Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 12
Виртуальное предприятие выдвигает к сотрудникам следующие требования:
- умение четко формулировать задачи, выражать информацию. В международных организациях от сотрудников требуется знание иностранного языка;
- владение навыками письменной, электронной коммуникации;
- умение структурировать время, особенно свое;
- умение ставить цели;
- умение решать задачи нестандартно;
- ответственность сотрудника персональная, за результаты работы;
- знание правовых основ деятельности предприятия;
- поддержка корпоративной культуры предприятия;
- каждый сотрудник представляет не только группу, в которую он включен, но и всю организацию;
- способность сотрудничества персонала в виртуальной среде, обусловленная как психологическими особенностями индивидов, так и корпоративной культурой и технологиями корпоративного управления виртуальным предприятием. [2, с.180]
При отборе персонала, управленческая структура виртуального предприятия выдвигает к соискателям следующие критерии:
- Самомотивация;
- Самодисциплина;
- Высокие навыки в сфере применения;
- Подтвержденные способности;
- Гибкость;
- Инновативные способности;
- Высокая степень владения IT-технологиями. [2, с.181]
Персонал в виртуальном предприятии требует особого внимания: так как при выполнении работы у сотрудника отсутствует социальное окружение, то, естественно, снижается и мотивация, связанная с потребностями соучастия и признания.
Для этого менеджмент виртуального предприятия должен уделять внимание обучению и развитию профессиональных способностей сотрудников для их горизонтального продвижения, обеспечивая направленность управленческого взаимодействия и координацию. [2, с.181]
В виртуальном предприятии статус и карьерный рост имеют меньшую мотивирующую силу, так как организационная структура такого предприятия достаточно плоская, а отношения в нем скорее партнерские, чем командные.
Главным измерителем проделанной работы и приложенных усилий является денежное вознаграждение, но высоких результатов с помощью материального стимулирования не достичь, поэтому в процессе работы менеджментом предприятия осуществляется внешнее стимулирующее воздействие. [2, с.23]
Для обеспечения внимания к процессу дистанционного выполнения работы ее содержание проектируется с учетом интереса сотрудника и ответственности за результаты работы. Деятельность менеджера в таком предприятии направлена на распределение и координацию работ и своевременного повышения квалификации сотрудников.
Материальное стимулирование в виртуальном предприятии основано на следующих принципах:
- Открытая система вознаграждения, при которой персонал знаком с основами системы оплаты их труда, целями и задачами корпоративной системы оплаты труда;
- Конкурентность вознаграждения, при которой размер вознаграждения зависит от стоимости труда, виртуального авторитета сотрудника;
- Дифференцированность и персонифицированность систем оплаты труда;
- Учет внутренних индивидуальных мотиваций персонала;
- Наличие в системе вознаграждения как моральных, так и материальных стимулов;
- Классификация сотрудников на стержневых и ситуационных. Стержневым считается такой сотрудник, работа которого основана на знаниях, оценивается по результатам, а система вознаграждения основана на доверии. Оценка ситуационного сотрудника происходит с помощью поведенческих моделей, текущего и дискретного контроля. [2, с.28]
Инфраструктура виртуального предприятия должна обеспечивать выполнение четырех технологических операций:
- осуществление деятельности в виртуальном пространстве;
- максимальное использование информационных технологий;
- коммуникации виртуального предприятия мобильны;
- виртуальное рабочее место доступно сотруднику и имеет доступ в корпоративную сеть. [3, с.180]
При организации виртуальным предприятием рабочих мест организуется корпоративная сеть, имеющая в своем составе набор серверов, к которым разрешен доступ удаленным сотрудникам. Сервера подключаются к сетям связи с помощью коммуникационного оборудования – кабельных модемов или маршрутизаторов. На рис. 3 представлен образец календарного плана реализации виртуального предприятия.
Рисунок 3. - Календарный план реализации виртуального предприятия [3, с.185]
Чтобы обеспечить безопасность и исключить утечку информации, корпоративная сеть переводится в разряд сетей с ограниченным кругом пользователей.
После всех вышепоименованных мероприятий формируется концепция удаленной работы, создается программное обеспечение, обеспечивающее деятельность предприятия, апробируется виртуальный принцип работы, заключаются договора на комплексное сервисное обслуживание компьютерных систем и серверного оборудования. [3, с.182]
Таким образом, практика создания виртуальных предприятий имеет свою историю, но большинство мероприятий осуществляется владельцами таких предприятий на основании собственных представлений и опыта работы в сети. Особенности создания такого предприятия, подбор соответствующего персонала, требования, предъявляемые к виртуальным коллективам таких предприятий еще разрабатываются, но ежедневно приобретаемый опыт становится основой теоретических постулатов.
2. Особенности управления виртуальным предприятием. Риск-менеджмент
Рассмотренные в предыдущей главе этапы реализации и создания виртуального предприятия позволяют упростить и ускорить процесс формирования виртуального предприятия и структурировать процесс управления. На рисунке 4 представлена схема функционирования виртуального предприятия.
Рисунок 4. – Схема функционирования виртуального предприятия [3, с.185]
Виртуальное предприятие в своей структуре имеет три части, взаимно дополняющие и обеспечивающие друг друга:
- орган-координатор, представляющий реальную часть проекта. В его компетенции разработка институций для предприятия, поиск клиентов и анализ их запросов, синтез товарно-производственных решений на основании этих запросов, регламентация и корректировка деятельности предприятий, входящих в виртуальное предприятие, управление ресурсами этих предприятий;
- подразделения, функционирующие на основе виртуальных взаимоотношений – виртуальная часть проекта. Составляют эти подразделения носители специфических знаний. В их компетенции разработка новых продуктов, принятых к производству на основании запросов потребителей;
- сфера аутсорсинга, которая обеспечивает выполнение работ на договорной основе в рамках своих компетенций. [5, с.106]
Виртуальная деятельность предприятия предполагает и наличие законодательной базы, например, законодательно закреплена электронная подпись. Договора в электронной форме регулируются законодательством, подразумевающим и разъясняющим порядок заключения таких договоров с помощью электронных средств связи, их юридическую силу, правовой статус.
Однако требуется и совершенствование законодательства в этой сфере, особенно это необходимо для непосредственных исполнителей – сотрудников виртуального предприятия. Именно виртуальность отношений «работодатель-наемный работник» позволяет недобросовестному работодателю игнорировать нормы трудового права, что ущемляет права персонала. [11, с.134]
Таким образом, виртуальные предприятия являются полноправными экономическими субъектами, законодателем регламентируется их деятельность и специфические особенности.
Рост конкуренции на рынке, дифференциация выпускаемой продукции, стремление к удовлетворению индивидуальных потребностей потребителя, повышение требований к качеству товаров и снижение их цены являются современными тенденциями в мировой экономике. [2, с.218]
Информационные технологии стали локомотивом современного мирового хозяйства и способствовали появлению инновационных форм и методов ведения бизнеса. Именно такой инновационной формой стали виртуальные предприятия.
Создать виртуальное предприятие можно путем объединения ресурсов ряда экономических агентов (предприятий). Преимущества виртуального предприятия состоят в:
- Широком охвате рынка;
- Комплексном решении задач и проблем;
- Возможности перехода виртуального предприятия в фактический вид;
- Снижении материальных затрат;
- Возможности создания и эксплуатации инноваций в своей деятельности в сжатые сроки и меньших капиталовложениях. [7, с.188]
Виртуальное предприятие, становясь экономическим агентом, подвержено рисковым ситуациям, как и любая фирма. Практика управления виртуальным предприятием выделяет ряд рисков, характерных для виртуального предприятия:
- отсутствие возможности прямого управления (сильной иерархии);
- опасность потери интеллектуальных разработок и информации на всех уровнях деятельности предприятия;
- осуществление деятельности при нечетких договорных условиях;
- возможность разрушения функциональных связей абсолютно немотивированно;
- усложнение дистанционного взаимодействия;
- наличие сбоев и задержек при передаче информации в информационном пространстве интернета;
- текучесть кадров. [2, с.218]
Особенностью виртуального предприятия является возможность разделения рисков между участниками, что представляет его преимущество. Причинами рисков в системе виртуального ведения бизнеса является несовпадение принципов корпоративного управления участников виртуального предприятия, целей и задач ведения бизнеса и финансовых циклов компаний-участников.
Существующий риск и неизбежные в связи с этим потери – финансовые, материальные предопределят создание механизма, который минимизирует потери при принятии и реализации управленческих решений. Именно риск-менеджмент является таким механизмом, особой системой управления риском и экономическими отношениями, которые возникают в процессе управления.
Правильное использование стратегии и тактики управления в риск-менеджменте позволяет обратить риски в свою пользу, либо максимально минимизировать убытки. [6, с.107]
Система управления рисками предполагает выделение основных этапов риск-менеджмента с определением объектов, подвергаемых риску, это, как правило:
- человек (персонал, руководитель, контрагенты);
- имущество (информация, нематериальные активы);
- имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). [2, с.23]
При разработке системы управления рисками на предприятии определяется орган управления рисками, который состоит в финансовой системе предприятия.
Система управления рисками оценивает цели, к которым стремится предприятие, чтобы их учесть, либо скорректировать в процессе разработки программы управления рисками.
На следующем этапе система управления осуществляет целенаправленный сбор и систематизацию текущей информации для оценки основных параметров деятельности предприятия в условиях риска и неопределенности. [4, с.211]
После прохождения вышеперечисленных этапов происходит идентификация рисков, которым подвергается и может быть подвержено предприятие, распределение их по степени значимости.
На этапе качественного анализа рисков выявляются причины и источники риска, этапы и работы, выполнение которых вызывает риск, то есть устанавливаются потенциальные зоны риска, выявляются практические выгоды от этих зон и возможные негативные последствия при реализации решений, содержащих риск.
Затем проводится количественный анализ, при котором происходит численное определение отдельных рисков, рисков проекта или управленческого решения в целом (н.: метод Монте Карло). [4, с.212]
На заключительном этапе выбираются приемы и способы снижения рисков. При воздействии на виртуальное предприятие внешних и внутренних факторов риска возможно использование различных способов минимизации риска:
- Уклонение, этот способ предназначен для управленцев, действующих наверняка. Формами уклонения являются отказ от ненадежных партнеров, отказ от рисковых проектов, увольнение некомпетентных работников;
- Локализация рисков, используется при осуществленной четкой идентификации рисков и источников их возникновения;
- Диверсификация рисков состоит в распределении общего риска между участниками;
- Компенсация рисков предполагает создание механизма предупреждения опасности. [2, с.219]