Файл: Виртуальные предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виртуальные компании, как и обычные фирмы, чаще всего используют страхование рисков, как основной метод снижения риска, когда часть риска передается страховой компании.

Этот метод надежно защищает виртуальное предприятие от неудачных решений, повышает ответственность управленцев, вынуждая их разрабатывать и принимать обоснованные решения, в соответствии со страховыми требованиями проводить защитные мероприятия.

Виртуальное предприятие, как правило, страхует следующие риски:

- имущественные;

- исполнение договорных обязательств;

- интеллектуальные разработки;

- информацию. [2, с.220]

Интеллектуальные разработки и информация сложны в страховании, ввиду отсутствия у страховой компании достаточной информации для проведения соответствующих расчетов.

Существование виртуальных предприятий выявил и проблемы – низкая «прозрачность» бизнеса, степень доверия участников, риски, связанные с ведением такого бизнеса.

Таким образом, несмотря на наличие проблем и рисковых предприятий, виртуальные предприятия являются определенной тенденцией современного бизнеса, которая соответствует современному рыночному развитию и инновационным технологическим изменениям.

3. Преимущества и недостатки виртуальных предприятий. Проблемы и перспективы развития

    1. 3.1 Преимущества и недостатки объединения фирм в виртуальное предприятие

Все преимущества и недостатки виртуальных предприятий мы объединили в таблицу 1.

Таблица 1. – Преимущества и недостатки кооперации предприятий в виртуальное предприятие*

Показатель

Преимущества

Недостатки

Риск

  1. Возможность распределения риска между участниками
  2. Ориентация на процессы
  3. Возможность эффективного использования информации в сетях коммуникации
  4. Возможность концентрации на ключевых факторах успеха
  5. Возможность интерактивной связи как с персоналом, так и с клиентами
  1. Существует опасность одностороннего использования кооперации
  2. Узкая специализация подразумевает чрезмерную экономическую зависимость от партнеров
  3. Неопределенность в планировании деятельности для участников ВП подразумевает сложности с контролем управления из-за разнородности участников, динамики самоорганизации
  4. Опасность потери новейших разработок
  5. Конкуренты могут просчитать маркетинговую стратегию предприятия и использовать в своих целях

Затраты

  1. Малые трансакционные издержки снижают и общий объем затрат
  2. Сокращение временного периода для реализации проекта
  1. Осуществляемая деятельность предполагает дополнительные расходы на ИТ
  2. Неопределенность в пространстве, разбросанность участников являются предпосылками при увеличении сроков принятия решений
  3. При роспуске предприятия возможны дополнительные расходы на реинтеграцию

Результат

  1. Привлечение лучших ключевых компетенций определяет возникновение эффекта синергии: результат объединения усилий намного превышает сумму вкладов участников
  2. Возможность ускоренного освоения рынка
  3. Возможность развития стандартов
  4. Возможность усиления позиции на рынке участников виртуального предприятия
  5. На неопределенность спроса на рынке предприятие отвечает высокой эластичностью реагирования
  1. Участники могут состоять и в других виртуальных предприятиях, которые могут конкурировать между собой
  2. Необходимость коллегиального утверждения управленческих решений
  3. Конкурентное преимущество один участник не имеет возможности использовать

Ресурсы

  1. Финансовый потенциал участников виртуального предприятия увеличивается
  2. Уровень квалификации персонала растет из-за переменчивости организационных ролей персонала, способствующей повышению и творческого подхода к исполняемой работе
  3. Отсутствует формализованная организационная иерархия
  1. У участников предприятия связаны ресурсы в целях кооперационного проекта
  2. Отсутствует социальная и материальная поддержка от участников из-за отказа от долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений
  3. Из-за приема на работу персонала для выполнения определенной работы возникают трудности по управлению персоналом

Таким образом, представленные в таблице плюсы и минусы виртуальных предприятий, позволяют сделать вывод, что виртуальное предприятие имеет определенные преимущества по отношению к обычному субъекту экономики, а недостатки нивелируются с помощью риск-менеджмента.

Ключевое достоинство виртуального предприятия – возможность выбирать и использовать лучшие ресурсы, знания и способности именно в нужный момент, т.е. с меньшими временными затратами.

    1. 3.2 Проблемы развития виртуальных предприятий

Деятельность современных предприятий происходит в условиях высокой неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды.

Чтобы выжить в таких условиях организации должны быть такими же адаптивными, быстрыми и гибкими, как и сама среда.

В свою очередь это породило новую организационную структуру, удовлетворяющую современным требованиям ведения бизнеса, имя которой – виртуальная организация. [3, с.185]

Благодаря развитию современных информационных технологий стало возможным установление партнерских отношений, находясь в любой точке земного шара, выбор и использование наилучших ресурсов, знаний и способностей людей с меньшими временными, ресурсными и трудозатратами, позволяющими сделать организацию более конкурентоспособной, по сравнению с компаниями, имеющими традиционные структуры.

Если предприятие переходит в сетевую форму, то требуется не только классическая реструктуризация, но и последовательное и длительное развитие основных компетенций и системных элементов фирмы, разработка новых методов управления.

Не согласованное взаимодействие участников виртуального предприятия при удаленности их друг от друга чревато нарастанием разногласий из-за усложнения связей, конфликтов, спорных ситуаций, что значительно снижает результативность всего предприятия.

Необходимы новый взгляд на вещи и новые формы подготовки персонала, позволяющие понять правила сотрудничества, формирующие адекватные коммуникационное и коллективное поведения, честные, доверительные и надежные отношения.

Кроме того, важным элементом, подлежащим пересмотру, являются отношения с контрагентами, т.к. само понятие конкурент приобретает новое значение. В современной экономике неизвестно, что произойдет завтра и, возможно, сегодняшний «враг» через определенный промежуток времени станет вашим основным поставщиком или иным партнером в цепочке создания благ. [3, с.185]


Таким образом, стремительное развитие технологии в сферах коммуникации и информации предполагает значительный рост производственных и технологических возможностей предприятий в мировой экономике, как следствие, можно предположить и ужесточение конкуренции, неопределенность внешней среды. Виртуальному предприятию для удержания своей доли на рынке необходимо проводить мониторинг изменений и подстраиваться под них.

Представляется рациональным использование всеми субъектами экономики сетевых форм организаций, которые полностью будут отвечать запросам среды и клиентов, чтобы соответствовать современным реалиям.

    1. 3.3 Перспективы развития виртуального рынка и виртуальных предприятий в Российской Федерации

Человеческое общество прочно вошло в состав виртуального пространства: виртуальные банковские операции, оплата услуг, приобретение предметов личного пользования, бытовой техники, автомобилей.

Поставляемые таким образом товары имеют отличное качество, а отсутствие сайта у компании, с которой мы собираемся сотрудничать может способствовать отказу от контактов с такой компанией.

С точки зрения рядового потребителя информационная экономика является единым предприятием, которое использует возможности современных информационных технологий.

Виртуальный рынок, возникший при помощи IT, мало чем отчается от классического рынка: тот же свободный перелив капитала, свобода выбора как продавцов, так и потребителей, свободный доступ к информации. [2, с.108]

Однако снижение издержек, гибкость, сокращение сроков поставки продукции (услуг) и равноправие всех участников рынка делает его все более привлекательным. Кроме того, уставшие от подделок, некачественной сборки и ненадлежащего обслуживания российские клиенты все с большим рвением идут на контакт с зарубежными производителями (продавцами).

В тоже время, виртуальное предприятие, снижая одни издержки, неизбежно увеличивает другие: необходимость опережающего роста продаж, создание нового продукта и др.

Виртуальные предприятия могут быть представлены на виртуальных рынках, как в форме предприятия, так и виртуальной компании, полностью принимающей на себя все информационные и коммуникационные возможности IT. [5, с.108]


Создание и функционирование виртуальных предприятий на российском электронном рынке происходит либо в виде самостоятельного образования, либо как продукт деятельности знакомых торговых марок. Наличие виртуального предприятия у производителя, бюджетных учреждений является показателем развития соответствующего учреждения и предприятия, а применяемый электронный документооборот становится показателем (индикатором) уровня организационной и корпоративной культуры учреждения и предприятия.

Первыми российскими компаниями, которые стали образовывать виртуальные предприятия, стали компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Сегодня это крупные рыночные игроки в электронном бизнесе. [5, с.108]

Единственным значимым недостатком является применение российскими компаниями зарубежного опыта без учета российской и региональной специфики.

Виртуальный рынок в Российской Федерации оценивается как перспективный: растущий, инновационный, инфраструктурный и перспективный хотя бы в связи с тем, что его рост превышает рост экономики страны весьма значительно.

Рунет представляется организованным, регулируемым сегментом рынка, на котором функционируют крупные и известные компании: Mail.ru, Rambler, Яндекс, Vkontakte.ru и многие другие. [5, с.109]

Российская интернет-аудитория считается крупнейшей в Европе. С каждым годом количество пользователей сети Интернет растет, обеспечивая повышение объемов онлайн-продаж. Российская исследовательская организация «Левада-центр» предоставила результаты опроса, проведенного 9-12 сентября 2016 года в 48 регионах страны, в соответствии с которыми 73% населения в возрастной категории 18+ используют Интернет, из них 47% ежедневно посещают сеть. [5, с.109]

Авторы опроса пришли к выводу, что именно молодые интернет-пользователи являются потенциальными покупателями в интернет-магазинах. Данные исследования показали, что в общем объеме доля веб-торговли составляет от 2-5%, однако, при этом ежегодно замечается её рост на 25-30%.

Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ) представила итоги исследования ритейла: масштаб веб-торговли превысил 544 млрд. руб., из которых 181 млрд. руб. составляют затраты населения на нематериальные товары (авиа и ж/д билеты, цифровой контент, билеты на концерты и в кинотеатры и т.д.), а 363 млрд. руб. потрачено покупателями на материальные блага. [5, с.109]

Обеспечение высокого темпа роста веб-бизнеса требует развития определенных направлений экономических отношений: расширение дистанционной торговли по всей России; повышение качества транспортной инфраструктуры; общенациональная популяризация и адаптация электронных платежей, что является важным фактором, поскольку в РФ недостаточно развита инфраструктура соответствующих систем, а также отмечается низкий уровень использования дебетовых и кредитных карт.


Емкость мирового рынка составляет 1650,7 млрд. дол. США. Однако если структура отечественного рынка представлена 70 % оборудования, 10 % программного обеспечения, 20 % услуг, то в странах Западной Европы соотношение составляет соответственно: 20, 20 и 40 %.[5, с.110]

Согласно концепции развития виртуального рынка в числе проблем, препятствующих инновационной направленности развития, следующие: слабая капитализация отрасли, затрудненность доступа к капиталу и выходу на фондовые рынки, отсутствие возможности венчурного финансирования.

Концепция развития виртуального рынка определила проблемы, которые препятствуют инновационной направленности развития рынка:

- слабая капитализация;

- затрудненность доступа к капиталу;

- затрудненность доступа к фондовым рынкам;

- отсутствует возможность венчурного финансирования. [6, с.81]

Виртуальные предприятия в сфере IT смогут обеспечить рост в отрасли за счет:

1) стабильного увеличения ежегодных темпов роста до 26 %;

2) достижения ежегодного объема инвестиций в проекты до 100 млн. дол. США (включая размещение акций предприятий на международных фондовых рынках);

3) достижения экспорта программного обеспечения не менее 5 млрд. дол. США в год. [5, с.109]

Виртуальные предприятия могут получить экономический эффект за счет:

- экономии на арендной плате (самой дорогой из всех статей затрат);

- совершенствования работы предприятий в информационном пространстве;

- совместного формирования и использования информационных ресурсов производственной деятельности;

- координации усилий, которая может привести к возникновению синергического эффекта. [5, с.110]

Неразвитая система электронных платежей, а также тот факт, что многие интернет-магазины продолжают наличный расчет при доставке, не дает возможности покупателям доверять электронным способам оплаты, создавая препятствия развитию веб-торговли в России.

Электронные платежи обладают рядом преимуществ: легкость в использовании, высокая скорость совершения платежей, отсутствие необходимости для покупателя всегда носить наличные деньги или банковскую карту.

Результаты опроса показали, что более 27% опрошенных никогда не пользовались услугой электронных платежей, поскольку: не хватает навыков их проведения (6%), и не доверяют электронным платежным системам (19%). [5, с.110]

Наиболее часто пользователи используют личный электронный кошелек для оплаты услуг связи (18%), товаров в интернет-магазинах (17%) и услуг интернет-провайдера (12%). [5, с.110]