Файл: Достоинства и недостатки существующих подходов поддержки принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Классификация по функциональному наполнению интерфейса системы

В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа систем принятия решений: EIS и DSS.

EIS (Execution Information System) информационные системы руководства предприятия. Эти системы нацелены на неподготовленных пользователей, имеют облегченный интерфейс, базисный комплект предлагаемых вероятностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы изображают совместную понятную картину текущего состояния бизнес-показателей работы фирмы и веяния их становления, с вероятностью углубления рассматриваемой информации до значения больших объектов фирмы.

Для ИСР свойственны надлежащие главные черты: доклады, как правило, основываются на нормальных для организации запросах; количество последних сравнительно невелико; ИСР дает доклады в наиболее комфортном облике, включающем таблицы, бизнес графику, мультимедийные способности и т.п.

DSS (Desicion Support System) - полнофункциональные системы анализа и изучения данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих познания как в части предметной области изучения и в части компьютерной грамотности. Технологии такового типа возводятся на принципах многомерного представления и анализа данных OLAP.

Такое разделение систем на 2 не значит, собственно, что возведение системы принятия решений всякий раз подразумевает реализацию лишь только 1-го из данных типов. EIS и DSS имеют все шансы работать параллельно, разделяя совместные данные и/или сервисы, предоставляя собственный функционал высококвалифицированному управлению, например специалистам аналитических отделов фирм.

2.3 Классификация на концептуальном уровне

На концептуальном уровне различает следующие системы принятия решений, управляемые:

  • сообщениями(Communication-Driven DSS);
  • данными(Data-Driven DSS);
  • документами(Document-Driven DSS);
  • знаниями(Knowledge-Driven DSS);
  • моделями(Model-Driven DSS).

СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступом и манипуляцией с математическими моделями.


Управляемая сообщениями СППР(Communication-Driven DSS) (ранее групповая СППР - GDSS) поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.

СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS) или СППР, ориентированные на работу с данными (Data-oriented DSS), в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.

СППР, управляемые документами (Document-Driven DSS), управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.

Наконец, СППР, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS), обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.

На техническом уровне различает системы принятия решений всего предприятия и настольные.

СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров компании.

Настольная СППР – малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.

2.4 Классификация по архитектуре

На сегодняшний день можно выделить четыре наиболее популярных типа архитектур систем принятия решений:

Функциональная СППР.

Независимые витрины данных.

Двухуровневое хранилище данных.

Трехуровневое хранилище данных.

Архитектура СППР с трехуровневым хранилищем данных, представлен на Рис 3.

Рис. 3 Архитектура СППР с трехуровневым хранилищем данных

2.5 Классификация в зависимости от вида данных, с которыми работают СППР

В зависимости от вида данных, с которыми системы работают, условно, их можно разделить на оперативные, и стратегические.

Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. СППР такого типа получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР).

Для ИСР характерны следующие основные черты:

  • отчеты, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
  • ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;
  • как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, к примеру финансы, маркетинг, управление ресурсами.

Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, предполагают глубокую проработку данных.

Основным компонентом систем принятия решений этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, применять факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. Технологии такого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).

По критерию режима анализа данных информационно-аналитические системы (ИАС) подразделяются на две категории:

статические (включающие предопределенный набор сценариев обработки данных и составления отчетов); в эту категорию входят ИСР;

динамические - поддерживающие построение и выполнение нерегламентированных запросов и формирование отчетов произвольной формы.

Системы поддержки всех типов создавались и создаются для того, чтобы улучшить и облегчить или удешевить процесс управленческих решений на предприятии. И с ходом времени вместе с фазами развития систем, развивалась и выполняемая этими системами функция.

Например, на ранней фазе развития систем поддержки принятия решений, основной функцией было вычисление. Примерами таких инструментариев могу служить калькуляторы, первые компьютерные программы, простейшие модели исследования операций и т.д.

В дальнейшем, в фазе промежуточного развития, основными функциями систем были поиск, хранение и отображение информации для принятия решения, примерами таких систем, служат первые СУБД и файловые системы.

В текущей фазе развития таких систем, выполнение вычислений для принятия решения на отобранной информации и запросные системы, примером могут служить современные СППР.

И дальнейшее будущее направления таких систем – это формулирования и выполнения интеллектуальных шагов процесса принятия решений, тем самым выполняя роль экспертных систем.

Сегодня системы поддержки принятия решений достигли значительных высот развития, и структура предлагаемых вариантов представляет собой многоплановую классификацию учитывающую многие пожелания руководителя компании выбирающего для своей фирмы систему которая будет помогать ему в руководстве.


Глава 3. Внедрение СППР на предприятиях

Сегодня состояние дел в области использования систем принятия решений обстоит следующим образом:

Непрерывно возрастает объем технологических предложений, требующих больших вложений, и в соответствии с эти усилением зависимости от внешних предложений (к примеру, от поставщиков программного обеспечения).

Изменяется роль ИТ в хозяйственной деятельности многих компаний. При выполнении внутрифирменных процессов функция ИТ прекратила быть вспомогательной, превратившись в самую важную составную часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски в настоящее время во многом определяются рисками в данной сфере. Осуществление же передовых высокопроизводительных организационных проектов, требует полного применения потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств[7].

Можно выделить шесть заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

  1. Руководство, должно управлять информационными технологиями как стратегическим потенциалом компании для его эффективной работы;
  2. Специалисты, которые должны заниматься поиском решений для системной оптимизации специальных функциональных задач;
  3. Менеджеры хозяйственных подразделений, которые должны применить информационные технологии в силу логики своей деятельности, для того чтобы удовлетворить запросы клиентов, снижать затраты и потери ресурсов и времени;
  4. Менеджеры службы бухгалтерского учета, если таковые предусмотрены организационной структурой компании, для оптимизации процессов с финансовой стороны;
  5. Поставщики информационных технологий, должны предоставлять услуги в соответствии с проблемными установками своих заказчиков;
  6. Собственное информационно-технологическое подразделение, должны работать над собственными программные продуктами для оптимизации процессов предприятия.

Во многих компаниях такие группы интересов не получают нужного признания. Руководящее звено нередко делегирует надлежащие полномочия группе работников, следя за выполнением нескольких заданных показателей. Намеренный отказ менеджмента компании от собственных обязанностей, очевидно, приводит к принятию некомпетентных решений, и, конечно, к постановке невозможных плановых задач. Зачастую попросту у них отсутствует должная мотивация в данной сфере деятельности.

Большинство фирм решают вопросы внедрения СППР, используя 2 варианта:


Первый заключается в том, что компания создает внутри компании информационно-технологический участок, который предлагает услуги и нефирменному рынку, тем самым как бы доказывая, что возможность рентабельного использования своих мощностей.

Однако, все чаще компании выбирают другой путь, когда большая часть собственного ИТ персонала переводится в распоряжение создаваемых дочерних компаний или со специализированными ИТ партнерами компаний.

Проблемы, возникающие при внедрении СППР:

  • возрастает роль высшего менеджмента в управлении ИТ потенциалом ;
  • увеличение знаний у высшего руководства в области ИТ, чтобы принимать компетентные решения.
  • более эффективная организация технологий и применение их в производстве для создания новых товаров и услуг;
  • делегирование функций в сфере ИТ отделам и другим подразделениям.

Ниже показаны, какие именно требования к СППР и в какие сегменты ложатся на Рис. 4.

Рис. 4 Схема требований к СППР

На схеме ниже представляю примерное видение архитектуры, с и примерами инструментов используемых в данный момент :

Рис. 5 Схема требований к СППР

Также, одним из популярных направлений использования СППР, являются системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), также с применением методов искусственного интеллекта (ИИ). Постоянно появляются новости о создании различными компаниями и научно-исследовательскими группами и объединениями новых решений в области поддержки принятия врачебных решений.

3.1 Этапы внедрения системы и настройка

Построение и, конечно, внедрение систем поддержки принятия решений – это большой скачок в направлении развитии компании. Но для совершения такого скачка нужно вложить некоторую сумму денег и времени, после чего возможна эффективная отдача. Препятствием для внедрения многих готовых СППР является стоимость. Не многие руководители готовы выкладывать большую сумму денег за возможности и обещания повышения эффективности работы компании. Ведь им предоставляется в основном инструмент, включающий в себя средства разработки и набор готовых методов. Очень часто для настройки под конкретную систему ведения бизнес процесса нужно потратить практически столько же усилий и времени, сколько бы хватило на построение своей собственной системы, удовлетворяющей современному развитию технологий. Опыт показывает, что срок введения СППР составляет от 6 месяцев до 1 года.