Файл: Достоинства и недостатки существующих подходов поддержки принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема выбора при принятии решений присутствует абсолютно во всех сферах деятельности современного человека. Современные люди должны принимать решения в любом месте и в любое время. Во время управления компанией, в политической деятельности, в управлении бизнесом, при выборе смартфона или продуктов и во многих других случаях.

Очевидно, что человек желает чтобы принимаемое решение, будет наилучшем из представленных альтернатив, однако рассмотреть все аспекты и детали, которые могут повлиять на выбор в принятии решения, невозможно без посторонней помощи. Конечно, есть и исключения, но усилия и затраты для обработки огромного количества информации также будут огромными.

Между тем некоторые не принимаемые решения могут привести к значительным потерям ресурсов и возможностей. И чем сложнее ситуация, тем больше потери.

Стремление к повышению оптимальности принимаемых решений привело к появлению науки, которая носит название «Теория принятия решений». Основной задачей данной науки является выбор из возможных вариантов, лучших для достижения определенной цели, или ранжирование различных вариантов с точки зрения их влияния на достижение этой цели, независимо от той области, в которой принимается решение. Иначе говоря, законы принятия решений едины для всех предметных областей.

Постоянное развитие информационных технологий привело к созданию таких систем, которые специально предназначены для поддержки принятия решений. Человек и такие системы отлично дополняют друг друга. Ведь такие системы прекрасно справляется с сортировкой всевозможных альтернатив, а человек хорошо разбирается в необходимых целях и итоговых оценках решений. Все это помогло созданию систем поддержки принятия решений (СППР).

Системы поддержки принятия решений стремительно завоевывают все области сфер деятельности современного человека. Все чаще и чаще можно встретить системы, внедренные в организации с целью повышения эффективности процесса принятия решения, что обуславливает актуальность подробного изучения влияния развития информационных технологий на подходы к созданию систем поддержки принятия решений.

Особенно актуальна тема выбора того или иного подхода или метода, направленного на решение определенных задач. Технологий, и, как следствие, методов и подходов, применяемых в СППР, очень много. И выбор того или иного подхода, с конечной целью получить ранжирование альтернатив, должен опираться на исходные данные и знания, полученные в процессе принятия решений без применения технологий.


Таким образом, объектом исследования является задача изучения подходов к построению системы принятия решений и их достоинств и недостатков.

Предметом исследования является информатизация процесса принятия решения, с целью повышения его эффективности.

Цель данного исследования – изучение эффективности существующих походов к созданию систем принятия решений путем изучения их достоинств и недостатков.

Этапами проведения работы будет рассмотрение истории СППР, разбор классификаций имеющихся систем, вопрос внедрения систем в работу, достоинства и недостатки этих процессов.

Глава 1.Теоретические основы поддержки принятия решения

Система поддержки принятия решений − это система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве.

С помощью таких систем поддержки принятия решений можно не только проследить за всеми доступными информационными активами, но и получить сравнительные значения объемов продаж, а также спрогнозировать доход организации при внедрении новой технологии, а еще рассмотреть все возможные альтернативные решения многих задач. Поддержка принятия решений и заключается в помощи лицу, принимающему решение, в процессе принятия решений. Она включает в себя следующее:

  • помощь лицу, принимающему решение при анализе объективной составляющей, то есть в понимании и оценке сложившейся ситуации;
  • выявление предпочтений лица, принимающего решение;
  • генерацию возможных решений, то есть формирование списка альтернатив; – оценку возможных альтернатив;
  • анализ возможных последствий принимаемых решений;
  • определение лучшего с точки зрения лица, принимающего решение варианта для выбора.

Задача принятия решений – одна из самых распространенных в любой предметной области. Ее решение сводится к выбору одной или нескольких лучших альтернатив из некоторого набора. Для того чтобы сделать такой выбор, необходимо четко определить цель и критерии (показатели качества), по которым будет проводиться оценка некоторого набора альтернативных вариантов. Выбор метода решения такой задачи зависит от количества и качества доступной информации.


Данные, необходимые для осуществления обоснованного выбора, можно разделить на 4 категории: информация об альтернативных вариантах, информация о критериях выбора, информация о предпочтениях, информация об окружении задач.

1.1 История систем поддержки принятия решений

В конце 60-ых появился новый вид информационных систем (ИС) – модель-ориентированные системы поддержки принятия решений (Model-oriented Decision Support Systems – DSS) или системы управленческих решений (Management Decision Systems – MDS) и соответствующая информационная технология. В 70-ых появились критерии проектирования систем поддержки принятия решений в менеджменте, и принципы создания систем поддержки принятия решений: анализ, разработка, проектирование, внедрение и оценка.

В 1981 году было описано, каким образом на практике можно построить систем поддержки принятия решений. Тогда была разработана информационная система руководителя (Executive Information System – EIS) – система, которая предназначена для обеспечения текущей адекватной информации для поддержки принятия управленческих решений менеджером. Появление в начале 80-ых годов персональных компьютеров (ПК) позволило автоматизировать ведение учета и обработку данных не только крупным компаниям, но и даже небольшим компаниям, не имеющим высококвалифицированного управленческого и технического специалистов в рядах своего персонала. Для данной категории потребителей были созданы приложения нового, коммерческого типа, интегрирующие несколькими различными функциями и позволяющие нескольким частям приложения манипулировать единожды введенными исходными данными.

Начиная с 1990 годов разрабатываются так называемые хранилища данных (Data Warehouses). В 1993 году для систем поддержки принятия решений специального вида, был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing) – оперативный анализ данных или аналитическая обработка данных в реальном времени, для поддержки принятия важных решений. Исходные данные представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные разрезы, которые называются отчетами. Выполнение операций над данными осуществляется OLAP-машиной. По способу хранения данных различают несколько видов таких систем MOLAP, ROLAP и HOLAP. По месту размещения OLAP-машины различаются OLAP-клиенты и OLAP-серверы. OLAP-клиент – машина, которая производит построение многомерного куба и вычисления происходят на клиентском ПК, а OLAP-сервер получает запрос, после чего вычисляет и хранит агрегатные данные на сервере, выдавая только результаты.


В 2005 году 27 октября на Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» в Москве представили СППР нового класса – PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Основным отличием PSTM от систем, которые уже существовали, является построение этой системы для конкретного лица, принимающего решение, с предварительной логико-аналитической обработкой информации в автоматическом режиме и выводом ее на один экран.

1.2 Структура СППР

В состав системы принятия решений входят следующие компоненты:

Источники данных: документы, внешние источники, внутренние источники, ИС оперативной обработки данных.

  • Модель данных.
  • База моделей: математическая, оперативная, тактическая.
  • Программная подсистема управления: СУБД, СУБМ, система управления интерфейсом.
  • Источники данных

Часть данных поступает от информационной системы операционного уровня. Для того чтобы применять их эффективно, такие данные должны быть предварительно обработаны.

Модель данных состоит из 5 классов данных:

  1. Источники данных.
  2. Хранилище данных.
  3. Оперативный склад данных.
  4. Витрины данных.
  5. Метаданные.

Пример структуры СППР представлен на Рис. 1 ниже.

Рис. 1 Пример структур СППР

Хранилище данных представляет собой предметно-ориентированное основание или же совокупность баз данных, извлекаемых из источников, которые организованы по секторам, отражающим определенный предметный район бизнеса.

Администрирование данных, которое включает в себя регулярное пополнение данных из источников, если необходимо, ручной ввод, сверка и корректировка данных в оперативном складе.

Администрирование хранилища данных. В задачу администрирования хранилища входят все вопросы, связанные с поддержанием архитектуры хранилища, его эффективной и бесперебойной работы, защитой и восстановлением данных после сбоев.

Администрирование доступа к данным обеспечивает сопровождение профилей пользователей, разграничение доступа к конфиденциальным данным, защиту информации от несанкционированного доступа.

Оперативный склад данных – технологический элемент хранилища данных в системы принятия решений, который служит буфером между транзакционными источниками данных и хранилищем.

Витрины данных можно представить в виде логически или физически разделенных подмножеств хранилища данных. Обычно они строятся для обслуживания нужд определенной группы пользователей.


Метаданные — любые данные о данных.

В общем случае можно выделить по крайней мере три аспекта метаданных, которые должны присутствовать в системе.

  1. С точки зрения пользователей:
  • метаданные для бизнес-аналитиков,
  • метаданные для администраторов,
  • метаданные для разработчиков.
  1. С точки зрения предметных областей:
  • структуры данных хранилища,
  • модели бизнес-процессов,
  • описания пользователей,
  • технологические и пр.
  1. С точки зрения функциональности системы:
  • метаданные о процессах трансформации,
  • метаданные по администрированию системы,
  • метаданные о приложениях, метаданные о представлении данных пользователям.

Системы поддержки принятия решений представляют из себя прошедшие большой путь развития логические системы сбора и анализа данных которые за время своего развитие увеличили сферу своего применения с систем осуществляющих помощь в принятии бизнес решений до систем помогающих в медицине.

Глава 2. Классификация СППР

Программно компоненты структуры системы принятия решений в зависимости от сложности поставленных задач реализованы по-разному, в связи с этим на рынке программных продуктов предлагаются различные системы принятия решений. Все такие СППР можно классифицировать по различным признакам[2]. Классификация по различным признакам продемонстрирована ниже на Рис 2.

Рис. 2 Классификация СППР

2.1 Классификация на уровне пользователя

На уровне пользователя делят системы принятия решений на пассивные, активные и кооперативные СППР.

Пассивная СППР – это такая система, которая помогает лицу, принимающему решение в принятии верного решения, но не может вынести вариант, какое именно решение принять человеку.

Активная СППР – это такая система, которая помогает лицу, принимающему решение в принятии верного решения, и может сделать предложение, какое именно решение следует выбрать.

Кооперативная СППР позволяет лицу, принимающему решение модифицировать, дополнить или улучшить решения, предлагаемые системой, посылая затем данные изменения в систему для проверки. А система же, в свою очередь, на основе этого, изменяет эти решения, и посылает их опять пользователю [4]. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получено согласованное решение.