Файл: Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В условиях перехода к рыночным отношениям проблемы развития налогового законодательства имеют существенное значение. Важное место при этом занимает закрепления принципов и оснований налогообложения. Это относится ко всем объектам и субъектам налогообложения, но наиболее перспективным выглядит усиления роли налогообложения имущества как физических, так и юридических лиц, в области которого анализ правовых принципов налогообложения имущества имеет особое значения.

Комплексная реформа системы налогообложения должна основываться на положениях Конституции РФ, существенных изменениях действующего налогового законодательства. Сегодня особое внимание со стороны политиков и ученых справедливо уделяется налогообложению имущества (принадлежащего юридическим и физическим лицам), которое применяется в России несколько неуверенно и объективно рассматривается как канал рост поступлений в доходную часть бюджетов и целевых фондов.

Налогообложение имущества субъектов налогообложения, которое представлено налогом на землю и налогом с владельцев транспортных средств, в ходе налоговой реформы 90-х годов не отличалось бюджетной направленностью. При этом эти налоги остаются важными каналами поступлений в бюджеты и целевые фонды, характеризуются определенной перспективностью. Но более потенциальные возможности усматриваются в использовании налогов, которых в России еще не получил должного уровня проработки. К ним относятся: налог на имущество юридических лиц; налог на недвижимое имущество физических лиц; налог на имущество, переходящее на основании наследования и дарения. Эти налоги отличаются актуальностью, возможностью роста поступлений в бюджеты и целевые фондов. Они имеют целый ряд положительных моментов, к которым относятся: сложность уменьшение объекта налогообложения, возможность стимулирования развития производства и решения финансовых проблем государства и органов местного самоуправления.

Состояние источников: до недавнего времени вопросы, затрагивающие анализа теоретических проблем правового регулирования налогов на имущество, оставались без должного внимания научных интересов ученых в Российской Федерации. Однако кризисные явления, нестабильность налоговых поступлений вернула актуальность этой проблематике. На «фронте» анализа налогообложения имущества субъектов в лице физических и юридических лиц отличились: М.Ю. Березина, А.В. Брызгалина, Р.Г. Горемыкина и др.


Целью исследования является комплексный анализ основных положений, определяют правовую природу имущественных налогов распространяющихся на физические и юридические лица.

Согласно указанной цели исследования автором были поставлены и решались следующие конкретные задачи:

- Рассмотрение содержания и структуры системы налоговых платежей на имущество организаций и физических (граждан) лиц;

- Раскрытие содержания налога, его юридических признаков, разграничение;

Объектом исследования являются общественные отношения налогового типа в области имущественного налогообложения физических лиц и организаций.

Предметом исследования являются теоретические и методологические проблемы взимания регулирования имущественных налогов.

Методологической основой является совокупность методов и приемов познания, среди которых следующие:

- диалектический метод, метод анализа и синтеза, метод научной абстракции и математического моделирования.

Значение результатов – достижение поставленных выше задач и цели курсового анализа.

1. Налог на имущество физических лиц (в теории и на практике)

1.1. Налог на имущество физических лиц с позиции теории налогообложения

М.В. Владыка утверждает, что низкий уровень поступлений по этому налогу обусловлен разными факторами:

во-первых, отсутствует полноценная база данных (реестр) объектов недвижимости и их собственников;

во-вторых, многие муниципалитеты, на которые возложена обязанность финансирования расходов по переоценке стоимости имущества, из-за нехватки средств не выполняют этой функции, что приводит к существенным расхождениям между оценочной и кадастровой стоимостью объектов;

в-третьих, недостаточно проработана методика определения налоговой базы.

Введение налога на недвижимость определено Правительством РФ как одно из направлений совершенствования налоговой политики. До 1 января 2015 г. налог на имущество физических лиц был единственным налогом, который оставался за рамками Налогового кодекса и взимался в соответствии с Законом от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Налоговой базой в данном налоге была инвентаризационная стоимость имущества, которая имела мало общего с реальной (рыночной) стоимостью недвижимости. Методика, по которой производилась оценка инвентаризационной стоимости, была разработана еще в советское время, такой подход давно устарел, и требовалось реформирование данного налога. С 1 января 2015 г. налог введен в Налоговый кодекс в виде гл. 32 "Налог на имущество физических лиц".[1]


В.В, Курочкин напоминает, что до 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц был единственным налогом в налоговой системе РФ, порядок исчисления и уплаты которого регулировался не НКРФ, а отдельным Федеральным законом от 09.12.1991 № 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц». С 1 января 2015 года правовая основа по налогу на имущество физических лиц заложена в главе 32 НКРФ. Итак, в настоящее время налог на имущество физических лиц устанавливается НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с главой 32 НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. После введения в действие он обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Что входит в систему данного налога:

машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс;

представительные органы муниципальных образований устанавливают налоговые ставки;

налог на имущество, право собственности, на которое возникло или прекратилось у физического лица в течение календарного года, рассчитывается с учетом коэффициента, определенного исходя из количества полных месяцев нахождения имущества в собственности;

налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательный орган государственной власти субъекта РФ принял решение об установлении единой даты начала применения на территории субъекта РФ нового порядка исчисления налога;

в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество устанавливается НРКФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.[2]

При установлении налога представительные органы муниципальных образований также могут устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НКРФ, основания и порядок их применения отдельными категориями налогоплательщиков. Следует отметить, что с 1 января 2015 года произошли существенные изменения, касающиеся порядка администрирования налога на имущество физических лиц.[3]

Т.А. Левочкина указывает, что в соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ налог на имущество физических лиц является закрепленным налогом и по нормативу 100 процентов поступает в местный бюджет. По данным, размещенным на официальном сайте ФНС России, можно судить, что в 2014 году имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 955,1 млрд. рублей. При этом в сравнении с 13 годом произошло увеличение объемов поступлений на 6,1 %.


Из них на долю налога на имущество физических лиц приходится 27,1 млрд. рублей. Следует отметить, что в 2014 году наблюдается тенденция роста налоговых поступлений по данному налогу в сравнении с периодом 2013 года. Рост составил 21,8 %. Рассмотрим подробнее, какую роль налог на имущество физических лиц играет в доходах консолидированного бюджета ЧР, и с какими проблемами сталкиваются налоговики при его администрировании.[4] Так, по данным Управления ФНС России по ЧР поступление налога на имущество физических лиц за 2014 год составило 18,7 млн. руб. с динамикой к поступлениям 2013 года 118,7 %, выполнение бюджетных назначений, предусмотренных на 2014 год, составило 103,9 процента. Количество объектов налогообложения по состоянию на 01.01.2015 года в базе данных налоговых органов составило 153013, владельцами которых являются физические лица. По сравнению с началом 2013 года рост составил 82,6 %, или на 69249 объектов (на 01.01.2013г. - 83764 объекта).

Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц по налоговым обязательствам 2013 года, по состоянию на 01.10.2014г., составила 48,7 млн. руб., с ростом к показателю аналогичного периода 2012 года 109,5 %. По состоянию на 01.01.2015 года налогоплательщикам — физическим лицам направлено 101027 уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц по обязательствам 2013 года, с динамикой к показателю аналогичного периода 2013 года 103,4 процента. Несмотря на положительные тенденции в администрировании данного налога, все еще существует ряд не решенных проблем, связанных с обеспечением полноты взимания данного налога.[5]

По мнению В.С. Тарасовой идея заменить единым налогом на недвижимость налог на имущество физических лиц и земельный налог разумна и вполне обоснована, ведь раздельное налогообложение земельного участка и находящегося на его территории объекта капитального строительства подразумевает существование различных информационных баз.

Обозначенные налоги являются местными, соответственно, уплачиваемые налогоплательщиками денежные средства поступают непосредственно в муниципальную казну, которая, по сути своей, должна расходоваться на строительство и ремонт дорог, благоустройство дворов и детских площадок, содержание школ, детских садов и поликлиник, поддержание общественной безопасности. Налог на недвижимость в развитых странах - основа пополнения местных бюджетов. У нас же доля имущественного налогообложения с горем пополам достигает 20%. Да и ситуация складывается далеко не самая приятная: например, рост, что называется, не по дням, а по часам оплаты ЖКХ при далеко не впечатляющем состоянии коммунального хозяйства; развитие образования через закрытие школ и вузов. Эффективного распоряжения средствами налогоплательщиков по большей части нет, следовательно, нет и нормального осуществления органами своих полномочий, в связи, с чем обманутый народ негодует, требуя открытости муниципальных бюджетов. С земельным налогом все более или менее прозрачно.


Разумнее было бы рассчитывать налог в зависимости от количества квадратных метров и с учетом типа жилья. Это позволило бы облагать по повышенной ставке владельцев роскошного жилья и не занимало бы много времени для создания сопутствующих условий (имею в виду различные подготовительные работы).[6]

Таким образом, идея о введении налога на недвижимость физических лиц состоятельна. Реформа под девизом: «снизить налоговое бремя, упростить налоговую систему, усилить справедливость, улучшить налоговое администрирование» нацелена на формирование максимально приближенного к действительности кадастра недвижимости и представления о недвижимости как о едином объекте. Введение налога на недвижимость позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Законодательная база на уровне государства может быть проработана и иметь значение уже сейчас, но каждый субъект Российской Федерации должен разработать свои документы, принять свойственные только ему решения по части ставок, льгот и вычетов.

Нововведение должно быть проработано максимально полно и четко, целиком и полностью соответствовать действительности, ожиданиям населения, то есть быть справедливым.

При налогообложении использовать прогрессивную шкалу со смешанными ставками, состоящую из большего количества интервалов. Эти меры в рамках предполагаемого реформирования налогообложения имущества физических лиц позволят не только увеличить уровень собираемости, но и повысить социальную справедливость налогового режима.

Нуждаются в корректировке перечень льгот и порядок их предоставления. Льготу в виде полного освобождения от уплаты налога, в том числе в отношении пенсионеров, инвалидов I и II групп целесообразно применять только при отсутствии в данном объекте других зарегистрированных лиц. При этом льготы по уплате налога следует предоставлять только в случае, если данное имущество не используется для получения дохода.[7]

1.2. Практика расчета налога на имущество ФЛ

Каждому гражданину РФ необходимо знать о том, что налог на имущество физических лиц является обязательным для всех, кто владеет недвижимостью, к которой относятся: дома, квартиры, дачи, хозяйственные и прочие строения. По данным Л.М. Семыкиной оплачивать этот налог обязаны все лица, которые не освобождены от него или же не имеют специальных льгот на выплату данного налога.[8]