Файл: Налоговые правонарушения (Ответственность за налоговые правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативным основанием ответственности правовые нормы, нарушает лицо, предусматривает применение к ней конкретных санкций.[16]

Фактическим основанием следует считать лишь деяния (действие или бездействие), предусмотренное (запрещено) законом. [17]

Общими признаками, характерными для всех видов правонарушений, в том числе и для налоговых, являются:

  • общественная опасность (или вреде) деяния;
  • противоправность действий (бездействия)
  • виновность;
  • наказуемость.[18]

Следовательно, нарушение налогового законодательства - это противоправное (предусмотрено налоговым законодательством), виновное деяние (действие или бездействие) лица, связанная с невыполнением или ненадлежащим выполнением налогового долга, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

При этом следует учитывать, что в данном случае речь идет о налоговом долге в широком смысле, включающим полный комплекс обязанностей по исчислению, уплате налогов и сборов, ведению налоговой отчетности.

Закрепление в Налоговом кодексе РФ понятия налогового правонарушения и отдельных составов налоговых правонарушений позволяет сформулировать обоснованные критерии разграничения собственно налоговых правонарушений и нарушений налогового законодательства, имеющих признаки административных правонарушений.[19]

Для признания деяния преступлением и, соответственно, применения предусмотренных правовыми нормами санкций необходимо установить наличие в деянии состава правонарушения.

Под составом правонарушения понимают закрепленную законом совокупность обязательных признаков, характеризующих данное деяние как правонарушение.[20]

Элементами состава правонарушения является объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом нарушения налогового законодательства следует считать урегулированые нормами налогового права общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб.[21]

В рамках этих отношений осуществляется реализация налогового долга налогоплательщиками. Такой взгляд является доминирующим в теории налогового права, но существуют и другие подходы к решению этого вопроса.

По мнению некоторых экономистов, объектом налогового правонарушения являются финансовые интересы государства, доходная часть бюджета и внебюджетных фондов, а также другие блага, охраняемые налоговым законом.


Фактически объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и в процессе реализации которых формируется доходная часть бюджетов и государственных целевых фондов.[22]

Общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, составляют родовой объект указанных правонарушений. Наряду с родовым объектом выделяется непосредственный объект, которым признается конкретный, специфический вид налоговых отношений.

Непосредственный объект является критерием разграничения отдельных составов правонарушений в налоговой сфере. Именно непосредственным объектом отделяются нарушения правил ведения налогового учета, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, предоставления налоговой отчетности.[23]

В зависимости от особенностей объекта выделяют два вида налоговых правонарушений:

а) правонарушения, посягающие на налоговые отношения, связанные с непосредственным осуществлением налоговых взысканий, котроые непосредственно вызывают финансовые потери государства;

б) правонарушения, посягающие на отношения, которые обеспечивают соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения.[24]

Предложенная классификация имеет практическое основание: в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством срок, он платит штраф независимо от фактической уплаты налога или сбора.

Объективная сторона правонарушения показывает его внешнее выражение. Содержание объективной стороны составляют противоправное деяние, его общественно вредные последствия, причинную связь между деянием и его последствиями.

Обязательным признаком правонарушения является противоправное деяние. Противоправное действие означает активное поведение налогоплательщика, результатом которого стало нарушение налогово-правовых норм.

В налоговом законодательстве закреплено значительное количество составов правонарушений, объективная сторона которых характеризуется бездействием (пассивным поведением).[25]

Такая ситуация является естественной, ведь состав налоговых правоотношений предполагает наличие обязанного субъекта, на которого согласно диспозиции налогово-правовой нормы возложено исполнение налогового долга.

В отдельных случаях объективная сторона правонарушения может содержать факультативные признаки - повторность, способ совершения и др. Обязательность установления которых может быть предусмотрена законодательством с целью констатации конкретного состава правонарушения.


Субъектами нарушения налогового законодательства признают налогоплательщиков (юридических и физических лиц), налоговых агентов, а также банки, то есть только тех участников налоговых правоотношений, в соответствии с законодательством выполняют обязанность по начислению, уплате, представление налоговой отчетности.[26]

Банки выполняют обязанность по своевременному перечислению средств в бюджеты и государственные целевые фонды. Субъектами указанных правонарушений всегда выступают только участники налоговых правоотношений представляющие обязанную сторону в таких правоотношениях.

Физических лиц как субъектов правонарушений следует разделять на две группы:

1) физические лица, характеризующеся достижением установленного возраста и вменяемостью как способностью осознавать своих действий или бездействий;

2) физические лица, имеющие специальный статус - руководитель, главный бухгалтер, другие должностные лица. [27]

Служебными являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям. [28]

Деликтоспособность юридических лиц-плательщиков налогов возникает с момента их государственной регистрации и прекращается в связи с ликвидацией.[29]

Нарушение юридическим лицом налогового законодательства всегда является следствием противоправных действий илибездействий должностных лиц такого юридического лица. Поэтому законодательство содержит нормы, согласно которым уплата штрафа не освобождает налогоплательщика от административной или уголовной ответственности.

Определенную специфику имеет ответственность банков, поскольку они обязаны перечислять в бюджеты и государственные целевые фонды налоговые платежи по поручению своих клиентов-плат-ников налогов.

Субъективная сторона нарушения налогового законодательства характеризует его внутреннюю сторону, отражает психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушения и его последствий. Основным элементом субъективной стороны правонарушения является вина.[30]


Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 4 ст. 110) установлено, что «вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения».[31]

2.2 Меры ответственности за налоговые правонарушения

Предупреждение налоговых правонарушений не всегда достигает своей цели, поэтому особое значение приобретает регулирование наказания за совершение налоговых проступков и преступлений, использования мер принуждения. Реализация этого достигается за счет применения санкций.[32]

Применение санкций за налоговые правонарушения в РФ отражает несколько неопределенную ситуацию в законодательном регулировании данных отношений. Как на уровне норм законодательства, так и в области научных исследований очень часто как синонимы используются несколько понятий, между которыми вряд ли логично ставит знак равенства. В этом случае речь идет о понятии «финансовая санкция», «налоговая санкция», «штрафная санкция».

Налоговое законодательство не отличается определенностью в этой сфере, и при анализе данной проблемы необходимо учитывать некоторые моменты.

Прежде всего, уместно исходить из соотношения финансовой и налоговой санкции как родового и видового понятия, учитывать их единую правовую природу, различия на уровне отраслевого и институционально регулирования.[33]

Характеризуя содержание санкции за налоговые правонарушения, необходимо иметь в виду, что в качестве таковой, фактически, речь идет о штрафе. Естественно, штрафы используются в системе способов принуждения, однако они, в основном, выполняют роль гарантий, способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.[34]

В качестве таковых и вводятся в налоговом законодательстве институты административного ареста активов, пени и т.д. Необходимо учитывать при этом, что пеня взыскивается независимо от причин задержки налогового платежа и не освобождает плательщика от налоговой ответственности.

Налогоплательщик, который не подает налоговую декларацию в сроки, установленные законодательством, уплачивает штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан за каждое такое непредставлени или задержку.


В случае, если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового долга налогоплательщика, налогоплательщик уплачивает штраф в размере 10% суммы налогового долга за каждый полный или неполный месяц задержки налоговой декларации, но не более 50% от суммы начисления налогового обязанности.

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму налогового долга в течение предельных сроков, то такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней, всплывающей за последним днем ​​предельного срока уплаты согласованной суммы налогового долга, - в размере 10% такой суммы;
  • при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, всплывающей за последним днем ​​предельного срока уплаты согласованной суммы налогового долга, - в размере 20% такой суммы;
  • при задержке более 90 календарных дней, всплывающей за последним днем ​​предельного срока уплаты согласованной суммы налогового долга, - в размере 50% такой суммы.[35]

При отчуждении активов, находящихся в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа, если получение такого согласия является обязательным, налогоплательщик дополнительно уплачивает штраф в размере 100% суммы налогового долга, по которому возникло право налогового залога.[36]

В случае если налогоплательщик осуществляет продажу (отчуждение) товаров (продукции) или осуществляет денежные выплаты без предварительного начисления и уплаты налога, сбора (обязательного платежа), если в согласовании с законодательством такое начисление и уплата являются обязательной предпосылкой такой продажи (отчуждения) или выплаты, такой налогоплательщик уплачивает штраф в двойном размере от суммы долга такого налога, сбора (обязательного платежа). Уплата указанного штрафа не освобождает налогоплательщиков от административной или уголовное ответственности и / или конфискации таких товаров (продукции) или средств в согласовании с законом.

В отдельных случаях, налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового долга, а также самостоятельно погашает сумму недоплаты и штраф в размере 10% суммы такой недоимки, штрафы, а также административные штрафы, которые в согласовании с законодательством налагаются на налогоплательщика (его должностных лиц) за соответствующие правонарушения, не применяются.[37]