Файл: Выбор стиля руководства в организации (организационно-экономическая характеристика предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1. Специфика положения руководителя и его функции

1.2. Качества руководителя и стили руководства

2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля руководства

2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями руководства

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров

3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таким образом, были проанализированы и сделаны выводы по поводу экономической эффективности деятельности исследуемых менеджеров. Теперь коснемся социально-психологических аспектов их работы:

  1. Авторитарные лидеры продемонстрировали стабильно низкие показатели социально-психологической эффективности своей деятельности. Это говорит о том, что подчиненные, отвечавшие на вопросы анонимной анкеты, в большинстве своем недовольны морально-психологическим климатом в коллективе, считают, что начальник цеха недостаточно идет на контакт с ними и не обращает должного внимания на их мнения, предложения и инициативы.
  2. Либеральный лидер имеет средние показатели удовлетворенности его деятельностью со стороны подчиненных. Из анализа их ответов можно предположить, что их устраивает микроклимат в коллективе и стиль общения с руководителем, но присутствует недовольство по поводу некоторого безразличия к их идеям и предложениям, а также отсутствие корпоративного духа, общих мероприятий и групповой сплоченности.
  3. Демократические лидеры отличаются очень хорошими социально-психологическими показателями эффективности своей деятельности в качестве управленцев. У всех троих менеджеров демократического типа результаты оценки социально-психологических параметров равны или превышают 4,2 балла, что говорит о комфортном морально-психологическом климате в их коллективах. Подчиненные руководителей-демократов высоко оценивают внимательность начальников к их нуждам и просьбам и способность руководителей к конструктивному диалогу. Все это делает работу под руководством демократичного лидера комфортной, приятной и способствующей личностному и профессиональному росту.

Таким образом, можно заключить, что управление авторитарных лидеров может оказать положительное влияние на дисциплину, соблюдение правил и выполнение производственного плана, но с точки зрения социально-психологических характеристик такой тип лидера не эффективен и негативно воздействует на моральное состояние и удовлетворенность своих подчиненных. Либеральный лидер недостаточно эффективен как с точки зрения экономических результатов своей деятельности, так и с точки зрения заботы о коллективе. Его попустительский стиль руководства не способствует эффективному выполнению контролирующей, координирующей и стимулирующей функций менеджмента. Демократический руководитель не всегда имеет выдающиеся результаты и показатели производства, чаще всего они держатся на стабильном и оптимальном уровне, сочетаясь при этом с гармоничной организацией взаимоотношений в коллективе, хорошей мотивацией подчиненных, заботой об их комфорте и постоянным стремлением к инновациям и улучшениям.


Можо заключить, что каждый стиль руководства имеет свои достоинства и недостатки, поэтому невозможно выбрать какой-либо один стиль лидерства как самых лучший и эффективный. Важной задачей является осознание руководителем слабых сторон своего стиля управления и принятие мер по их корректировке и развитию.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров

Каждый менеджер имеет свои сильные и слабые стороны, которые влияют на всю систему менеджмента организации, и его задача в процессе профессионального развития сохранить, поддержать свои достоинства, сделать их надежной опорой для своей профессиональной деятельности. А слабые стороны менеджеру необходимо тренировать и развивать. Общая суть личностного развития руководителя отражена на рисунке 6.

Гармонизация личности и стиля руководства

Сильные стороны

Слабые стороны

Менеджер

Сохранять, укреплять, поддерживать

Развивать, тренировать, прорабатывать

Рисунок 6 – Развитие руководителя

Из приведенного выше рисунка видно, что конечной целью личностного развития менеджера является гармонизация его личности и, как следствие, гармонизация стиля руководства вверенным ему предприятием, структурным подразделением или небольшим коллективом.

У каждого из рассмотренных в данной работе типов лидеров существуют свои достоинства и недостатки, сильные и слабые места. Поэтому для каждого из трех типов руководителей можно наметить ключевые направления совершенствования личностных качеств и повышения профессиональной эффективности с учетом присущего им стиля руководства.

Авторитарный руководитель.

      1. Сильные стороны:

Решительность, смелость, готовность брать на себя ответственность и идти на риск, амбициозность, стремление к дисциплине, строгий контроль за соблюдением норм и правил трудового распорядка, умение самостоятельно принимать решения в трудной ситуации, часто «фанаты своего дела» и трудоголики.

      1. Слабые стороны:

Бескомпромиссность, жесткость в обращении с коллегами и сотрудниками, неумение выстраивать диалог с подчиненными и действовать коллегиально, часто необъективность и излишняя самоуверенность, неспособность признать собственные ошибки, пренебрежение социально-психологическими факторами в коллективе, использование средств морального давления на подчиненных, повышенный акцент на властных отношениях и иерархичности, злоупотребление негативными санкциями, зачастую безразличие к инновациям и творческим идеям сотрудников.

      1. Направления роста:
  • Развитие способности к конструктивному диалогу с подчиненными;
  • Изменение своего взгляда на инициативы сотрудников, их творческие и рационализаторские идеи в сторону более положительного;
  • Развитие умения стимулировать сотрудников не только наказаниями и выговорами, но и премиями, похвалой, награждением грамотой, ценными подарками и т.п. положительными стимулами – как материальными, так и нематериальными;
  • Развитие большего доверия к подчиненным и ослабление мелочного контроля над их деятельностью, развитие умения признавать свои ошибки;
  • Изменение отношения к социально-психологической составляющей деятельности коллектива, понимание процессов групповой динамики и развитие внимательного отношения к морально-психологическому состоянию своих подчиненных.

Либеральный руководитель.

      1. Сильные стороны:

Мягкость, вежливость и корректность в общении с подчиненными, отсутствие мелочного контроля и давления на подчиненных, способность идти на уступки, выполнять просьбы, способность признавать собственные ошибки. Такой руководитель предоставляет самостоятельным сотрудникам достаточно свободы действий.

      1. Слабые стороны:

Нетребовательность и слабохарактерность, слабоволие, попустительское отношение к производственным делам и обязанностям, дистанцированность от коллектива и чрезмерная пассивность. Нуждается в побуждающем воздействии со стороны, часто перекладывает ответственность на подчиненных либо ждет инициативы сверху, легковерен и может стать объектом манипуляции со стороны более сильных и уверенных в себе сотрудников. Не всегда может достаточно строго организовать и проконтролировать производство, чтобы соблюсти график работ и выполнить план выпуска продукции.


      1. Направления роста:
  • Развитие умения отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе и силы воли;
  • Изменение стратегии избегания ответственности на стратегию решения проблем;
  • Усиление личного контроля за производством и выполнением плана выпуска продукции;
  • Повышение собственной вовлеченности в дела коллектива, не допуская при этом панибратства и фамильярного отношения к себе;
  • Развитие умения при необходимости применять более строгие негативные санкции, такие как дисциплинарное взыскание, выговор, лишение премии, а в крайнем случае – увольнение.

Демократический руководитель.

      1. Сильные стороны:

Доброжелательное и дружелюбное отношение к подчиненным, развитая коммуникация с коллективом, творческий подход к работе, способность к компромиссам, интеллектуальное управление, стремление к постоянному саморазвитию и профессиональному росту и поощрение такового у подчиненных. В плане мотивации стремится к «золотой середине», умеет грамотно сочетать «кнут и пряник», часто делает упор на инновации, стремится посещать самые последние современные тренинги, курсы и семинары.

      1. Слабые стороны:

Порою излишне гонится за нововведениями и перспективами, не уделяя достаточно внимания каждодневным рутинным вопросам и необходимости строгого контроля за деятельностью подразделения.

Также у такого руководителя есть риск формирования фамильярного отношения подчиненных к нему и размывания границ субординации.

Но в целом, демократический тип лидера является наиболее гармоничным из трех рассматриваемых типов и имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков.

      1. Направления роста:
  • Уделять повышенное внимание планированию и контролю на производстве;
  • Следить за соблюдением субординации подчиненными;
  • Избегать крайностей, свойственных авторитарному и либеральному стилям руководства.

Таким образом, с учетом специфики руководителей трех типов для каждого из них были рекомендованы направления личностного роста и развития деловых качеств. Конкретные мероприятия, которые могут быть осуществлены в рамках указанных направлений, предложены далее.


3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

Для гармонизации личности, стиля управления и повышения профессиональной эффективности руководителей цехов предприятия
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» автором была разработана и предложена следующая система мероприятий:

      1. «Круглый стол с активом подчиненных».
  • Суть мероприятия:

Раз в 2-3 недели руководитель проводит «круглый стол» – неформальное совещание с наиболее активными и инициативными работниками (актив цеха). На совещании происходит обмен мнениями и идеями по поводу дальнейшего развития производства, темпов выполнения плана, организационных и хозяйственных вопросов.

  • На что направлено:

Выработка умения строить диалог с подчиненными, обмениваться мнениями, решать вопросы коллегиально. Создание «обратной связи» с подчиненными.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Конкурс рационализаторских идей».
  • Суть мероприятия:

В цехе объявляется конкурс рационализаторских идеи и творческих предложений. Идеи могут касаться как производственно-технологической, так и организационно-хозяйственной или корпоративной, досуговой стороны жизни цеха. Все предложения должны быть рассмотрены при участии руководителя, а авторы наиболее перспективных идей – награждены. В идеале, несколько предложений должны быть реализованы.

  • На что направлено:

Развитие внимания к предложениям подчиненных, умение принимать их к сведению и поощрять инициативу и творчество; повышение лояльности к нововведениям.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Час жалоб и предложений».
  • Суть мероприятия:

Раз в неделю руководитель выделяет 1 час, во время которого занимается приемом сотрудников и рассмотрением их жалоб, личных просьб и предложений. Возможны как личные визиты подчиненных (предпочтительнее), так и работа с письменными обращениями.

  • На что направлено:

Повышение внимательности к просьбам и жалобам сотрудников с целью увеличения заботы о коллективе и повышения удовлетворенности сотрудников своим членством в нем.