Файл: Выбор стиля руководства в организации (организационно-экономическая характеристика предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1. Специфика положения руководителя и его функции

1.2. Качества руководителя и стили руководства

2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Разработка и применение психодиагностической методики для определения стиля руководства

2.3. Анализ эффективности профессиональной деятельности менеджеров с различными стилями руководства

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ С УЧЕТОМ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров

3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. –
цех №3, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Корпоративные выходные и teambuilding».
  • Суть мероприятия:

Организация корпоративных мероприятий и совместного отдыха, тренингов командообразования (teambuilding) и деловых игр для всего коллектива, в которых наравне со всеми обязательно принимает участие руководитель. Примеры:

  • Известная игра «Веревочный курс»;
  • «Бег в мешках»;
  • Различные квесты в специальных помещениях и на природе (можно заказать в event-агентствах);
  • «Проверка на себе» (дегустация собственной продукции и отгадывание ее сорта и вида),
  • «Шерстяной teambuilding» (Ведущий достает из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами. Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше. Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идет – и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом. Эта игра несет главную командообразующую
    идею – от действий каждого зависит успех всех).
  • На что направлено:

Развитие командного духа, сплоченности коллектива, усиление неформальных эмоциональных связей руководителя с подчиненными. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении руководителя, обострение социальной чувствительности, повышение адекватности самооценок и взаимооценок в коллективе.

  • Для кого рекомендовано:

Руководители всех типов (цеха №1-7).

      1. «Тренинги личной эффективности и self-менеджмента для руководителя».
  • Суть мероприятия:

Руководители всех цехов периодически посещают тренинги, которые помогут им развить недостающие личностные качества, повысить самоорганизацию и профессиональную эффективность.

План необходимых тренингов приведен в таблице 9.

Таблица 9 – План тренингов для менеджеров ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»


п/п

Тип тренинга

Какому типу лидеров рекомендовано

Руководители цехов

1

«Тайм-менеджмент
и самодисциплина»

Либеральный

Шелестович А.Ф. (цех №4)

2

«Искусство делегировать»

Авторитарный

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7)

3

«Развитие харизмы руководителя»

Либеральный

Шелестович А.Ф. (цех №4)

4

«Управление стрессом»

Лидеры всех типов

Руководители всех цехов

5

«Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания менеджера»

Лидеры всех типов;

особенно показано авторитарным

Руководители всех цехов

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7)

6

«Искусство влиять
и убеждать»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)

7

«3D-руководитель: Думаю, Делаю, Достигаю»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)

8

«Индивидуальный подход в управлении коллективом»

Авторитарные

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7).

9

«Жесткие переговоры: противостою, контролирую, побеждаю»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)


  • На что направлено:

Повышение личностной и профессиональной эффективности посредством обучения новым знаниям и навыкам.

  • Для кого рекомендовано:

Руководители всех типов; выбор конкретных тренингов для каждого типа лидера рекомендован выше.

Таким образом, автором была разработана комплексная система мероприятий, направленная на развитие слабых сторон каждого типа руководителя и способствующая повышению его профессиональной эффективности. Схема мероприятий наглядно показана на рисунке 7.

Разработанная система мероприятий направлена в первую очередь на совершенствование личностных и деловых качеств руководителей и повышение их профессиональной эффективности, которая, как уже было установлено, включает в себя два компонента: экономический и социально-психологический.

«Круглый стол
с активом подчиненных»

«Конкурс рационализаторских идей»

«Корпоративные выходные и teambuilding»

«Тренинги личной эффек-
тивности и self-менеджмента
для руководителя»

«Час жалоб
и
предложений»

Мероприятия по повышению эффективности менеджеров
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

Рисунок 7 – Схема мероприятий по повышению эффективности
менеджеров ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

По итогам проведения предложенных мероприятий прогнозируется улучшение обеих составляющих. Наглядно это отражено на рисунке 8.

Описывая эффективность разработанных мероприятий более детально, можно сказать, что предполагаемые результаты будут следующими.

Экономическая эффективность реализации предложенных мер выразится в улучшении экономических показателей:

  • Уменьшение отставания фактического выпуска от планового;
  • Сокращение доли брака в производстве;
  • Более строгое соблюдение норм и правил трудового распорядка;
  • Увеличение количества успешно внедренных инноваций;
  • Повышение общего образовательного уровня менеджеров и желания профессионально расти и развиваться в сфере управления.

Улучшение социально-психологических показателей результативности деятельности руководства

Разработанная система мероприятий для
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ»

Улучшение экономических показателей результативности деятельности руководства

Экономическая эффективность

Социальная эффективность

Рисунок 8 – Экономическая и социальная эффективность
разработанной системы мероприятий


Социальная эффективность реализации предложенных мер выразится в следующем изменении социально-психологических параметров:

  • Улучшение морально-психологического климата в коллективе;
  • Повышение удовлетворенности сотрудников своим членством в коллективе;
  • Увеличение частоты и качества проводимых корпоративных мероприятий в цехе, тренингов и деловых игр;
  • Повышение внимательности руководителей цехов к нуждам и просьбам работников;
  • Значительное улучшение коммуникаций руководителей цехов со своими подчиненными;
  • Введение практики коллегиального обсуждения проблем и принятия решений в результате организованных дискуссий.

Важно отметить, что разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия. После этого срока предполагается повторение анализа экономических показателей производства в каждом из 7 цехов ООО «ДСК РЕМСТРОЙ», а также повторное анкетирование подчиненных с целью выявления изменений в морально-психологическом состоянии коллектива.

Возможно, будет необходимо повторное применение разработанной психодиагностической методики для определения стиля лидерства (руководства), так как реализованные мероприятия могут не просто скорректировать, но даже изменить предпочитаемый менеджерами стиль управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной работы работы является достигнутой: были исследованы стили руководства менеджеров организации и разработаны меры по повышению эффективности их профессиональной деятельности с учетом выбранного стиля лидерства.

Специфика положения руководителя в организации состоит в том, что он сосредоточивает в себе функции реальной власти, является воплощением справедливости, выполняет для коллектива роль арбитра, образца, на который стоит равняться, имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии все более уменьшающиеся возможности общения. Функциями руководителя являются: стратегическая, инновационная, административная, коммуникационная и социальная функция.

Выделяют три основных стиля руководства, который может применять менеджер: авторитарный, демократический и либеральный.

Исследование управленческих стилей менеджеров и их эффективности проводилось в данной работе на предприятии ООО «ДСК РЕМСТРОЙ». Структура управления на предприятии – линейно-функциональная, персонал организации включает в себя многочисленный производственный и управленческий персонал (3 звена менеджмента). Кадровые ресурсы предприятия на 12,3% состоят из менеджмента, а 67,1% составляет основной производственный персонал. Больше всего на предприятии сотрудников со средним профессиональным и трудовым стажем от 3 до 10 лет.


Для определения типа руководителей структурных подразделений
ООО «ДСК РЕМСТРОЙ» в рамках данного исследования была разработана психодиагностическая методика. Она предназначена для диагностики доминирующего стиля руководства у начальников производственных цехов предприятия. Также были проанализированы экономические и социально-психологические показатели эффективности деятельности менеджеров.
По результатам анализа были сделаны следующие выводы:

  1. Управление авторитарных лидеров оказывает положительное влияние на интенсивность выпуска продукции, дисциплину, соблюдение правил и выполнение производственного плана, но с точки зрения социально-психологических характеристик такой тип лидера не эффективен и негативно воздействует на моральное состояние и удовлетворенность своих подчиненных.
  2. Либеральный лидер недостаточно эффективен как с точки зрения экономических результатов своей деятельности, так и с точки зрения заботы о коллективе. Его попустительский стиль руководства не способствует эффективному выполнению контролирующей, координирующей и стимулирующей функций менеджмента.
  3. Демократический руководитель не всегда имеет выдающиеся результаты и показатели производства, чаще всего они держатся на стабильном и оптимальном уровне, сочетаясь при этом с гармоничной организацией взаимоотношений в коллективе, хорошей мотивацией подчиненных, заботой об их комфорте и постоянным стремлением к инновациям и улучшениям.

Каждый менеджер имеет свои сильные и слабые стороны, и его задача в процессе личностного и профессионального развития поддерживать свои достоинства и тренировать, развивать слабые стороны. Для достижения этой цели были определены направления совершенствования качеств менеджеров.

Для авторитарного лидера этими направлениями являются: развитие способности к конструктивному диалогу с подчиненными; изменение своего взгляда на инициативу сотрудников в сторону более положительного; развитие умения мотивировать сотрудников положительными стимулами, делегировать полномочия и доверять подчиненным, больше внимания уделять социально-психологической составляющей деятельности коллектива.

Направления совершенствования для либерального лидера следующие:

развитие умения отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе и силы воли; изменение стратегии избегания ответственности на стратегию решения проблем; усиление личного контроля за производством и выполнением плана; повышение собственной вовлеченности в дела коллектива.


Демократическому лидеру было рекомендовано уделять повышенное внимание планированию и контролю на производстве; следить за соблюдением субординации подчиненными и избегать крайностей, свойственных авторитарному и либеральному стилям руководства.

Для руководителей всех типов была разработана конкретная система мероприятий по личностному и деловому развитию и повышению профессиональной эффективности с учетом выбранного типа руководства. Разработанная система мер рассчитана на 6 месяцев, в течение которых постепенно будут осуществляться плановые мероприятия.

Проведенное исследование имело теоретическую и практическую значимость, разработанные анкеты, методики и планы мероприятия полностью пригодны для реализации и внедрения в практику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.10.2018).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.10.2018).
  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 25.10.2018).
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов /
    Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
  5. Балашов, А.П. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / А.П. Балашов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
  6. Белкин, В.Н. Основы сбалансированности систем стимулов и мотивов труда персонала предприятия / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина, О.А. Антонова // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №2(331). – С. 56-64.
  7. Бухарова, Н.В. Стимулирование в системе мотивации труда / Н.В. Бухарова // Социально-политические науки. – 2014. – №1. – С. 59-65.
  8. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – 4-е изд., с изм. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 624 с.
  9. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский,
    А.И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 656 с.
  10. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология: учебник /
    О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
  11. Гибсон, Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы /
    Д.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли-мл.; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 662 с.
  12. Гусев, А.А. Проблема формирования адаптивных систем управления в условиях перехода к шестому технологическому укладу / А.А. Гусев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – № 2. – 2011. – С. 94-103.
  13. Гусев, А.А. Эволюция и проблематика концепций личности руководителя в аспекте эффективности управленческой деятельности /
    А.А. Гусев // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. – № 3 (23). – 2014. – С. 18-29.
  14. Друкер, П.Ф. Классические работы по менеджменту / П.Ф. Друкер. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 220 с.
  15. Евтихов, О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 198 с.
  16. Евтихов, О.В. Эффективное лидерство / О.В. Евтихов. – Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2012. – 132 с.
  17. Кетс де Врис, М. Новые лидеры российского бизнеса / М. Кетс де Врис, С. Шекшня, К. Коротов [и др.]; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 339 с.
  18. Кетс де Вриес, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кетс де Вриес. – 2-е изд.: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 280 с.
  19. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 524 с
  20. Кови, С.Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Кови; пер. с англ. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 302 с.
  21. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности / С. Р. Кови; пер. с англ. – 10-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 396 с.
  22. Кови, С.Р. Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / С. Кови; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 88 с.
  23. Корзенко, Н.И. Стимулирование и мотивация труда в организации / Н.И. Корзенко, А.С. Хорева // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №1(356). – С. 127-128.
  24. Латфуллин, Г.Р. Теория менеджмента: учебник для вузов /
    Г.Р. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебренников. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
  25. Степанов, A.A. О формировании эффективной системы мотивации труда на предприятии / А. А. Степанов // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – №5. – С. 55-61.
  26. Столяренко, Л.Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко,
    С.И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 575 с.
  27. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: монография / под ред. Е.В. Михалкиной. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. – 426 с.
  28. Управление – это наука и искусство: сборник авторов А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / составитель Г.Л. Подвойский. – М.: Республика, 1992. – 352 с.
  29. Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учеб. пособие /
    А.Г. Фаррахов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.
  30. Филонович, С.Р. Управленческое консультирование: методич. пособие / С.Р. Филонович. – СПб.: Изд-во ИМИСП, 2012. – 156 с.