Файл: Транспортный налог, его особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- во-первых, это упрощение схемы налогообложения, связанной с исчислением и уплатой налога, подачей декларации юридическими лицами;

- во-вторых, это перераспределение налоговой нагрузки, заключающейся во времени использования автомобиля – меньше ездишь – меньше платишь, и чем экологичнее автомобиль, тем больше экономия топлива;

- в-третьих, значительно увеличится собираемость налога, включенного в стоимость акцизного топлива.

Перечисленные выше недостатки приводят к тому, чо собираемость транспортного налога в России ежегодно снижается.

В настоящее время оптимальная система налогообложения транспортных средств должна складываться из двух составляющих, т.е. налоги на топливо, зависящие от пробега автотранспорта по дорожной сети и отражающие интенсивность ее использования, следует комбинировать с налогом на владение транспортным средством, не отражающим частоту и продолжительность поездок по дорожной сети. Сочетание двух налогов позволит компенсировать затраты на содержание, развитие и управление дорожной сетью.

В рамках дальнейшего анализа проведем оценку проблем и перспектив совершенствования транспортного налога.

2. Проблемы и направления реформирования транспортного налога в России

2.1. Проблемы транспортного налога в России

Одним из основополагающих инструментов реализации экономической политики на протяжении истории существования государства всегда были и продолжают оставаться налоги. В современных условиях экономики Российской Федерации значение региональных и местных налогов и сборов объективно возрастает, потому, как они в значительной мере формируют финансовую базу субъектов страны, а величины объемов налоговых поступлений напрямую связаны с решением ключевых социально-экономических проблем населения. В структуру региональных и местных налогов входит транспортный налог, который является относительно новым для налогообложения.

Транспортный налог сегодня является объектом постоянных нововведений, пересмотров и изменений. В первую очередь это связанно с постоянно растущим количеством транспортных средств в стране, что прямым образом пагубно сказывается на качестве дорог. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, год от года который не только не понижается, но еще и растет. От чего в бюджете налоговые поступления также растут.


С одной стороны рост поступлений в бюджет не должен огорчать, ведь деньги, полученные от уплаты транспортного налога пойдут на благое дело – ремонт дорог, реконструкцию и строительство, но глядя на качество выполнения всего вышеперечисленного, платить его хочется не сильно. И так, разбираясь в данном вопросе, надо начать с определения самого транспортного налога.

Транспортный налог – это стабильный и ежегодно увеличивающийся источник пополнения регионального бюджета. В настоящее время его значимость в пополнении доходной части регионального бюджета незначительна. Доля транспортного налога в бюджете субъектов РФ не превышает 3% [28, c. 158].

По прошествии двенадцати лет, с момента введения транспортного налога (2003 г.), можно выделить следующие актуальные проблемы налогообложения транспортных средств.

Во-первых, это низкая собираемость транспортного налога в Российской Федерации, что связано с непоступлением денежных средств в государственный бюджет вследствие предоставления налоговых преференций, нехватки достоверной информации о собственниках транспортных средств, а так же с уклонением от уплаты транспортного налога.

Во-вторых, существующие ставки транспортного налога не отражают различный уровень воздействия легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов и других видов транспорта на дорожную сеть страны.

В-третьих, нынешние ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей, автобусов на окружающую среду.

В-четвертых, повышение ставок транспортного налога, существенно превышающее величину ставок налогов на транспорт большинства европейских стран, приводит к снижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении транснациональных автоперевозок. Субъекты Российской Федерации имеют право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в 10 раз [31, c. 135].

В-пятых, поступления от транспортного налога не покрывают расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии с уровнем воздействия автотранспортных средств на нее.

Нынешний способ взимания транспортного налога приводит к территориальному, экономическому и социальному различию налогоплательщиков, не отвечает требованиям стимулирования экономического и инновационного прогресса, не способствует повышению экологической безопасности общества. Для решения данных проблем в научных кругах предлагаются несколько вариантов.


Проблемы администрирования транспортного налога в основном связаны с общим несовершенством законодательной базы, неточностями в формулировках, которые дают возможность избегать уплаты налога, и приводят к спорам, разрешаемым в судебном порядке. К основным проблемам в области налогового контроля над обеспечением поступлений начисленных сумм транспортного налога в региональный бюджет можно выделить следующее:

- трудности в определении категории и видов транспортных средств, состоящих на учете;

- несовершенство базы данных поставленных и состоящих на учете транспортных средств и их владельцах;

- трудности в доставке налоговых уведомлений и требований на уплату налога;

- проблематичность взыскания налогов и пеней по транспортному налогу [21, c. 46].

Одной из приоритетных задач для законодателей должно стать упрощение администрирования транспортного налога. Необходимо принятие законов, которые бы легко администрировались со стороны налоговой службы. Часто новые законодательные акты серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и налоговым органам

Согласно ч. 2 ст. 361 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) [2], субъекты РФ могут самостоятельно изменять налоговую ставку транспортного налога, установленную в НК РФ, путем ее увеличение или уменьшения в десять раз. Однако на территории РФ практически все субъекты повышают налоговую ставку, и практически всегда в десять раз, что в условиях кризиса оказывает свое негативное влияние на поступления в бюджет, а тот факт, что транспортный налог не является целевым заставляет владельцев транспортных средств задуматься о его эффективности.

Таким образом, основные проблемы роли транспортного налога в пополнении регионального бюджета кроятся в следующем:

1) главная проблема - отсутствие целевого назначения транспортного налога;

2) высокие налоговые ставки транспортного налога;

3) нежелание региональных властей отчитываться по поводу направлений расходов транспортного налога, т. е. на какие нужды были потрачены данные денежные средства [27, c. 253].

Полагаем обоснованным предложить следующие пути решения вышеназванных проблем:

1) Для того, чтобы физические лица и организации были заинтересованы в уплате транспортного налога и, соответственно, пополнении бюджета - необходимо сделать его целевым. В БК РФ уже имеется статья 179.4 регулирующая использование части бюджетных средств на нужды дорожного фонда, аналогичные статьи должны иметь и законы о бюджете субъектов РФ. В них должно быть прописано, что все денежные средства, поступившие в качестве транспортного налога, должны быть направлены на нужды дорожного фонда. Такое положение позволит налогоплательщикам наглядно увидеть, в каждом конкретном регионе, на что и как были потрачены их денежные средства.


2) Что касается высоких налоговых ставок, то здесь законодателю необходимо ограничить возможность повышения налоговой ставки не в десять, а в 5 раз, так как в условиях кризиса не все граждане и организации способны выплатить такие внушительные суммы, особенно организации занимающиеся грузоперевозками. Это помогло бы как и развитию предпринимательства, так пополняемости региональных бюджетов, ведь достаточно большое количество граждан не платят транспортный налог, находя пробелы в законодательстве и успешно их используя.

3) Региональные власти должны отчитываться перед своими налогоплательщиками в каких направлениях и на какие цели были потрачены их денежные средства. Такое положение необходимо закрепить на законодательном уровне, обеспечив полную прозрачность деятельности региональных властей и расходов региона.

Таким образом, исследование существующей проблемы выявило два пути решения: первый, совершенствовать существующий транспортный налог, либо заменить его на иные виды платежей. Представляется, что замена транспортного налога на другой вид платежа повлечет за собой значительные издержки бюджета, но не освободит его от многих недочетов. Поэтому необходимо последующее совершенствование существующего транспортного налога.

2.2. Перспективы и направления совершенствования транспортного налога в Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации имеет большое количество налогов на различных уровнях. Со временем все эти налоги подвергаются существенным изменениям, как по составу, так и по содержанию. Налоги субъектов РФ являются важным составляющим элементом бюджета страны. Транспортный налог является значительным региональным налогом, который взимается уже с 2003 года. Этот налог заменил ранее поступавшие до-ходы от уплаты налогов с налога на имущество физических лиц, где транспортные средства были объектом обложения, и от налогов на пользование автодорог, которые отменили. Транспортный налог является одним из новых налогов, который платят и физические и юридические лица за свои транспортные средства.

В настоящее время существует ряд значительных проблем, которые нужно решить за счет транспортного налога: плохие автодороги, крупные заторы в городах и загрязнение окружающей среды.


В течение 2015 года велись бурные обсуждения об отмене транспортного налога в России в начале 2016 года. Высказывались мысли о нецелесообразности данного налога и необходимости поиска для него альтернативы [4, c. 155]. В 2015 году несколько законодателей публично выразили свое мнение об отмене такого регионального налога, как транспортный, и о необходимости создания вместо него общей системы обязательных платежей, разделенной по совокупности использования автовладельцем его транспортного средства. Предполагалось, что фиксированный обязательный платеж, взимаемых с граждан, отменят, и взамен его владельцы транспортных средств будут уплачивать акцизы на топливо, которое они используют при движении своего автомобиля. Следовательно, предполагалось, что, наконец-таки, настанет справедливость, ведь теперь собственник транспортного средства будет платить ровно столько, сколько он тратит на бензин. То есть представленный транспортный налог будет включен в стоимость топлива.

Но на сегодняшний день увеличились лишь общие ставки транспортного налога по регионам, и, как и ранее, самая высокая ставка утверждена в Санкт-Петербурге, а самая низкая – в Чеченской республике.

Сама мысль об отмене транспортного налога далеко не новая, ее постоянно рассматривают представители законодательной власти. Хотя существует и противники представленной отмены – это, прежде всего, работники дорожных служб, которые считают, что данная отмена может уменьшить финансирование строительства и обеспечение дорожного покрытия регионов, что нанесет материальный ущерб на общее состояние транспортной сети. Общая сумма сборов не соотносится напрямую с развитием экологии и не отображается на инфраструктуре. Здесь все зависит от средств самих регионов и их правильном распределении. Развитие транспортной инфраструктуры предполагает огромные долгосрочные вложения, поэтому основой является федеральный бюджет и его распределение. На нынешнюю систему налогообложения возложена задача нивелирования негативных процессов перераспределения общественных доходов в экономике рынка непосредственно через распределительную и социальную функции. Ведь именно социальная функция налогов создает перераспределение общегосударственных доходов между общими слоя-ми населения страны в целом. Но в настоящее время это очень слабо проявляется в реальной жизни [8, c. 38].

Действующую на данный момент систему взимания транс-портного налога с физических и юридических лиц сложно назвать справедливой. В ближайшее время менять ставки транс-портного налога в субъектах Российской Федерации нецелесообразно. Поэтому власти нашей страны думают сосредоточиться на отмене транспортного налога, непосредственно связанного с вновь введенной и уже действующей новой системой по оплате за тонны грузовиков. Эта система была введена в ноябре 2015 года и вызвала всеобщий ажиотаж, массу споров и митингов с протестами среди дальнобойщиков. Это касается дальнобойщиков, чьи грузовые машины превышают максимально разрешенную массу в двенадцать тонн. Когда власти ввели в действие такую систему в нашей стране, они хотели повысить количество сборов на ремонтные работы дорожного полотна. Ведь именно большегрузные автомобили наносят большой ущерб и разрушают дорожное полотно. Введение такой новой системы в дальнейшем и предполагало отмену транспортного налога для собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше двенадцати тонн, с которых уже и так снимается плата за приносящий вред дорожному покрытию по такой системе, размер которой значительно превышает размер транспортного налога большегрузных автомобилей. Но, таким образом, региональные бюджеты теряют свой доход. Дальнобойщики продолжают протестовать и просить отменить им транспортный налог и по сей день. В связи с этим президент страны Владимир Владимирович Путин поручил правительству разработать и предоставить положения об отмене транс-портного налога именно для владельцев транспортных средств, чья разрешенная максимальная масса более двенадцати тонн, которые и так уже вносят установленную плату по новой системе [15, c. 103].