Файл: Налоговый учет индивидуальных предпринимателей (системы налогообложение индивидуальных предпринимателей).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогового учета индивидуальных предпринимателей
1.1. Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности
1.2. Отдельные аспекты правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя
1.3. Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей
1.4. Нормативно-законодательное регулирование налогообложения индивидуальных предпринимателей
2. Налогообложение индивидуального предпринимателя Алексеева И.С.
2.1. ИП Алексеев И.С. как налоговый агент
2.2. Действующая система налогообложения ИП Алексеев И.С.
2.3. Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
3. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей
3.1. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей
3.2. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей
Таблица 2. Выписка из Книги доходов и расходов ИП Алексеева И.С.
2. Сумма единого налога равна 681118,00*6%= 40867,08
3. Сумма начисленных страховых взносов за 1 квартал 2012 года составила 21157,24.
4. ИП Ефимовым за данным период выплаты по временной нетрудоспособности не производились.
5. Поскольку сумма страховых взносов в Пенсионный фонд за 1 квартал 2012 составила более 50% от суммы единого налога (40867,08*50%=20433,54), то к вычету принимаем не фактически начисленные 21157,24, а только предельно возможную сумму – 20433,54)
Тогда сумм налога, подлежащая уплате в бюджет:
40867,08-20433,54=20433,54
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому вследствие применения упрощенной системы налогообложения заполняется в соответствии с гл.26.2 НК РФ, за налоговый период. Декларация представляется по итогам налогового периода не позднее 31 марта, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.
2.4. Порядок исчисления и уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и прочих налогов
Индивидуальные предприниматели согласно статье 6 Закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №167-ФЗ) признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию:
- как лица, производящие выплаты физическим лицам;
- непосредственно как индивидуальные предприниматели.
Так как ИП Алексеев И.С. одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов, в соответствии с п.1 ст.6 Закона №167-ФЗ, производятся им по каждому основанию отдельно.
Нормами статьи 346.11 НК РФ для индивидуальных предпринимателей нормами сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Законом №167-ФЗ.
ИП Алексеев И.С. согласно пункту 1 статьи 28 Закона №167-ФЗ уплачивает суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Он является страхователем по обязательному пенсионному страхованию с момента государственной регистрации и до аннулирования государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. И даже если он какое-то время не получал доходов, все равно обязан уплачивать фиксированный взнос. Его можно уплачивать как частями - по итогам каждого месяца, так и единовременно - в конце года.
Так как ИП Алексеев И.С. находится на упрощенном режиме налогообложения с объектом налогообложения - доходы, то взносы на обязательное пенсионное страхование согласно п.3 ст.346.21 НК РФ вычитаются из суммы начисленного налога и могут уменьшить ее не более чем на 50%.
За 1 квартал 2012 года ИП Алексеев И.С. получил доход в размере 681118,00. Сумма единого налога составила 681118,00*6%= 40867,08
Размер фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ в 2012 году составил 7274,40 в соответствии с Постановлением Правительства России от 27 октября 2008 года № 799. Размер ежемесячного фиксированного платежа определяется делением стоимости года на 12 месяцев. В 2012 году ежемесячный фиксированный платеж составил 606 руб. 20 коп. в месяц, из них 404 руб. 13 коп. - на страховую часть трудовой пенсии, 202 руб. 07 коп. - на накопительную часть пенсии.
За период с января по март 2012 года индивидуальный предприниматель уплатил за себя фиксированный платеж в размере 1818,60 (за каждый месяц по 606,20). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников за указанный период были уплачены в размере 19338,64. Общая величина уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 19338,64+1818,60=21157,24. Эта сумма больше 50% от суммы единого налога (40867,08*50%=20433,54). Тогда к вычету принимаем не фактически начисленные 21157,24, а только предельно возможную сумму – 20433,54.
Так как ИП Алексеев И.С. выступает работодателем, то он ежемесячно перечисляет авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала календарного года, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, перечисленных за отчетный период.
Сумма страховых взносов в ПФ РФ исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждой части страхового взноса, страховой и накопительной, и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов. Уплата страховых взносов (перечисление авансовых платежей по страховым взносам) в ПФ РФ осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов.
Ежемесячно согласно п.2 ст.24 Закона №167-ФЗ производятся отчисления суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Тариф страхового взноса представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (табл.3).
Налоговая база нарастающим итогом |
Федеральный бюджет |
Фонды ОМС |
Итого |
|
ФФОМС |
ТФОМС |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
До 280000 рублей |
7,3 % |
0,8 % |
1,9 % |
10,0 % |
От 280001 рубля до 600000 рублей |
20440 + 2,7 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
2240 + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
5320 + 0,4 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
28000 + 3,6 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
Свыше 600000 рублей |
29080 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей |
3840 рублей |
6600 рублей |
39520 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей |
Таблица 3
Отметим, что ИП Алексеев И.С. в качестве страхователя вправе вступить в добровольном порядке в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФ РФ в части, превышающей размер установленного фиксированного платежа.
Страховые взносы в ПФ РФ, превышающие фиксированный платеж, на основании пункта 3 статьи 29 Закона №167-ФЗ будут считаться страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Также ИП Алексеев И.С. уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Этот страховой взнос рассчитывается как соответствующая доля процентной ставке от начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях от суммы вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Уплата страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ежемесячно на счет территориального отделения Фонда социального страхования.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ИП Алексеев И.С. ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет в территориальное отделение Фонда социального страхования расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ).
Выводы по второй главе
ИП Алексеев И.С. является налоговым агентом, на которого в соответствии со ст. 24 НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Он использует упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы на основании Уведомления налоговой инспекции о возможности применения упрощенной системы налогообложения №695 от 17.11.2007 года
Налоговой базой у ИП Алексеев И.С. признается денежное выражение полученных им доходов. При расчете индивидуальным предпринимателем налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Предприниматель ежемесячно перечисляет авансовые платежи, также регулярно уплачивает суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, ежеквартально - на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей
3.1. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей
Налогообложение индивидуальных предпринимателей в РФ - вопрос, актуальность которого сложно переоценить. Руководством нашей страны, в том числе и Президентом России, на протяжении нескольких лет ставится вопрос о необходимости оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей и снижения налогового бремени. Однако не всегда, к сожалению, реальный процесс совпадает с практикой воплощения существующих «дорожных карт» - есть множество проблем и препятствий, требующих комплексного решения.
Президент РФ неоднократно подчеркивал приоритет государства по защите бизнеса, и в первую очередь малого бизнеса. Эти слова были произнесены В.В. Путиным еще в 2005 г., например, в Послании РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. Еще тогда говорилось о том, что частная собственность - это «основа основ ведения бизнеса», о важности ясности и стабильности правил в сфере ведения бизнеса[16].
Здесь мы не можем не заметить, что для индивидуальных предпринимателей именно стабильность, прозрачность, адекватность системы налогообложения (в части соотношения их дохода и величины уплачиваемого налога) - это наверное второй по важности вопрос после проблемы защиты их частной собственности, которая выступает в качестве основы бизнеса. По сути ведь такая собственность - это личное имущество индивидуального предпринимателя, «пущенное в оборот»; если так можно выразиться, образно говоря, «оторванное от себя» - для того, чтобы обеспечить деятельность своих предприятий. Неизбежен вопрос о поиске оптимального соотношения налоговой базы по налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями, и ставок этих налогов.
В публикации, посвященной проблеме соблюдения прав малого бизнеса, и в частности, индивидуальных предпринимателей, мы отмечали, в частности, что «сегодня отчетность индивидуальных предпринимателей становится все более сложной и запутанной, несмотря на усилия государства по решению этой проблемы. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса предприниматель сталкивается с требованием ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Требования, предъявляемые к соответствующим бухгалтерским и отчетным документам, как правило, довольно высоки, несмотря на тот факт, что например, индивидуальный предприниматель может и не иметь специальных знаний в сфере бухгалтерского и налогового учета. В связи с этим субъекты малого бизнеса, и даже индивидуальные предприниматели, вынуждены обращаться в специализированные консалтинговые организации для того, чтобы освободить себя от необходимости изучать значительный массив нормативных правовых актов по этому вопросу»[17].
К числу проблем, связанных с налогообложением индивидуальных предпринимателей, можно отнести следующие:
- сложная система налоговой отчетности (несмотря на ряд попыток по ее систематизации и упрощению со стороны профильных органов государственной власти);