Файл: Налоговый учет индивидуальных предпринимателей (системы налогообложение индивидуальных предпринимателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты налогового учета индивидуальных предпринимателей

1.1. Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности

1.2. Отдельные аспекты правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя

1.3. Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей

1.4. Нормативно-законодательное регулирование налогообложения индивидуальных предпринимателей

1.5. Порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателем при различных системах налогообложения

Выводы по первой главе

2. Налогообложение индивидуального предпринимателя Алексеева И.С.

2.1. ИП Алексеев И.С. как налоговый агент

2.2. Действующая система налогообложения ИП Алексеев И.С.

2.3. Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

2.4. Порядок исчисления и уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и прочих налогов

Выводы по второй главе

3. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей

3.1. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей

3.2. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предпринимательская деятельность, осуществляемая зарегистрированными в установленном порядке гражданами (ИП), является одним из наиболее простых и распространенных видов предпринима­тельства.

Индивидуальное предпринимательство имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых можно назвать гибкость, мобильность, простота организации, в силу чего во многих странах с развитой эко­номикой индивидуальные предприниматели занимают значительную долю среди остальных организационно-правовых форм предприни­мательства.

В современных правовых условиях вопрос о предпринима­тельской деятельности с участием граждан, имеющих статус инди­видуальных предпринимателей, стоит достаточно остро, а особо остро стоит вопрос об налогообложении ИП.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Одним из важнейших налогов является налог на деятельность индивидуальных предпринимателей, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах на деятельность ИП дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов на деятельность ИП. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой.

Актуальность курсовой работы. Социально-экономические преобразования, проводимые сегодня в России, предопределяют необходимость формирования эффективной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей как одного из важных условий улучшения экономической ситуации в стране. Налоговая политика государства на современном этапе в основном направлена на налогообложение результатов деятельности юридических и физических лиц. Однако оценка результатов может производиться с различной степенью достоверности, а сами результаты могут не фиксироваться или скрываться от налогообложения. Такое положение приводит к сокрытию налогов. Попытки разрешить проблему за счет усиления фискальной функции налогов успеха не имели.


Цель работы - анализ налогового учета индивидуального предпринимателя.

В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;

2. Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей;

3. Рассмотреть системы налогообложения индивидуальных предпринимателей;

4. Проанализировать налогообложение ИП Алексеева И.С.;

5. Изучить меры по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования – ИП Алексеев И.С.

1. Теоретические аспекты налогового учета индивидуальных предпринимателей

1.1. Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности

В нашей стране начать заниматься предпринимательской деятельностью на закон­ных основаниях не сложно. Достаточно зарегистрировать ИП, предварительно собрав необходимые документы и изучив нужную информацию. Однако индивидуальным пред­принимателям необходимо помнить, что у них есть не только право заниматься получе­нием прибыли, но и соответствующие обязанности, за невыполнение которых наклады­ваются санкции и штрафы. В сегодняшней статье мы расскажем, кто такие ИП, чем они занимаются, и какие обязанности у них есть.

Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, которое ведет самосто­ятельную предпринимательскую деятельность с целью получения систематической при­были без образования юридического лица, и прошедший установленную законом проце­дуру государственной регистрации.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по своим обязатель­ствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответствии с законами Российской Федерации.


Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:

  • правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязан­ности);
  • дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осу­ществлять гражданские права);
  • иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или пре­имущественно) [1].

В нашей стране миллионы людей занимаются своим бизнесом без регистрации ИП. В принципе, ничего в этом страшного нет, если вы не занимаетесь запрещенной деятель­ностью, и ваш «домашний» бизнес не требует аренды помещений, заключения договоров с поставщиками. Чаще всего примером служат услуги, предоставляемые обученными са­мостоятельно мастерами, такие как: бухгалтерия, копирайт, маникюр и прически, мас­саж, сдача в аренду квартир, такси на собственном автомобиле, ремонт квартир, машин, компьютеров и другие. Конечно, в данном случае вы не платите налоги и не занимаетесь бумажной волокитой.

Плюсы открыть ИП в том что:

  • во-первых, зарегистрировав ИП на законных основаниях можно со спокойной совестью вести предпринимательскую деятельность и упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса, спектр возможной осуществляемой деятельности намного шире;
  • во-вторых, свободное использование собственной выручки и не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;
  • в-третьих, упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности и упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.);
  • в-четвертых, заработанные деньги возможно свободно тратить без дополни­тельного налогообложения и индивидуальный предприниматель, имеет фактическую возможность не вести учет полученного дохода;
  • в-пятых, идет пенсионный стаж, так как вы платите в пенсионный фонд и можно получить кредит на малый бизнес на более выгодных условиях, нежели физи­ческое лицо.

Также есть и минусы открыть ИП, в случае банкротства и образования долгов ИП отвечает всем своим имуществом, то есть суд забирает все, что можно забрать по закону и ИП не может зарегистрировать бизнес совместно с кем-то, он является единственным владельцем бизнеса, не подходит для совместного ведения бизнеса, требуется постоян­ное личное участие, так как нельзя назначить «директора», во-вторых, бизнесмен опла­чивает взносы в Пенсионный фонд, независимо от уровня его дохода и активности, в-третьих, недоверие со стороны крупных фирм и сложности в заключении договоров.


Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижепе­речисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

  1. общеустановленный порядок;
  2. специальный налоговый режим на основе патента;
  3. специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации[2].

При применении патентной системы налогообложения индивидуальные предпри­ниматели вправе не вести бухгалтерский учет, а также могут не применять ККТ (кон­трольно-кассовая техника) при осуществлении наличных денежных расчетов или расче­тов с использованием платежных карт. Расчет суммы налога, подлежащего уплате, про­изводится налоговым органом непосредственно в патенте и, соответственно, является понятным для налогоплательщика. Таким образом, налицо преимущества применения патентной системы налогообложения в ее простоте, прозрачности, возможности приме­нения по многим видам предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, работающий сам, без привлечения работников, может оформить ИП со специальным налоговым режимом по патенту, если его доход в год не превышает в 30 раз показатель минимальной заработной платы. Стоимость патента определяется в размере 2% от дохода. Она уплачивается в виде индивидуального подоход­ного налога (половина стоимости патента) и социального налога (половина стоимости па­тента минус социальные отчисления). В случае, если социальные отчисления больше, чем социальный налог, социальный налог считается равным нулю. Патент выдается с любой даты, на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года. Это озна­чает, что патент на год можно получить только с начала года.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса для индивидуальных предпринимателей предельная среднеспи­сочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять чело­век, включая самого индивидуального предпринимателя.

В России был введен упрощенный порядок ликвидации для некоторых катего­рий ИП. Вопрос нововведения по упрощенному прекращению деятельности индивиду­альных предпринимателей давно является актуальным, что привело к балансу. Сегодня можно открыть ИП в течение двух-трех часов, не выходя из дома через портал электрон­ного правительства. Однако для обратной процедуры, а именно полной ликвидации ИП, требовалось проведение всех необходимых проверок. Было исключено требование по проведению камерального контроля, осуществляемого налоговыми органами до сня­тия с регистрационного учета. Теперь закрыть регистрацию ИП стало быстрее, что эко­номит времени бизнес-сообщества, что скажется положительно на дина­мике регистрации индивидуальных предпринимателей, так как предприниматель не бу­дет опасаться будущих бюрократических барьеров с закрытием в случае желания пре­кратить свою предпринимательскую деятельность.


1.2. Отдельные аспекты правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя

Одним из ключевых моментов хозяйственного механизма, является предпринимательская деятельность, а предприниматель, в свою очередь, является одной из важнейших фигур в социально-экономической сфере жизни общества. Они играют очень важную роль в экономике государства, а именно: оказывают потребителям различные услуги, производят и продают особые виды товаров, обеспечивают самозанятость населения. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» Предприниматели отличаются большей гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям, тем самым создавая функциональную экономическую основу.

В настоящее время в России уровень развития малого и среднего предпринимательства не соответствует потребностям государственной политики в сфере экономики. Так, еще не создана высококонкурентная институциональная среда, стимулирующая предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, не достигнуто снижение предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности и повышение предсказуемости экономической политики государства. Однако Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год предусматривает поддержку образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса, повышение договороспособности компаний и транспарентность ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества, обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

На сегодняшний день, в России низкой остается доля участия малых предприятий в ВВП. «Всего в России действует около 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих занятость 25% населения и создающих не более 20% ВВП страны» - об этом заявила директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова[3].