Файл: Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ ..pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ
1.2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
2.2. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
3.1. Характеристика экономического потенциала в Приморском крае
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности на уровне Приморского края
ВЕДЕНИЕ
Для того чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. На основании принятых законов, осуществляется и государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:
- «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).
Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Государство не выполняет важнейшие функции, которые на него возлагаются, это можно проследить по обстановке в нашей стране, связанной с длительным экономическим кризисом, который характеризуется инфляцией, спадом производства, социальной напряженностью в, как раз в период перехода на рыночную экономику. Обусловлено всё это слабым, а порой и корректным вмешательством государства в происходящие экономические процессы.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
─ исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
─ изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
─ рассмотреть специфику инвестиционной деятельности в Приморском крае.
Объектом исследования в данной работе выступает законодательные акты в области инвестиционной деятельности, посредством которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования – формы, методы, через которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ
1.1. Понятие инвестиций
Инвестиции - это капитальные вложения, средства или издержки, которые используются для развития и расширения производства, тем самым принося выгоду, пользу или прибыль в конечном счете.
Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы.
Различают внутренние и заграничные инвестиции. Долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Такие работы приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а расхода, производимые при этом, не являются затратами отчетного периода по их содержанию; с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их части) основных средств; с приобретением земельных участков и объектов природопользования, активов нематериального характера. Инвестиции подразделяются на финансовые и реальные.
Для того, чтобы инвестиции приносили настоящий доход, а не ощутимые финансовые потери и убытки необходимо серьезно и тяжело потрудиться.
Только квалифицированный инвестор способен выгодно вкладывать деньги, предвидеть возможную прибыль и правильно расчитывать риски.
Не следует путать инвестирование и финансирование. Финансирование — выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли — тогда финансирование превращается в инвестирование. Если целью прибыль не является — это не инвестирование.
Существуют различные подходы к классификации инвестиций в зависимости от классификационного признака.
Под инвестициями или капиталовложениями в самом общем смысле понимается временный отказ экономического субъекта от потребления имеющихся у него в распоряжении ресурсов (капитала) и использование этих ресурсов для увеличения в будущем своего благосостояния.
Простейшим примером инвестиций оказывается расходование денежных средств на приобретение имущества, характеризующегося существенно меньшей ликвидностью - оборудования, недвижимого имущества, финансовых или иных внеоборотных активов.
Основными признаками инвестиционной деятельности, определяющими подходы к ее анализу, являются:
-Необратимость, связанная с временной потерей потребительской ценности капитала (например, ликвидности).
-Ожидание увеличения исходного уровня благосостояния.
-Неопределенность, связанная с отнесением результатов на относительно долгосрочную перспективу.
В зависимости от объектов вложения капитала выделяют реальные и финансовые инвестиции. Под реальными инвестициями понимают вложение капитала в создание активов, связанных с осуществлением операционной деятельности и решением социально экономических проблем хозяйствующего субъекта.
1.2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности
Инвестиционный процесс соединяет в себе субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
Они взаимодействуют между собой определенным образом, в результате такого взаимодействия появляется некий продукт, который потребляется обществом, принося субъектам выгоды, в виде прибыли или иных материальных благ.
Инвестиционная деятельность может протекать без создания продукта, в виде движения капитала, преобразованием одной формы капитала в другую. Результат такого преобразования приносит выгоду субъекту инвестиционного процесса, без потребления обществом результатов этого преобразования. В этом случае объекты и субъекты инвестирования замыкаются только друг на друга.
Субъектами инвестиционной деятельности являются:
- инвесторы, поставщики инвестиционных ресурсов;
- субъекты производственной и финансовой сферы деятельности в экономике страны;
- разнообразные посредники, способствующие инвестиционной деятельности.
Инвесторы - главные субъекты инвестиционной деятельности. Инвестором может быть любое физическое или юридическое лицо отечественного и иностранного происхождения и даже государство. Главный признак инвестора: наличие средств денежной или материальной формы, или возможность привлечь таковые, которые он готов предоставить потребителю инвестиций. Ожидания инвестора сосредотачиваются на доходах получаемых им от деятельности объекта инвестирования.
Субъекты инвестиций включают в себя потребителей инвестиций:
- предприятия и организации, использующие инвестиции для реализации проектов;
- субъекты финансовой сферы, такие как биржи, брокерские компании, банки и другие финансовые институты;
- соинвесторы различного происхождения, участвующие в финансировании инвестиционного проекта на уровне с инвестором;
- предприятия и организации, физически реализующие инвестиционные проекты;
- посреднические организации. способствующие быстрому продвижению товаров и услуг на объекты инвестиционной деятельности.
Все субъекты инвестирования объединены одной целью - реализацией инвестиционного проекта, поэтому часто в лице инвестора объединяются несколько типов субъектов инвестирования. Например, инвестор может быть одновременно заказчиком проекта, исполнителем и пользователем готового объекта инвестиций. Закон не запрещает такое объединение.
Объектами инвестиционной деятельности являются любые активы в которые инвестор готов вложить финансовые или материальные средства.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.
Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.
В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
В целом, государственное регулирование осуществляется:
• в соответствии с государственными инвестиционными программами;
• прямым управлением государственными инвестициями;
• введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
• предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
• проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
• контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
• антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
• экспертизой инвестиционных проектов.
Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.
Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты.
Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений, как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.
Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики [5].
К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.