Файл: Виртуальные предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Постиндустриальная экономика, единое информационное пространство, повсеместное проникновение процессов информатизации и компьютерной интеграции в общество, наличие информационного рынка информации и управления – это общие характеристики современного мирового сообщества.

К.Маркс в своем главном труде «Капитал» определял основными движущими силами экономики труд и капитал, то наша современность предопределяет главенствующую роль знаний и управления.

Современное общество становится электронно-цифровым, а в экономике ведущая роль начинает принадлежать сфере услуг, связанных с обработкой информации, управлении и производством знаний. Осознание экономическими субъектами значимости современных реалий привело в образованию инновационных форм предприятий, одним из которых и является виртуальное предприятие.

Актуальность избранной темы предопределена неразработанностью теоретических и методологических положений по управлению виртуальными предприятиями, отсутствием методологического подхода к интегральной оценке степени достижения целей управления, критериев и специфики виртуальных предприятий.

Цель работы – теоретическое и практическое исследование инновационной формы ведения бизнеса на примере виртуальных предприятий.

Достижение цели практики возможно с решением следующих задач:

- изучить теоретические основы деятельности виртуальных предприятий и историю их возникновения;

- проанализировать современную практику виртуального предпринимательства и виртуальных предприятий современности;

- рассмотреть особенности управления виртуальным предприятием и использовании в его деятельности риск-менеджмента;

- исследовать преимущества и недостатки виртуальных предприятий при объединении;

- исследовать проблемы и перспективы развития виртуальных предприятий в современных условиях.

Объект исследования – инновационные предприятия экономики.

Предмет исследования – особенности современного виртуального предприятия.

Проблемами создания, функционирования виртуальных предприятий занимались А.Гершун, М.Горский, Г.Гольдштейн, Д.Иванов, В.Ивлев, Т.Попова, Т.Бойко, Н.И. Дерябин, Д.В. Стаханов, Г.Е. Крохичева, Ю.В. Пересветов, Ю.С. Попков, В.И. Тищенко и др.

Методологической базой исследования явились методы сравнительного анализа, методы научной абстракции, индукции и дедукции, сравнения, классификации, экспертной оценки, системного и ситуационного анализа, графический метод, комплекс методов исследований, объединенных системным подходом к изучению проблем арендных отношений.


Методической и информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники, учебные пособия, диссертации, статьи в средствах массовой информации и сети Интернет, посвященные названной теме.

1. Виртуальное предприятие: теория и практика

    1. 1.1 Виртуальное предприятие как теоретическое понятие. История возникновения

Впервые о подобии виртуальных предприятий мир услышал в 1972 году, когда исследователями производственных процессов была предложена концепция «телеработы». Период с 1972 года до начала 80-х годов ХХ века носит название периода энтузиазма теоретиков, которые основали концепцию удаленного доступа в теоретическом приложении. [2, с.23]

Телеработа определялась как революция рабочего места, некий процесс, который представлял собой движение работы к работнику и предоставлял возможность осуществления работы из дома либо другого места с использованием информационных технологий.

Начало 80-х годов ХХ века характеризуется уже распространением и развитием небольших как общественных, так и частных проектов по использованию телеработы. НАСА в этот период внедряет маломасштабные проекты по телеработе в государственное управление охраной окружающей среды, здравоохранения и труда. Этот период носит название периода умеренного развития и накопления опыта и характеризуется интенсивным развитием технологической инфраструктуры. Предприятия, предлагающие телеработу, появляются уже не только в США, но и в Европе. [2, с.24]

С середины 90-х годов ХХ века наступил третий этап, который и идет в настоящее время и характеризуется бурным развитием индустрии телеработы, последующим распространением коммуникационных сетей и возникновения виртуальных предприятий. Виртуальные предприятия в современной экономике являются неотъемлемой частью жизни современного общества. На рисунке 1 представлены виртуальные организационные формы. [2, с.24]

Рисунок 1. – Виртуальные организационные формы [2, с.24]


Виртуальное предприятие является нововведением в современном бизнесе, существующая практика виртуальных предприятий доказала неоспоримость их экономического потенциала. [6, с.219]

С учетом практической деятельности виртуальных предприятий можно сформулировать определение понятия «виртуальное предприятие».

Виртуальное предприятие представляет собой объединенных общей целью индивидов, групп, экономических субъектов, их частей, распределенных в пространстве и во времени, совместная работа которых не зависит от расстояний, проходит с использованием информационных технологий, при том, что менее значимые процессы и компоненты выводятся из виртуального предприятия, а сама деятельность осуществляется в условиях высокой мобильности и отсутствия границ. [6, с.220]

Концепции организации виртуальных предприятий могут быть разными, как и информационные системы для поддержки процессов коммуникации и координации.

Заслуживает внимания форма виртуального предприятия, которая существует в Италии. Некоторое количество малых предприятий объединены в виртуальное предприятие, каждое из которых является узкоспециализированным. Они соединены единой информационной платформой, выполняя сложные заказы потребителей.

В области закупок виртуальные предприятия носят название E-Procurement, используя схему виртуального предприятия работают Daimler Chrysler, Ford и General Motors. [5, с.62]

Apple и Sony объединили свои усилия для работы над проектами в компьютерном бизнесе с помощью виртуальных предприятий.

Среди виртуальных организаций есть как «физически» существующие организации, сотрудничающие в коммуникационных сетях, так и виртуальные компании, существование которых обозначено наличием WEB-страниц, сайтов, доменов, автономных программ, сервисов и разнообразных приложений. Если в первом случае виртуальное пространство используется как средство коммуникации при объединении ресурсов для реализации общего проекта, то для вторых единственная среда существования – это виртуальная среда. [5, с.63]

При принятии решения о создании виртуальной организации подбираются людские, финансовые, материальные, интеллектуальные, организационно-технологические и другие, необходимые для ее деятельности ресурсы с участвующих в проекте «виртуальное предприятие» фирм и объединенных компьютерной сетью. [3, с.47]

Именно возможность подбора из уже имеющихся ресурсов становится основой формирования гибкой и динамичной организационной системы, которая наиболее приспособлена на выполнение возлагаемых участниками задач с максимальным использованием возможностей информационных технологий. На рисунке 2 представлены принципы формирования виртуальных организаций.


Рисунок 2. – Принципы формирования виртуальных организаций [3, с.48]

Виртуальный коллектив, сформированный в виртуальном предприятии, является новым способом организации рабочей силы, которая имеет наибольшие возможности для мобилизации скрытых людских ресурсов с помощью коммуникационных технологий, невзирая на пространство и время.

В виртуальном предприятии коллектив группируется по мере необходимости для создания определенной стоимости для удовлетворения какой-либо потребности.

Создание виртуальной продукции и услуг стало возможно благодаря инновациям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Соответственно, выпуск продукции доступен в любых времени и месте, с несчетным количеством вариантов, моделей и форматов. [7, с.310]

Коммуникационные системы являются местом реализации на виртуальном рынке продукции и услуг без личных контактов исполнителя и заказчика, осуществление торговых и банковских операций, консультации осуществляются практически мгновенно.

Существующая и действующая в виртуальном пространстве фирма обладает следующими качествами:

- трансцендентность, которая реализуется за счет снятия пространственных, временных, организационных и технологических ограничений, а процесс коммуникации может происходить как асинхронно, так и синхронно;

- отсутствие технологических ограничений на максимальное количество участников;

- внутриорганизационная информационная стратификация, когда все участники объединения имеют как роль, так и статус, который определяет степень доступа участника к информации;

- относительно высокая степень анонимности;

- наличие конформности поведения относительного количества участников виртуального предприятия;

- групповая идентичность. [3, с.88]

Таким образом, виртуальные предприятия теоретически разрабатывались с 1972 года, после чего форма организации виртуального предприятия стала называться «телеработой».

Дальнейшее развитие информационных и коммуникационных технологий привело к современным формам виртуальных предприятий. Далее мы рассмотрим современную практику виртуального предпринимательства.

    1. 1.2 Современная практика виртуального предпринимательства и виртуальных предприятий


Система Интернет предлагает потребителю ряд коммуникационных и информационных услуг коммерческого назначения, именно это предложение и является виртуальным рынком. Внутриорганизационные виртуальные формы охватывают широкую гамму работ с использованием средств коммуникаций. Общий признак таких организаций – объединенные в общую сеть виртуального коллектива с помощью информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время существуют 8 обособленных типов виртуальных организаций, которые характеризуются выходом за границы одного предприятия:

  1. Временная модульная сеть;
  2. Сеть для отдельных заказов;
  3. Целевое сетевое объединение;
  4. Централизованно управляемая сеть;
  5. Долгосрочный сетевой пул;
  6. Междисциплинарная сеть знаний;
  7. Сеть для крупных проектов;
  8. Специальные сети. [6, с.47]

Эти формы виртуальных предприятий предназначены для мобилизации ориентированных на проект высококлассных ресурсов и показывают, каким образом с помощью виртуальной кооперации можно предложить рынку «умные» решения.

Такие виртуальные предприятия, как Dell, MIGROS Cooperative, Amazon.com, RBS Insuranсe UK, ING Direct, показывают, как может выживать предприятие на основе сети с заменяемыми партнерами. В таких случая именно сеть является носителем «ноу-хау» и управляется органом-координатором, выполняя заказы с помощью цифровой передачи данных. [9, с.310]

Практика виртуального бизнеса позволила классифицировать отличительные черты виртуальных организаций:

- непостоянство функционирования;

- связи и управленческие действия осуществляются с помощью интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

- оформление взаимоотношений с партнерами и контрагентами соглашениями, договорами и взаимным владением собственностью;

- создание временных альянсов предприятий в смежных областях деятельности для реализации совместных проектов;

- минимальные затраты на аренду и содержание помещений;

- отношения администрации с персоналом договорные на любом уровне управления. [8, с.144]

Руководство виртуальным предприятием, как правило, осуществляется на собственных представлениях о виртуальных предприятиях руководителя. Возможна ориентация как на централизованную систему управления, так и автономное самоуправление партнеров.

Цели сети формулируются на основе побудительных мотивов самой виртуализации. Это может быть как экономия времени или издержек, увеличение гибкости, так и потребность в интернационализации бизнеса, повышение инновационной активности и т.п. При выборе архитектуры сети, предпочтение отдают форме, позволяющей наилучшим образом достичь целей производства благ в новых условиях. [10, с.156]