Файл: Налоговый учет индивидуальных предпринимателей (системы налогообложение индивидуальных предпринимателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты налогового учета индивидуальных предпринимателей

1.1. Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности

1.2. Отдельные аспекты правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя

1.3. Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей

1.4. Нормативно-законодательное регулирование налогообложения индивидуальных предпринимателей

1.5. Порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателем при различных системах налогообложения

Выводы по первой главе

2. Налогообложение индивидуального предпринимателя Алексеева И.С.

2.1. ИП Алексеев И.С. как налоговый агент

2.2. Действующая система налогообложения ИП Алексеев И.С.

2.3. Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

2.4. Порядок исчисления и уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и прочих налогов

Выводы по второй главе

3. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей

3.1. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей

3.2. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список использованной литературы

Причины слабого развития малого и среднего бизнеса в России многоаспектны и многогранны, они зависят от множества факторов, в том числе и от правового регулирования. С одной стороны законодатель устанавливает приоритет в отношении развития экономики и предпринимательства, но с другой стороны затрудняет осуществление своей деятельности малому бизнесу, принимая законы, затрудняющие порядок организации предпринимательской деятельности.

Федеральные законы «О естественных монополиях» «О защите конкуренции» «О развитии малого и среднего предпринимательства» являются неотъемлемой частью правового регулирования предпринимательства и служат гарантиями, предоставляемыми хозяйствующим субъектам. Данные законы ставят перед собой определенные цели и задачи, к которым относятся создание благоприятных условий для предпринимательства, увеличение процента товаров и услуг, производимых предпринимателями, поддержка предпринимателей со стороны государства, а также привлечение материальных и финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства.

Но есть другая сторона этой системы законодательства, которая не позволяет далее развиваться малому и среднему бизнесу. Так, например, Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) - система, которая контролирует производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» индивидуальные предприниматели обязаны подавать сведения в ЕГАИС о производстве, закупке и продаже алкоголя[4]. Здесь возникает большая проблема в плане оснащенности магазинов и предприятий данной системой. С начала 2015 г. магазины, которые осуществляют продажу алкоголя, стали посещать торговые представители, предоставляя предпринимателям коммерческое предложение по поводу установки и подключения к системе ЕГАИС, которое в общей сложности составляет 150 тыс. рублей. Соответственно, для того что бы государству вести учет продаж спиртосодержащей продукции, индивидуальным предпринимателям следует купить дорогостоящее оборудование и каждый раз платить за его обслуживание, помимо уже установленных страховых взносов и налогов. В результате такой политики государства малый бизнес осуществляет свою деятельность в убыток себе, а средний бизнес «простаивает» или работает с небольшим количеством постоянных клиентов, что делает бизнес рентабельным, но не прибыльным.


Из этого можно сделать вывод, что на данный момент нет стабильной и благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса. Безусловно, государство предпринимает меры для устранения неблагоприятных ситуаций, предоставляет большое количество гарантий и финансовой помощи. Однако меры, принимаемые

государственными органами по развитию и укреплению малого и среднего бизнеса не всегда эффективны. Думается, что упорядоченная система законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность, а так же определенные цели в данной сфере помогут развиваться малому бизнесу, а так же стабилизировать экономику России в целом, для осуществления задач, определенных в Концепции долгосрочного социально­-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

1.3. Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей

В условиях развития современной рыночной экономики в России особое значение приобретает сфера индивидуального предпринимательства, важность которой продиктована временем и свидетельствует об экономическом росте российского государства как правового социального механизма. Право граждан заниматься предпринимательской деятельностью - одна из важнейших гарантий свободного развития личности[5]. Для занятия граждан на законных основаниях предпринимательской деятельностью, государство в лице соответствующих специальных государственных органов, использует определенные акты контроля, позволяющие предпринимателю без существенных потерь вести малый бизнес[6]. В соответствии с распоряжением Правительства № 98-р от 27 января 2015 г., утвержденный Правительством РФ план проведения первоочередных мероприятий по обеспечению развития российской экономики и социальной стабильности в 2015 году с последующим применением с внесенными изменениями в 2016 году, в целом намерен предотвратить возможное ухудшение социально-экономической ситуации, связанной с продолжающимся в стране экономическом кризисе и оказать поддержку новым проектам импортозамещения, разработать социальную политику, направленную на защиту субъектов ведущих честный бизнес[7]. В то же время, как показывает первая половина текущего 2016 года, к сожалению, в России сохраняется сложившаяся мировая конъюнктура, отмечаются колебания валютных курсов. Правительство определило меры, направленные на перестройку модели экономического развития страны, в частности, предполагается проведение реформы системы государственного контроля с целью снижения издержек субъектов предпринимательства на проведение в отношении них неэффективных многочисленных проверок. При проверке субъектов предпринимательства применяются различные способы контроля как прямые, так и косвенные (фискальные). Проводимая государством фискальная политика означает управление экономикой страны посредством применения налогов, сборов и государственных вложений. Считаем, что разработанный Правительством план в дальнейшем позволит применять правильный подход в проведении проверок предпринимателей, что позволит крепче закрепить доверительные отношения между государством и бизнесменами. Все это, безусловно, положительно отразится на развитии экономики России.


Неотъемлемой частью любого правового государства в различные периоды развития времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. В настоящее время налогообложение субъектов предпринимательства может осуществляться на основе различных систем: традиционной, специальной в виде патентной, упрощенной, смешанной, системы налогообложения в виде единого налога на вмененной доход для отдельных видов деятельности наряду с упрощенной системой.

Решение о применении традиционной (общей) системы налогообложения, специальной в виде патентной системы налогообложения (далее ПСН) или упрощенной системы налогообложения (далее УСН) применяется налогоплательщиком самостоятельно, а система налогообложения в виде единого налога на вмененной доход (далее ЕНВД) для определенных видов деятельности применяется в обязательном порядке по решению субъекта РФ.

Перед выбором системы налогообложения налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, как правило, необходимо определить сущность каждого из возможных налоговых режимов, выявить их особенности, преимущества и недостатки.

Традиционная (общая) система налогообложения индивидуальных предпринимателей - это система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, установленные Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ)[8], если он не освобожден от их уплаты.

Патентная система налогообложения - новая система налогообложения, применяемая к индивидуальным предпринимателям, не требующая оформления налоговой декларации. Причем уплата так называемого патентного налога, сумма которого согласно ст.ст. 346.45 - 346.47 НК РФ определяется исходя из потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя, отменяет обязанность налогоплательщика по уплате общих налогов от занятия предпринимательской деятельностью - от НДФЛ по доходам, полученным в рамках ведения патентной деятельности; от НДС, за исключением «ввозного» налога и по соответствующим операциям, предусмотренных ст. 174.1 НК РФ. Однако существует обязательное требование, заключающееся в своевременности уплаты налога в рамках ПСН, в противном случае предприниматель утрачивает право на применение данной системы. Кроме того, органы субъектов РФ имеют право в рамках своих территорий применения данного режима уменьшать ставку по единому налогу или вообще ее не применять в отношении отдельных категорий индивидуальных субъектов, с учетом их материального положения и других заслуживающих внимания факторов. Таким образом, эта налоговая система, с одной стороны упрощает применение учета и отчетности предпринимателя, а с другой стороны дисциплинирует его вовремя оплачивать стоимость патента. В случае досрочного прекращения предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заявить об этом в налоговый орган в течение десяти календарных дней со дня закрытия бизнеса, величина единого налога подлежит перерасчету исходя из фактического периода времени осуществления данного вида деятельности в календарных днях. Причем излишне уплаченную сумму он вправе вернуть обратно или ее зачесть в счет уплаты других налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.


Немаловажная роль в системе налогообложения индивидуальных предпринимателей принадлежит упрощенной системе налогообложения (далее УСН), введенной с 01 января 2003 года и представляющей собой важную меру либерализации налоговой системы и одним из направлений финансовой поддержки предпринимательской деятельности. Упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения и регулируется главой 26.2 НК РФ. Особенностью данного режима налогообложения является наличие у налогоплательщика права добровольно выбирать УСН или обычный налоговый режим, а также добровольно переходить с УСН на общую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения - это один из видов специального налогового режима, в соответствии с которым предусмотрен особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов. Объектом налогообложения согласно ст. 346.14 НК РФ, признаются «доходы, уменьшенные на величину расходов». Вместе с тем, налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения, менять который он может каждый год, направив в налоговый орган письменное уведомление до 31 декабря года, предшествующему тому, в котором предполагается иметь дело с иным объектом налогообложения.

Перечень налогов, которые не уплачивают индивидуальные субъекты при УСН является ограниченным и исчерпывающим. При несоблюдении ими предусмотренных законодательством РФ ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В 2011-2016 гг. налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут уплачивать 34%, из которых в Пенсионный фонд РФ -26%, Фонд социального страхования - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.

В соответствии со ст. 346.11, 346.12, 346.13 НК РФ на индивидуальных предпринимателей распространяется только ограничение по применению УСН. Ограничения по переходу на УСН индивидуальных предпринимателей отсутствуют. Индивидуальным субъектам предпринимательства необходимо соблюдать следующие ограничения по применению УСН: расчетные показатели - численность; общие показатели: организационно-правовая форма, виды деятельности, режимы налогообложения, доходы отчетного (налогового) периода.


Таким образом, применение специальной системы налогообложения в виде ПСН и УСН по сравнению с другими системами для индивидуальных предпринимателей имеет важное значение, поскольку является удобной, практичной, надежной, современной и поэтому востребованной субъектами предпринимательства России. Возможно, в ближайшем будущем появятся новые системы налогообложения, отвечающие реалиям современной жизни, позволяющие заинтересовывать граждан в открытии и ведении бизнеса. Благодаря чему Россия сможет закрепить свои позиции не только на национальном, но и международном рынке и станет добрым соседом для мировых держав - российских союзников.

1.4. Нормативно-законодательное регулирование налогообложения индивидуальных предпринимателей

Основные нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации на федеральном уровне - Нало­говый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О стра­ховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Специальные налоговые режимы функционируют в России в целях налогового стимули­рования и поддержки субъектов малого предпринимательства. Налоговая нагрузка индиви­дуальных предпринимателей при применении спецрежимов значительно уменьшается, так как не уплачиваются НДФЛ, НДС, налог на имущество, используемое для предприниматель­ской деятельности. С 2015 года индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, ЕНВД, ПСН, уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимого имуще­ства, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Это следующие объекты недвижимого имущества:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, тор­говых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих дея­тельности в России через постоянные представительства;
  4. жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ос­новных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.