Файл: Достоинства и недостатки существующих подходов поддержки принятия решений.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы поддержки принятия решения
1.1 История систем поддержки принятия решений
2.1 Классификация на уровне пользователя
2.2 Классификация по функциональному наполнению интерфейса системы
2.3 Классификация на концептуальном уровне
2.4 Классификация по архитектуре
2.5 Классификация в зависимости от вида данных, с которыми работают СППР
Глава 3. Внедрение СППР на предприятиях
3.1 Этапы внедрения системы и настройка
Глава 4. Существующие методы и подходы к построению СППР их достоинства и недостатки
4.1 Методы поддержки принятия управленческих решений на основе информационных технологий
Введение
Проблема выбора при принятии решений присутствует абсолютно во всех сферах деятельности современного человека. Современные люди должны принимать решения в любом месте и в любое время. Во время управления компанией, в политической деятельности, в управлении бизнесом, при выборе смартфона или продуктов и во многих других случаях.
Очевидно, что человек желает чтобы принимаемое решение, будет наилучшем из представленных альтернатив, однако рассмотреть все аспекты и детали, которые могут повлиять на выбор в принятии решения, невозможно без посторонней помощи. Конечно, есть и исключения, но усилия и затраты для обработки огромного количества информации также будут огромными.
Между тем некоторые не принимаемые решения могут привести к значительным потерям ресурсов и возможностей. И чем сложнее ситуация, тем больше потери.
Стремление к повышению оптимальности принимаемых решений привело к появлению науки, которая носит название «Теория принятия решений». Основной задачей данной науки является выбор из возможных вариантов, лучших для достижения определенной цели, или ранжирование различных вариантов с точки зрения их влияния на достижение этой цели, независимо от той области, в которой принимается решение. Иначе говоря, законы принятия решений едины для всех предметных областей.
Постоянное развитие информационных технологий привело к созданию таких систем, которые специально предназначены для поддержки принятия решений. Человек и такие системы отлично дополняют друг друга. Ведь такие системы прекрасно справляется с сортировкой всевозможных альтернатив, а человек хорошо разбирается в необходимых целях и итоговых оценках решений. Все это помогло созданию систем поддержки принятия решений (СППР).
Системы поддержки принятия решений стремительно завоевывают все области сфер деятельности современного человека. Все чаще и чаще можно встретить системы, внедренные в организации с целью повышения эффективности процесса принятия решения, что обуславливает актуальность подробного изучения влияния развития информационных технологий на подходы к созданию систем поддержки принятия решений.
Особенно актуальна тема выбора того или иного подхода или метода, направленного на решение определенных задач. Технологий, и, как следствие, методов и подходов, применяемых в СППР, очень много. И выбор того или иного подхода, с конечной целью получить ранжирование альтернатив, должен опираться на исходные данные и знания, полученные в процессе принятия решений без применения технологий.
Таким образом, объектом исследования является задача изучения подходов к построению системы принятия решений и их достоинств и недостатков.
Предметом исследования является информатизация процесса принятия решения, с целью повышения его эффективности.
Цель данного исследования – изучение эффективности существующих походов к созданию систем принятия решений путем изучения их достоинств и недостатков.
Этапами проведения работы будет рассмотрение истории СППР, разбор классификаций имеющихся систем, вопрос внедрения систем в работу, достоинства и недостатки этих процессов.
Глава 1.Теоретические основы поддержки принятия решения
Система поддержки принятия решений − это система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве.
С помощью таких систем поддержки принятия решений можно не только проследить за всеми доступными информационными активами, но и получить сравнительные значения объемов продаж, а также спрогнозировать доход организации при внедрении новой технологии, а еще рассмотреть все возможные альтернативные решения многих задач. Поддержка принятия решений и заключается в помощи лицу, принимающему решение, в процессе принятия решений. Она включает в себя следующее:
- помощь лицу, принимающему решение при анализе объективной составляющей, то есть в понимании и оценке сложившейся ситуации;
- выявление предпочтений лица, принимающего решение;
- генерацию возможных решений, то есть формирование списка альтернатив; – оценку возможных альтернатив;
- анализ возможных последствий принимаемых решений;
- определение лучшего с точки зрения лица, принимающего решение варианта для выбора.
Задача принятия решений – одна из самых распространенных в любой предметной области. Ее решение сводится к выбору одной или нескольких лучших альтернатив из некоторого набора. Для того чтобы сделать такой выбор, необходимо четко определить цель и критерии (показатели качества), по которым будет проводиться оценка некоторого набора альтернативных вариантов. Выбор метода решения такой задачи зависит от количества и качества доступной информации.
Данные, необходимые для осуществления обоснованного выбора, можно разделить на 4 категории: информация об альтернативных вариантах, информация о критериях выбора, информация о предпочтениях, информация об окружении задач.
1.1 История систем поддержки принятия решений
В конце 60-ых появился новый вид информационных систем (ИС) – модель-ориентированные системы поддержки принятия решений (Model-oriented Decision Support Systems – DSS) или системы управленческих решений (Management Decision Systems – MDS) и соответствующая информационная технология. В 70-ых появились критерии проектирования систем поддержки принятия решений в менеджменте, и принципы создания систем поддержки принятия решений: анализ, разработка, проектирование, внедрение и оценка.
В 1981 году было описано, каким образом на практике можно построить систем поддержки принятия решений. Тогда была разработана информационная система руководителя (Executive Information System – EIS) – система, которая предназначена для обеспечения текущей адекватной информации для поддержки принятия управленческих решений менеджером. Появление в начале 80-ых годов персональных компьютеров (ПК) позволило автоматизировать ведение учета и обработку данных не только крупным компаниям, но и даже небольшим компаниям, не имеющим высококвалифицированного управленческого и технического специалистов в рядах своего персонала. Для данной категории потребителей были созданы приложения нового, коммерческого типа, интегрирующие несколькими различными функциями и позволяющие нескольким частям приложения манипулировать единожды введенными исходными данными.
Начиная с 1990 годов разрабатываются так называемые хранилища данных (Data Warehouses). В 1993 году для систем поддержки принятия решений специального вида, был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing) – оперативный анализ данных или аналитическая обработка данных в реальном времени, для поддержки принятия важных решений. Исходные данные представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные разрезы, которые называются отчетами. Выполнение операций над данными осуществляется OLAP-машиной. По способу хранения данных различают несколько видов таких систем MOLAP, ROLAP и HOLAP. По месту размещения OLAP-машины различаются OLAP-клиенты и OLAP-серверы. OLAP-клиент – машина, которая производит построение многомерного куба и вычисления происходят на клиентском ПК, а OLAP-сервер получает запрос, после чего вычисляет и хранит агрегатные данные на сервере, выдавая только результаты.
В 2005 году 27 октября на Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» в Москве представили СППР нового класса – PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Основным отличием PSTM от систем, которые уже существовали, является построение этой системы для конкретного лица, принимающего решение, с предварительной логико-аналитической обработкой информации в автоматическом режиме и выводом ее на один экран.
1.2 Структура СППР
В состав системы принятия решений входят следующие компоненты:
Источники данных: документы, внешние источники, внутренние источники, ИС оперативной обработки данных.
- Модель данных.
- База моделей: математическая, оперативная, тактическая.
- Программная подсистема управления: СУБД, СУБМ, система управления интерфейсом.
- Источники данных
Часть данных поступает от информационной системы операционного уровня. Для того чтобы применять их эффективно, такие данные должны быть предварительно обработаны.
Модель данных состоит из 5 классов данных:
- Источники данных.
- Хранилище данных.
- Оперативный склад данных.
- Витрины данных.
- Метаданные.
Пример структуры СППР представлен на Рис. 1 ниже.
Рис. 1 Пример структур СППР
Хранилище данных представляет собой предметно-ориентированное основание или же совокупность баз данных, извлекаемых из источников, которые организованы по секторам, отражающим определенный предметный район бизнеса.
Администрирование данных, которое включает в себя регулярное пополнение данных из источников, если необходимо, ручной ввод, сверка и корректировка данных в оперативном складе.
Администрирование хранилища данных. В задачу администрирования хранилища входят все вопросы, связанные с поддержанием архитектуры хранилища, его эффективной и бесперебойной работы, защитой и восстановлением данных после сбоев.
Администрирование доступа к данным обеспечивает сопровождение профилей пользователей, разграничение доступа к конфиденциальным данным, защиту информации от несанкционированного доступа.
Оперативный склад данных – технологический элемент хранилища данных в системы принятия решений, который служит буфером между транзакционными источниками данных и хранилищем.
Витрины данных можно представить в виде логически или физически разделенных подмножеств хранилища данных. Обычно они строятся для обслуживания нужд определенной группы пользователей.
Метаданные — любые данные о данных.
В общем случае можно выделить по крайней мере три аспекта метаданных, которые должны присутствовать в системе.
- С точки зрения пользователей:
- метаданные для бизнес-аналитиков,
- метаданные для администраторов,
- метаданные для разработчиков.
- С точки зрения предметных областей:
- структуры данных хранилища,
- модели бизнес-процессов,
- описания пользователей,
- технологические и пр.
- С точки зрения функциональности системы:
- метаданные о процессах трансформации,
- метаданные по администрированию системы,
- метаданные о приложениях, метаданные о представлении данных пользователям.
Системы поддержки принятия решений представляют из себя прошедшие большой путь развития логические системы сбора и анализа данных которые за время своего развитие увеличили сферу своего применения с систем осуществляющих помощь в принятии бизнес решений до систем помогающих в медицине.
Глава 2. Классификация СППР
Программно компоненты структуры системы принятия решений в зависимости от сложности поставленных задач реализованы по-разному, в связи с этим на рынке программных продуктов предлагаются различные системы принятия решений. Все такие СППР можно классифицировать по различным признакам[2]. Классификация по различным признакам продемонстрирована ниже на Рис 2.
Рис. 2 Классификация СППР
2.1 Классификация на уровне пользователя
На уровне пользователя делят системы принятия решений на пассивные, активные и кооперативные СППР.
Пассивная СППР – это такая система, которая помогает лицу, принимающему решение в принятии верного решения, но не может вынести вариант, какое именно решение принять человеку.
Активная СППР – это такая система, которая помогает лицу, принимающему решение в принятии верного решения, и может сделать предложение, какое именно решение следует выбрать.
Кооперативная СППР позволяет лицу, принимающему решение модифицировать, дополнить или улучшить решения, предлагаемые системой, посылая затем данные изменения в систему для проверки. А система же, в свою очередь, на основе этого, изменяет эти решения, и посылает их опять пользователю [4]. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получено согласованное решение.