Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности транспортного налога
1.1. Сущность и элементы транспортного налога
1.2. Характеристика транспортного налога в зарубежных странах
2. Проблемы и направления реформирования транспортного налога в России
2.1. Проблемы транспортного налога в России
2.2. Перспективы и направления совершенствования транспортного налога в Российской Федерации
Введение
Проведение эффективной налоговой политики является одним из основных условий стабильного экономического роста субъектов России. Регионам необходимо стремиться к росту доходов бюджета для решения социально-экономических задач.
Социально-экономическое развитие регионов во многом определяется уровнем налоговых поступлений, которые в формировании доходной части региональных бюджетов составляют более 80%.При этом роль транспорта, отражающего деловую активность бизнеса и уровень имущественной обеспеченности физических лиц, рассматривается системообразующим самостоятельным фактором развития региональной экономики, генератором инвестиционного и инновационного спроса на товары и услуги.
Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений развития налоговой системы в нашей стране является развитие транспортного налога, который обязательно должен отвечать принципам разумности и целесообразности.
Цель нашего исследования – проанализировать состояние транспортного налога в Росси на современном этапе развития.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и элементы транспортного налога;
- проанализировать зарубежный опыт транспортного налога и возможности его использования в России;
- выявить проблемы в области транспортного налога;
- предложить направления развития и реформирования транспортного налога в современной российской действительности.
Объектом исследования является особенности расчета и уплаты транспортного налога.
Предметом – отношения, связанные с расчетом и уплатой транспортного налога в России.
Методологической основой написанию работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по транспортному налогу, периодические печатные издания, статистические материалы.
В качестве методов исследования использован системный, экономический, статистический анализ.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Особенности транспортного налога
1.1. Сущность и элементы транспортного налога
В региональных налоговых доходах транспортный налог выступает основным источником финансирования экономических и социальных программ, касающихся содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Однако дискуссии о транспортном налоге на всех уровнях продолжаются на протяжении достаточно длительного периода, что свидетельствует о его несомненном финансовом и социальном значении.
Эксперты подчеркивают, что собираемость данного налога в субъектах России не превышает 40–50%, а расходы по его сбору и администрированию, по некоторым оценкам, превышают в два, а то и в три раза размеры поступлений в бюджет [32, с. 272].
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Значение региональных налогов в налоговой системе определяется, в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов, а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу – финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством). Таким образом, важнейшим признаком транспортного налога является его «особая возмездность», выражающаяся в том, что собранные фискальные платежи должны использоваться строго по целевому назначению. Поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, то аккумулируемые платежи должны быть направлены на решение следующих задач:
- повышение качества дорожного покрытия;
- охрану окружающей среды. [4, с. 150].
Транспортный налог – это налоговые сборы, которые отчисляют владельцы автомобильного транспорта, а также владельцы водного транспорта и авиационного. Данное название появилось с 2003 года [20, c. 116].
Предшественником данного налога является дорожный налог. Он назывался так, потому что цель сборов была – поддерживать дороги в хорошем состоянии. То есть они предназначались для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. С 2003 года, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с этого налога и на другие цели, его переименовали в транспортный.
Каким образом происходит расчет налога и как он оплачивается - регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.
В схему уплаты налога входит несколько пунктов:
1) ГИБДД передает информацию об автомобиле и его хозяине в налоговую;
2) налоговая инспекция производит расчет необходимой к оплате суммы;
3) автовладельцу отправляется через почту России налоговое уведомление;
4) владелец транспорта производит погашение налога. Главное условие – оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Вопросы, связанные с транспортным налогом, широко обсуждаются не только в экономической литературе, но и не оставляют равнодушными владельцев транспортных средств. В отношении транспортного налога неоднократно принимались ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство Российской Федерации.
На сегодняшний день плательщиками налога являются как и физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы транспортных средств, за которыми в установленном порядке они зарегистрированы, будь то автомобиль, самолет или баржа, а так мало кто из организаций или физических лиц в настоящее время обходится без транспорта, то данный налог коснулся почти всех. Вопросы установления размера ставок транспортного налога, определения его налогоплательщика, величины базы налогообложения, установления льгот, оптимизации данного налога и многие другие вопросы, связанные с начислением и уплатой транспортного налога, обсуждаются постоянно с неослабевающим интересом [9, c. 636].
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, указанные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса [1].
Рассмотрим принципы и механизмы действующего транспортного налога. В России он зависит только от мощности транспортного средства, то есть, чем больше мощность двигателя – тем больше налог.
Транспортный налог является одним из источников пополнения регионального бюджета и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.
На сегодняшний день налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В 99% случаев объектом налогообложения транспортным налогом в части физических лиц признаются автомобили. В отношении этой категории транспортных средств налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Шкала ставок по налогу является прогрессивной и установлена в зависимости от категории и мощности транспортного средства. Конкретная налоговая ставка устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации на основе базовой, определенной налоговым кодексом, и может отклоняться от последней не более чем в десять раз. Региональным законодательным органам также предоставлено право устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания их использования, но в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации. Давая общую характеристику транспортного налога, следует отметить, что он является прямым, так как взимается с имущества, которым выступают зарегистрированные транспортные средства.
Основная доля налога (80%) обеспечивается физическими лицами, у которых в собственности находится 92% транспортных средств. Однако собираемость налоговых обязательств у граждан составляет не более 83% от начисленных сумм, а у юридических лиц превышает план – 101% [33, c. 5].
Широта охвата сферы транспортного налога определяется достаточно значительным перечнем автомобильных, водных и воздушных транспортных средств. При этом для транспортного бизнеса предусмотрены преференции путем исключения из объекта налогообложения:
– в целом транспортные средства железнодорожного транспорта;
– для водного транспорта – морские и речные суда, осуществляющие промысел, пассажирские и грузовые перевозки, или зарегистрированные в Российском международном реестре судов (далее – РМРС), а также морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;
– для воздушного транспорта – суда, выполняющие перевозки грузов или пассажиров.
Другие изъятия связаны с социальной или государственной направленностью использования транспорта и являются определенной экономией на налогах расходов региональных бюджетов: предоставленные социальными органами легковые автомобили для инвалидов; транспортные средства федеральных органов исполнительной власти для военной и приравненной к ней службы; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Для целей регионального развития послабления имеют и сельхозпроизводители, которым законодательно позволено не учитывать в налоговой базе тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, используемые для сельскохозяйственных работ или производства сельскохозяйственной продукции.
А вот для физических лиц, на которые зарегистрированы транспортные средства, на федеральном уровне предусмотрена только одна в определенном смысле льгота – на весельные и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.транспортный налог не распространяется. Все остальные средства транспорта: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные суда и другие автомобильные, водные и воздушные транспортные средства – подлежат налогообложению.
Таким образом, основной пресс налоговой нагрузки ложится на граждан. Предпринимательское сообщество уплачивает транспортный налог только в случае использования транспорта не по прямому назначению, а при сдаче его в аренду налог должен начисляться, что не совсем логично с точки зрения экономической целесообразности стимулирования роста транспортных услуг. Действующая фискальная позиция государства при аренде транспортных средств не способствует снижению применяемых тарифов и, как следствие, росту предпринимательской активности в транспортной отрасли [28, c. 158].
С государственных позиций важно заинтересовать бизнес и физических лиц в развитии транспорта, предоставить сопоставимые налоговые условия для транспортных собственников, осуществляющих перевозки как самостоятельно, так и при сдаче этого движимого имущества в аренду.
Методическими рекомендациями по применению главы 28 «Транспортный налог» в составе водных средств, для которых налоговая база определяется как единица транспортного средства, однозначно определены, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения. Но методические рекомендации, не будем забывать, не имеют законодательной силы. Кроме того, такой перечень не может быть жестко закрытым, поскольку жизнь не стоит на месте, создаются новые и совершенствуются имеющиеся технические водные средства. Поэтому необходимо внести уточнения в формулировки налогового кодекса и повысить нормативный статус методических рекомендаций при исчислении транспортного налога.