Файл: Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке (рис.1).

Рисунок 1. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Рассмотрим поподробнее каждый блок.

Создание благоприятных экономических условий.

Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?

Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:

• предоставление налоговых льгот инвесторам;

• гибкая амортизационная политика;

• создание условий для использования свободных средств населения и организаций;

• возможность использования залоговых схем при кредитовании;

• стимулирование развития лизинговых схем;

• создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;

• возможность переоценки основных средств на темп инфляции;

• возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;

• эффективная система антимонопольного регулирования;

• создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.

Самое непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности.

В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:

• разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;

• государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;

• предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;

• выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;

• заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;

• возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;

Иные методы регулирования.


Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:

• организация экспертизы инвестиционных проектов;

• защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.

2.2. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 2).

Рисунок 2 - Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

- разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

- заключение договоров;

- принятие государственных инвестиционных программ;

- система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

2. К административным инструментам относят:

- регистрация;

- лицензирование;

- квотирование;

- применение системы санкций и ограничений;

- разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;


- введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

- согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

- управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

- прямая (финансами, гарантиями);

- косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

- стимулирующий характер механизма изъятия;

- инвестиционные и реинвестиционные скидки;

- продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

- государственные закупки;

- государственное потребление;

- защита инвестиций;

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

- доходные статьи бюджета;

- расходные статьи бюджета;

- специальные налоговые режимы;

- дифференциация налоговых ставок;

- освобождение от налогов;

- налоговые льготы;

- экспортные и импортные пошлины и сборы;

- дотации, субсидии, субвенции;

- амортизационная политика.

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

- регулирование эмиссии общей денежной массы;

- установление предельных ставок банковского ссудного процента;

- льготные займы;

- операции на рынке ценных бумаг;

- антиинфляционные меры;

- регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

- рефинансирование коммерческих банков;

- регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков [2].

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.


На сегодняшний день в свете низкой эффективности использования государственной собственности актуальна такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности, как передача государственного имущества в доверительное управление. За осуществление доверительного управления имуществом государственной собственности управляющий получает вознаграждение, размер и форма которого определяются договором.

К числу институциональных форм регулирования инвестиционной деятельности можно отнести создание и развитие системы инвестиционных институтов и поддержки существующих профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности закладывается благодаря росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения – негосударственных пенсионных, страховых компаний и инвестиционных фондов. Вместе с тем нарастает предложение свободных денежных ресурсов населения для вложения в жилищное строительство. В связи с этим интересной мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Актуальность этой меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования.

Широко используемой в развитых странах формой государственного регулирования инвестиционной деятельности является проектное ее финансирование, предполагающее совместное финансирование государством и иными инвесторами важнейших объектов экономики. Особенностью такой формы финансирования является возможность совмещения различных видов капитала: государственного, банковского, коммерческого, международного. При этом происходит рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.

Несмотря на разнообразие форм государственного регулирования инвестиций механизм их применения отработан слабо. Расширение же форм государственной поддержки и налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности и разработка механизмов более эффективного их применения будет способствовать росту инвестиционной активности.


3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

3.1. Характеристика экономического потенциала в Приморском крае

Началом экономики Приморского края выступают щедрые природные ресурсы и континентального, и океанического характера. Одно из первых мест в структуре отраслей народного хозяйства занимает промышленность. Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморья. Основными являются добыча рыбы и её переработка, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли.

Одна из давних отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах. Основными породами леса, пользующимися спросом, как в стране, так и за рубежом, являются хвойные, лиственница, береза, ясень. Из добываемой древесины в крае производят пиломатериалы, мебель, тару и другую продукцию. Центрами деревообрабатывающей промышленности края являются города Лесозаводск и Дальнереченск.

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. Сырьевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО «Дальполиметалл» (г. Дальнегорск), специализирующемся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО «Приморский ГОК» (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО «Лермонтовская горнорудная компания», занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО «Русская горнорудная компания» (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата. Горнохимическая промышленность – самая молодая в крае и представлена АО «Бор» (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. «Бор» выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой является южная часть Приморского края, самыми крупными считаются Павловское и Бикинское месторождения.