Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Теоретические основы учета наличных денежных средств в кассе предприятия)..pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
В кассе предприятия денежные средства могут храниться:[20, c.10]
-
- в виде наличных средств;
- в виде денежных документов;
- на счетах в банковских учреждениях;
- в чековых книжках и т.д.
Учет кассовых операций в действующем плане счетов производится на счете 50 «Касса». Счет 50 «Касса» предназначается для обобщения и систематизации информации о фактическом наличии и движении денежных средств в кассах предприятия.
Если предприятие нуждается в открытии субсчетов ко счету 50 «Касса», то открыты могут быть следующие:
50-1 «Касса организации»,
50-2 «Операционная касса»,
50-3 «Денежные документы» и др.
Основные бухгалтерские проводки по учету денежных средств отражает таблица 1.[12, c.55]
На субсчете 50-1 «Касса организации» производится учет денежных средства в кассе предприятия. В том случае, если предприятие осуществляет кассовые операции с иностранной валютой, к счету 50 «Касса» открываются субсчета, позволяющие вести учёт отдельно, по каждой наличной иностранной валюте.
Субсчет 50-2 «Операционная касса» открывается организацией в случае необходимости. Например, тогда, когда предприятие имеет денежные средства в билетных кассах речных переправ, кассах портов, отделений связи вокзалов и др.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» производится учет различных денежных документов, находящихся в кассе. Это могут быть почтовые, вексельные марки, марки госпошлины, оплаченные авиабилеты и др.
Таблица 1
Схема бухгалтерских проводок по учету денежных средств[11, c.42]
№ пп |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1. |
Перечислены денежные средства с расчетного счета в кассу |
50 |
51 |
2. |
Выдана заработная плата |
70 |
50 |
3. |
Возвращены неиспользованные подотчетные суммы |
50 |
71 |
4. |
Израсходованы денежные средства на мелкие канцелярские расходы |
26 |
50 |
5. |
Получено за продукцию |
50 |
90 |
6. |
Получена выручка от реализации продукции |
51 |
90 |
7 |
Перечислено поставщикам |
60 |
51 |
8. |
Перечислено кредитора |
76 |
51 |
9. |
Получены краткосрочные кредиты и займы. |
51 |
66 |
10. |
Погашены краткосрочные кредиты и займы |
66 |
51 |
11. |
Погашены налоги и платежи в бюджет |
68 |
51 |
13. |
Перечислено поставщикам за предоставленные ТМЦ |
60 |
51 |
14. |
Получена оплата за товары |
51 |
62 |
Когда в организации имеется специальное помещение, оборудованное под кассу, в ней должен быть и сотрудник отвечающий за кассу – кассир. Он должен быть обязательно совершеннолетним, а именно старше 18 лет. Есть возможность того, чтобы в некоторых небольших организациях обязанностью кассира может быть наделен другой сотрудник (главный бухгалтер, бухгалтер и т. д.). Для такой возможности руководителем должен быть сформирован в произвольной форме и издан специальный приказ. В нем определяется ответственное лицо, которое несет на себе все обязанности кассира.
Оформление дебета счета 52 «Валютный счет» наглядно отражает рисунок 1.
Сальдо 1 - остаток денежных средств на начало периода (в валюте и в рублях) |
Списание валютных средств (-). Отправлена валюта на продажу. Дт сч. 57. Оплачены материальные ценности (услуги), приобретенные у импортера Дт сч. 60. Оплачены услуги по экспедированию, транспортировке грузов при осуществлении экспортно-импортных операций. Дт сч. 76. Отражена отрицательная курсовая разница. Дт сч. 91/2 |
Поступление валютных средств (+). Поступила выручка от экспортеров. Кт сч. 62. Поступил аванс от экспортеров в счет будущих поставок. Кт сч. 62/авансы. Отражена положительная курсовая разница. Кт сч. 91/1 |
|
Оборот по дебету |
Оборот по кредиту |
Сальдо 2 - остаток денежных средств на конец периода (в валюте и в рублях) |
Рис. 1. Оформление дебета счета 52 «Валютный счет», активный кредит[20, c.10]
Прежде всего ответственное лицо (кассир) должен ознакомиться с определенным документом – нормативом. Такой норматив называется «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». После чего вторым шагом является расписка об ознакомлении. Пишется такая расписка в свободной форме. Затем, третьим шагом, с кассиром заключается стандартный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. После заключения договора всеми документами, связанными с кассой, руководит ответственное лицо и единственное имеет право их подписи. Таким правом наделены только заключившие договор сотрудники и им строго запрещено передавать право подписи сторонним людям.
По отсутствию ответственного лица в связи с различными обстоятельствами (болезнью или отпуском) назначается другое ответственное лицо, которое проходит те же стандартные процедуры, что и кассир. В больших организациях бывает большой штат сотрудников и в него могут входить сразу несколько кассиров, в таком случае выбирается и назначается главный кассир. Именно он несет ответственность за работу всех своих подчиненных – кассиров.
При обстоятельствах увольнения кассира и прихода на его места другого работника производится ревизия кассы. Для данного мероприятия издается приказ руководителем. Назначается и собирается комиссия. Кассовое помещение должно быть должным образом изолированным. В сейфовом помещении должны находиться денежные ценности и иные вещи, представляющие ценность. В кассовом помещении ни одно лицо, в том числе и кассир, не имеет права хранить никакие вещи, представляющие ценность в кассовом помещении. В том случае, если проводится проверка и в ее результате выясняется, что в кассе присутствуют лишние деньги, это должным образом фиксируется, и на организацию накладывается штраф. Причина, по которой ценности находились в данном месте, не выясняются и считаются неважными. Обстоятельства могут быть самые разные, связанные или не связанные с рабочим процессом, с деятельностью организации или деятельностью сотрудников. Наказание для организации будет неминуемо.[26, c.73]
Двери должным образом должны находиться закрытыми с внутренней стороны кассиром. Кроме кассира никакие люди, не относящиеся к кассе, не имеют права входить в данное помещение. Доступ к сейфу, как и хранение ключей, может быть осуществлен только кассиром. Ключи никому не могут быть переданы. Что же касается дубликатов ключей, то они находятся только в опечатанном пакете, который опечатывает кассир, и хранятся внутри организации у руководителя.
Что касается документов, в первую очередь существуют приходный и расходный кассовые ордера, соответственно названию, эти документы фиксируют поступление либо выдачу денежных средств. Имеются две части (ордер, квитанция к нему). Обе части имеют одинаковое содержание. Данный документ заполняется бухгалтерией и на нем ставится подпись главного бухгалтера или уполномоченного руководителем на подпись лица (в случае расходного кассового ордера – еще и подпись руководителя). Это такой вид документов, в котором не допускается ни единой ошибки, в противном случае он не имеет никакой силы и должен быть аннулирован.
Данный документ должен быть зарегистрирован бухгалтерией в специальном журнале, регистрирующем приходные и расходные кассовые документы. Только после этого он будет предан в кассу.
После получения кассиром на руки приходного или расходного кассового ордера и проверки на правильность заполнения могут производиться выдача или получение денежных средств из кассы или в кассу. Все ордера должны быть зарегистрированы в кассовой книге.
Кассовая книга в любой организации может быть только одна. Ведется строго с нумерацией каждой страницы, должна быть прошнурована и обязательно опечатана. По пришествии отчетного года количество листов заверяется руководителем и главным бухгалтером, и данная книга опечатывается. Осуществление контроля правильного ведения этого документа возлагается на главного бухгалтера.[18, c.82]
Работа с наличными денежными средствами требует большой ответственности. На руководителя, главного бухгалтера и кассира возлагается выполнение строгих правил по ведению наличных расчетов, с соблюдением которой деятельность организации, связанная с наличностью, будет функционировать должным образом.[29, c.21]
В итоге следует, что в период финансово-экономической нестабильности основной проблемой для предприятий является проблема выживания и обеспечения развития. В условиях стремительного развития и применения современных технологий, усиления конкурентной борьбы, основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий является создание действенной системы учета и контроля за движением денежных средств. На современном этапе развития науки о хозяйственном контроле ученые выделяют два вида контроля во внутренней среде предприятия – внутренний аудит и внутренний контроль. Значительное количество отечественных исследователей считает, что внутрихозяйственный контроль – это независимая оценка соответствия деятельности предприятия поставленной задачей. Однако Международными стандартами аудита определено, что внутренний контроль – это процесс для обеспечения достаточной уверенности в достижении целей предприятия относительно достоверности финансовой отчетности, эффективности и результативности деятельности. Законодательная база последнего периода совершенствуется в сторону усложнения и детальной регламентации кассовых процессов.
2. ПРАКТИКАОРГАНИЗАЦИИУЧЕТАКАССОВЫХОПЕРАЦИЙВООО «ДОРЖИЛСТРОЙ»
2.1. Краткая характеристика деятельности и финансово-учётная деятельность ООО «ДорЖилСтрой»
Общество с ограниченной ответственностью «ДорЖилСтрой» (ООО «ДорЖилСтрой») создано в январе 2010 года. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Органами управления общества являются общее собрание учредителей.
Основным видом деятельности ООО «ДорЖилСтрой» является строительство жилых и нежилых зданий. Генеральный директор организации - Папян Ваге Юрикович. ООО «ДорЖилСтрой» находится по адресу: Москва г, ул. Коккинаки, д.8, 125319.
На сегодняшний день численность работников ООО «ДорЖилСтрой» составляет сто двенадцать человек. Основной кадровый состав работает в организации долгое время, имеет большой профессиональный опыт, постоянно совершенствуется и обучается, успешно применяя при этом новые экономические и маркетинговые технологии, разрабатывает современные управленческие решения.
Таблица 2
Воздействующие факторы на деятельность подразделений
Факторы влияющие на организационную структуру |
Оценка |
Благоприятные факторы |
Растущий рынок |
Неблагоприятные факторы |
Недозагруженность производственных мощностей других российских компаний |
Сильные стороны |
Хорошее положение по качеству по сравнению с другими российскими производителями. Хорошее положение по затратам |
Слабые стороны |
Недостаточное внимание к потребностям покупателей |
Возможные пути развития |
Снизить затраты для расширения рынка |
Анализ движения кадров ООО «ДорЖилСтрой»за 2013 – 2015 годы отражает таблица 3.
Таблица 3
Анализ движения кадров ООО «ДорЖилСтрой»за 2013 – 2015 гг.
№ п/п |
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Изменения |
|
2014 г. от 2013 г. (+,-) |
2015 г. от 2014 г. (+,-) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Среднесписочная численность работающих, человек, в том числе |
115 |
116 |
112 |
1 |
-3 |
2 |
Принято, человек |
15 |
14 |
12 |
-1 |
-3 |
3 |
Выбыло человек, в том числе: |
14 |
18 |
20 |
4 |
6 |
4 |
1) в связи с уходом на пенсию |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
5 |
2) по истечению срока трудового договора |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
6 |
3) в связи с сокращением |
- |
1 |
- |
- |
- |
7 |
4) в связи с призывом в армию |
1 |
1 |
- |
0 |
- |
8 |
5) в связи переводом на другое предприятие |
- |
1 |
7 |
- |
- |
9 |
6) по собственному желанию |
8 |
5 |
5 |
-3 |
-3 |
10 |
7) в связи со смертью |
- |
1 |
1 |
- |
- |
11 |
8) в связи с нарушением трудовой дисциплины |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
12 |
9) по состоянию здоровья |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |