомобилей. Акцизы, которые взимаются в данной категории товаров, являются значительной частью доходов в государственный бюджет[49].

В состав горюче-смазочных материалов, облагаемых акцизами должны входить: автомобильный бензин, дизельное топливо, а также масла для двигателей. Взимание акциза должно, по нашему мнению, производиться у производителей изделий, ввиду того, что этот способ является наиболее эффективным, с фискальной точки зрения. Возможно применение дифференциации налога на автомобильный бензин по октановому числу, в частности, существующая на данный момент система, при которой бензин с октановым числом менее 80 облагается по более низкой ставке. Ставка должна быть специфической на тонну ГСМ.

Рассмотрим данную специфичность в соответствии с таблицей, которая представлена в Налоговом Кодексе РФ.

- автомобильный бензин, который не соответствует классу качества 5 (в быту именуемый бензин А-95) должен облагаться акцизом со стороны государства в размере 10500 рублей за 1 тонну.

- автомобильный бензин, который соответствует классу качества 5 (в быту именуемый бензин А-95) должен облагаться акцизом со стороны государства в размере 7530 рублей за 1 тонну[50].

- дизельное топливо. Оно более низкого качества, чем автомобильный бензин класса 5, и обычно применяется для работы сельскохозяйственной техники и прочее. Акциз на 1 тонну данного дизельного топлива составляет 4150 рублей[51].

- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей составляет 6000 рублей за 1 тонну.

- если говорить о виде прямогонного бензина, такого, как бензол, параксилол и прочее, то акциз в данном случае на 1 тонну составит 3000 рублей.

- акциз на авиационный керосин составит 3000 рублей.

В настоящее время адвалорные ставки применяются для трех видов подакцизных товаров: автомобилей с объемом двигателя свыше 2500 см куб., ювелирных изделий и природного газа[52].


Среди всех товаров, являющимися подакцизными в настоящее время и включенными в проект Налогового Кодекса, дифференциация ставок акциза имеет наибольшее значение при налогообложении автомобилей. В данной связи существует несколько основных моментов требующих разрешения. Первая проблема связана с тем, что в настоящее время применяется адвалорная ставка акциза на автомобили с объемом двигателя свыше 2500 куб. см., и в случае занижения налоговой стоимости автомобиля происходят прямые потери бюджета[53]. Во-вторых, владельцы автотранспорта в настоящее время являются плательщиками налогов, формирующих доходную базу дорожных фондов; налога с владельцев автотранспорта (по специфическим ставкам дифференцированным в зависимости от лошадиных сил автомобиля) и налога на приобретение автотранспорта (по ставке 20%). Согласно Налоговому Кодексу вместо налога с владельцев автотранспорта вводится транспортный налог, ставка которого дифференцируется в зависимости от объема двигателя.

По нашему мнению, целесообразным является введение специфической автоматически индексируемой ставки акциза, дифференцируемой в зависимости от объема двигателя, по шкале аналогичной транспортному налогу[54]. При этом взимание акциза должно производиться в момент регистрации транспортного средства. Также следует ввести нулевую ставку налога для автомобилей с мощностью двигателя ниже определенного уровня (например, 75 л.с.), и прогрессирующую ставку для нескольких ступеней налоговой базы, изменяющихся в зависимости от мощности двигателя. Все это позволит, во-первых, существенно сократить уход от налогообложения, во-вторых, сократит расходы на администрирование налога, и, в-третьих, обеспечит большую прогрессивность налога.

Прочие подакцизные товары. Адвалорная ставка акциза к природному газу, учитывая тот факт, что он относится к товарам, на которые установлены регулируемые государством цены, фактически является специфической ставкой, что может быть установлено на законодательном уровне[55].

Адвалорная же ставка по отношению к ювелирным изделиям, может быть заменена на специфическую, дифференцируемую в зависимости от драгоценности металлов и камней, использованных при их изготовлении.

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены особенности обложения акцизами таких продуктов, как горюче-смазочные материалы и автомобили.


2.3 Анализ проблем применения вычетов в исчислении акцизов

Когда налогоплательщики исчисляют сумму налога акциза, которую необходимо перечислить в государственный бюджет, то нередко они сталкиваются с трудностями, когда необходимо определить различные налоговые вычеты. В данном разделе рассмотрим, на основании каких документов производятся налоговые вычеты по акцизам[56].

В соответствии с налоговым законодательство РФ, в тот момент, когда налогоплательщик вычислил сумму акциза по реализованным товарам, то он имеет право уменьшить облагаемую базу на количество так называемых вычетов[57].

С целью более глубокого понимания данной проблемы, рассмотрим порядок применения налоговых вычетов на конкретных примерах, которые имели место в реальной жизни.

Первый случай связан с вычетом сумм акцизов, которые были уплачены по приобретаемому сырью.

В пункте 2 статьи 200 НК РФ предусмотрено следующее. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные при приобретении подакцизных товаров либо при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, выпущенных в свободное обращение и в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров[58].

В пункте 3 статьи 199 Налогового кодекса сказано, что данное правило применяется в ситуации, когда ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы[59].

Субъект хозяйствования ООО «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» является производителем алкогольной продукции, в частности производителем водки. Сырьем для производства данного крепкого напитка выступает этиловый спирт. При закупке сырья, то есть этилового спирта, предприятие ООО «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» уплачивает акциз в бюджет. Следует отметить, что ставка акциза на этиловый спирт установлена в расчете на 1 л безводного спирта этилового, содержащегося в спирте (п. 1 ст. 193 НК РФ).

Но в дальнейшем возникает ситуация, когда при производстве алкогольной продукции и ее последующей реализации, перед предприятием вновь встает необходимость уплаты в бюджет акциза, как того требует законодательство[60].